«Юморист» Михаила Идова: «Пачка денег в кармане — как в космос слетать»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На омском кинофестивале «Движение» состоялась премьера полнометражного дебюта Михаила Идова «Юморист» — драматического байопика о советском юмористе Борисе Аркадьеве. По просьбе Кино ТВ Денис Виленкин рассказывает о фильме подробнее.

Рига, восьмидесятые. Обаятельный еврей травит шутки в набитом, словно банка с рижскими шпротами, доме культуры. Его немного трясёт от жизни; концертмейстер, зрители, чиновники на каждом выступлении требуют набивший оскомину монолог про обученную обезьянку. Сильнее трясти начнёт, когда поведут под белы руки в неизвестном направлении по тревожному подвальному коридору. Посадят за стол, заставят общаться с космонавтом, и даже из невесомости голос попросит: а давайте про обезьянку.


Семидесятническая вампиловская тоска разливается по бокалам в российском кино стабильно раз-два в сезон. За «Довлатовым» с его кропотливой, въедливой стилизацией на экраны приходит нечто более размашистое, как небрежно, по-псковски, накинутый подшофе шарф. Удачно выдуманного Михаилом Идовым юмориста Аркадьева помещают в среду где-то между Романом Карцевым (судя по плакату на стене, с ним он даже выступал) и Геннадием Хазановым, между душащей эпохой застоя вокруг и пульсирующей фрустрацией в себе.

Советский Союз, который выводит Идов в фильме, по сути уникален, это вереница бессознательных ассоциаций, космос и водка, звёзды в иллюминаторе с помощью монтажа превращаются в землю вокруг гэбистской машины. Фильм вообще пропитан очень нужными для героя и эпохи противоречиями. Своему сыну Аркадьев порывается читать какие-то наставления, притом что сам, в общем-то, бунтующий и ёрничающий подросток. Оттого ему особенно обидно на свою родительскую речь про «разъезжаю, чтобы для тебя деньги зарабатывать» слышать: «А как? Рассказывать анекдоты?» Символическое противоречие в знаке Олимпиады-80 на футболке главного героя. Вроде бы безделица, ничего не значащая деталь. Но как человек с наточенными на систему зубами будет наряжаться в её отпечаток? То есть в этом усматривается тот репрезентативный подход, который присутствовал и в «Лете», когда сторож, на первом плане закрывающий калитку на замок, был метафорой режима, эпохи, руки закона в большей степени для иностранного зрителя, которому этот образный ряд не претит.

Но подобные грубости, как, например, неуёмно врывающаяся музыка где-то через час после начала «Юмориста» или какие-то явно очень приятные для автора световые решения, как из клипов Скриптонита, и внезапно цветовые, как из фильма «Враг» Дени Вильнёва, всё же в случае «Юмориста» являются авторскими чертами талантливого и эрудированного Михаила Идова. То есть явно тот случай, когда не подсмотрел, а вдохновился, потому что фильм звучит и выглядит как режиссёрский дебют. Свежо, по большому счёту.


Начальные титры с латинскими и кириллическими буквами забавно отображают творческий метод Михаила Идова, человека, который жил в Нью-Йорке, превратил некоторых рижских персонажей по сути в брайтоновских (герой, к примеру, Юрия Колокольникова), был главным редактором GQ. Комплимент или нет, но лучшие сцены, простите, —художественный пересказ колонки из журнала. Эпизод не по-ерофеевски не сладкого трезвого сна, который не то сон, не то явь. Кульминационная авторская колонка — пелевинская метатрагедия в бане-Колизее, самая важная сцена фильма, с помощью которой Идов очень удачно выходит в другую жанровую парадигму.

«Юморист» биографичен настолько, чтобы не думать о припылённом вельветовом пиджаке свысока. Такой self-portrait self-made man’a. Грустный интеллектуал с всепонимающей поволокой в глазах шутит про кружок «Умелые руки», когда девушка ему мастурбирует. Наяву могут случиться перелёты, чтобы откашляться перед микрофоном в очередном доме культуры, а полёты — только во сне. Там и Незнайка на Луне, и рокот космодрома. А что до жизни, до ледяной синевы, в конце концов? Сплошное отчаяние от ощущения того, что жизнь вязнет в плотных слоях атмосферы, а не обращается прекрасной искрящейся кометой, лишь сценическим светом безжалостно разглядывает морщины.

Читайте также
It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венецианском кинофестивале вне конкурса, чт...
«Рома» не мама: другой взгляд на фаворита Венецианского кинофестиваля
Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), показанный на Венецианском кинофестивале, критики...
«Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канонический байопик о травмах, зависимостях...
Со дна поурчали. «Мег: Монстр глубины» в прокате
На российские экраны вышел фантастический боевик Джона Тёртлтауба («Starперцы», «Сокровище нации») «Мег: Монстр глубины» об очередном монстре, живущем на дне...
«Между рядами». Мелодрама в супермаркете
В прокат выходит фильм Томаса Штубера «Между рядами» (In den Gangen) — мелодрама в супермаркете, номинированная на главный приз Берли...
«Миссия невыполнима: Последствия». Том Круз возвращается с любимой игрушкой
Зинаида Пронченко размышляет об изменениях в образе самого человечного из кинематографических супергероев современности.Шестая часть одной из&n...
Также рекомендуем
Джон Уитни (1917–1995)Аниматор и композитор, Леонардо да Винчи американского авангарда, «революционер средств массовой...
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара»....
В скромном но оттого ещё более ценном прокате — «Марианна и Леонард: Слова любви», документальный фильм о Лео...
Джон Уитни (1917–1995)Аниматор и композитор, Леонардо да Винчи американского авангарда, «революционер средств массовой...
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара»....
В скромном но оттого ещё более ценном прокате — «Марианна и Леонард: Слова любви», документальный фильм о Лео...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00