«Золотая перчатка» Фатиха Акина: самый скандальный фильм Берлинале

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На 69-м Берлинском кинофестивале состоялась премьера «Золотой перчатки» Фатиха Акина — настоящего немецкого хоррора о реальном серийном убийце, орудовавшем в Гамбурге 70-х годов. О фильме, напоминающем то Балабанова, то Триера, то Фассбиндера,
пишет Зинаида Пронченко. 

Фатих Акин, которого самые нетерпимые из нас поспешили «похоронить» после довольно стыдного «Шрама» и невнятной картины «На пределе», чуть опередившей феминистский ренессанс 2018–2019 годов, но прозорливо отмеченной в Каннах, вернулся с «Золотой перчаткой». Пока единственным конкурсным фильмом Берлинале без всякого месседжа, позабытое искусство ради искусства.


Итак, Гамбург, злачный район Санкт-Паули, 1970-е годы. В квартире, больше похожей на инсталляцию Эдварда Кинхольца, грузное женское тело расчленяет потный некрасивый мужчина. Его зовут Фритц Хонка, и он серийный убийца. По непонятным соображениям лишь часть «вырезки» Хонка снесёт в чемодане на близлежащую помойку, а остальное припрячет в кладовку на всякий пожарный. Так, кстати, его преступления и раскроют: соседи-греки, к которым через щели в потолке просачивался не только трупный запах, но и опарыши, забудут на плите клефтико, дом охватит огонь, спасатели обнаружат в мансарде Хонки фрагменты убиенных.

Хонка существовал на самом деле, как и питейное заведение «Золотая перчатка», где он просиживал штаны и просаживал получку. Несколько лет назад про зверства Хонки написал роман, моментально ставший бестселлером, Хайнц Штрунк. Акин взял текст Штрунка за основу, хотя мог бы и обойтись собственными силами, режиссёр вырос в Гамбурге, неподалёку от района «красных фонарей», и про местный специфический ambiance знает не понаслышке.


С первых же кадров, очень плотно укомплектованных исключительно отталкивающей фактурой, — просто рыночное великолепие — начинает казаться, что вся эта кровь, слизь и почва польётся в зал оползнем. Акин ставит знак равенства между живой и мёртвой природой, поэтому смело можно назвать «Золотую перчатку» фильмом-натюрмортом. Что-то вроде монументальных полотен Снейдерса, символика и философские смыслы, как у ригористов Класа Хеды и Виллема Калфа, тут уступают место чисто формалистскому буйству красок: дряблые тела проституток в мгновение ока превращающиеся в освежёванные туши, макабр находит отражение и в уродливой бытовой культуре — деревянные пепельницы в виде пениса, какая-то синтетическая ветошь, полированные мебеля с анодированной фурнитурой.

Случайные собутыльники или, напротив, завсегдатаи и работники «Золотой перчатки», заменившие Хонке семью, — официант по прозвищу Анус, бывший эсэсовец Норберт в кожанке и монокле, ничей дедушка — тоже сплошь персонажи-маски, словно Эмиль Нольде встречается с Гойей. Истинно человеческих лиц в фильме два — подростки из зажиточного квартала Бланкенезе, заехавшие в inferno на антропологическую экскурсию.


В Акина будто вселился на время Балабанов. «Золотая перчатка» — это своего рода «Груз 200» минус страноведческие обобщения. Людское убожество автор, слава богам Валгаллы, не выводит из национальной вины. Для Акина, человека всё же пришлого — он хоть и во втором поколении, но эмигрант — стиль является решающим аргументом, а вот что его питает, пусть разбираются другие: старожилы и автохтонное население. В условно анти-heimat фильме он признаётся в любви к Фассбиндеру, шлягерам Роя Блэка и прочей Deutsche Welle. «Золотая перчатка» ни в коем случае не пастиш и не социальная критика, скорее апроприация. Акин ностальгирует по чужому прошлому, которое ему ближе общего всеевропейского настоящего. В мире без границ тяжело быть не столько чужим повсюду, сколько своим нигде.


Читайте также
Отцы и жертвы: в Берлине показали новый фильм Франсуа Озона
Самый актуальный (пока) фильм Берлинского кинофестиваля предсказуемо снял Франсуа Озон. Иначе, впрочем, и быть не могло: его картина расс...
Вопросов пачка: в прокате «Девочка». Хит Канн о балерине-трансгендере
В российский прокат выходит «Девочка» Лукаса Донта — бельгийская драма, покорившая Каннский кинофестиваль. Зинаида Пронченко рассказывает о фильме подробнее.&...
Путь Карлитоса: в прокате «Ангел» Луиса Ортеги (продюсер — Педро Альмодовар)
На российских, хоть и недостаточно широких экранах — аргентинский хит Каннского кинофестиваля «Ангел», фильм, основанный на реальной...
Наш авангард — из девяностых. В прокате «Русский бес» Григория Константинопольского
На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Григория Константинопольского, пытающийся примирить русскую литературу XIX век...
...И ещё чернее: почему «Зелёную книгу» перехвалили
В прокат вышла «Зелёная книга» Питера Фаррелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43») — фильм, который умилил всех, один из главных участни...
Шаламе Алейхем: на российские экраны выходит «Красивый мальчик»
В российский прокат выходит «Красивый мальчик» — обласканная критиками американская драма бельгийца Феликса ван Грунингена («Разомкнутый...
Также рекомендуем
Самый актуальный (пока) фильм Берлинского кинофестиваля предсказуемо снял Франсуа Озон. Иначе, впрочем, и&nbs...
На Берлинском фестивале показали фильм Дени Коте «Антология города призраков». Поэтическое высказывание в духе...
Под занавес конкурса в Берлине показали третий фильм израильского режиссёра Надава Лапида «Синонимы»&nbs...
В российском прокате — картина обладателя Золотого медведя Берлинале за «Головой о стену» Фатиха Акина. Новый фильм уже...
Самый актуальный (пока) фильм Берлинского кинофестиваля предсказуемо снял Франсуа Озон. Иначе, впрочем, и&nbs...
На Берлинском фестивале показали фильм Дени Коте «Антология города призраков». Поэтическое высказывание в духе...
Под занавес конкурса в Берлине показали третий фильм израильского режиссёра Надава Лапида «Синонимы»&nbs...
В российском прокате — картина обладателя Золотого медведя Берлинале за «Головой о стену» Фатиха Акина. Новый фильм уже...

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
00:00