«Все страхи Бо»: фрейдистская скетч-нарезка от автора «Солнцестояния»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Все страхи Бо»

В прокате стартуют «Все страхи Бо» — трёхчасовой сюр о вечном ребёнке, который едет на мамины похороны, да никак не доедет. Фильм стал самым дорогим проектом для студии A24, которая после успехов «Рода мужского» и «Всё везде и сразу», кажется, с головой ушла в треш-экзотику и забористый китч. Режиссёром выступил Ари Астер, который вновь исследует мысль семейную, но на этот раз — в плоскости гротеска и абсурдистской несуразицы. Разбираемся, о чём шутит один из самых модных хоррор-мейкеров современности.

Плешивый мямля Бо Вассерман живёт в очень неспокойном районе: на обочине гниют сторчавшиеся наркоманы, вокруг шастают татуированные фрики, то и дело гремят выстрелы и слышится грязная брань. В доме тоже всё не слава богу: там (если верить управдомовским листовкам) ползает ядовитый паук, а посреди ночи в дверь ломятся какие-то оголтелые идиоты. Бо, с ужасом наблюдающий за внешним миром (через глазок, или щель в гардинах, или рамку телевизора), редко выходит за пределы своих полутора комнат — разве что когда навещает психолога. Но вдруг случается трагедия: у Бо погибает мама, теперь он обязан явиться в другой город на похороны. Проблема лишь в том, что Бо — хронический лузер, и поэтому самая простая, казалось бы, поездка оборачивается чередой фантастических неприятностей.

Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023

В новой картине Ари Астера все страдают от нехватки чего-либо. Инфантилу Бо не хватает мужества, его властной матери — сына-отщепенца, повстречавшемуся контуженному армейцу — погибшего сослуживца. Ари Астеру не хватает чувства меры и вкуса. Трудно вспомнить фильм столь же неоднородный, как «Все страхи Бо»: где-то с середины он начинает распадаться, как хрупкая психика заглавного героя, теряя всякую цельность и драматургическую необходимость. Если первая половина — это остроумное скетч-шоу о комплексах сегодняшнего эвримена, то вторая — выспренная чушь о родительском абьюзе, сведённая к пошлейшим этюдам про коитальные инфаркты и различным психоаналитическим банальностям: тут и повторные сны, и «всё из детства», и эдиповы треугольники, и чердаки, где прячутся вытесненные пенисы.


Причём ужасает не только этот наивный фрейдизм, но и графомания Астера, его неумение остановиться и сказать себе: «Стоп, это было очень тупо», — как будто перед нами не опытный автор, а неумеха из областного киновуза.


И ведь не скажешь, что у отобранных компонентов есть какая-то изначальная несовместимость. Невротизм, ожившие фаллосы, страх секса и вязкий кошмар городской жизни — по той же рецептуре сделана, например, великая «Голова-ластик». Однако Астеру, увы, не хватает линчевского лаконизма — отчасти поэтому его внутренняя империя рушится, причём с оглушительным треском. Это грустно, ведь в основе «Страхов» лежит блестящий, чисто кафкианский концепт: герой стремится к некоей точке Б, но не становится к ней ближе. Эта «неподвижность» привносит в картину и ауру кошмара: во снах ведь часто бывает, что нас пугают не конкретные образы, а невозможность сдвинуться с места и убежать от них. К слову, финальное судилище, где Бо терпит экзекуцию от собственной совести, тоже как будто вычитана из «Процесса».

Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023

Поражают, среди прочего, и совсем уж ученические огрехи. В фильме, например, есть цветастая притча-интерлюдия, которая в течение 15 минут просто-напросто дублирует закадровый рассказ, чтоб вталдычить зрителю и без того уже понятную мысль — что герой, мол, трус и за это судьба обрекает его на вечные скитания в одиночестве. Ещё хуже — нудная и нескончаемая перепалка с матерью: герои скопом вываливают претензии друг к другу, рассказывая предысторию своих токсичных отношений, — ведь бестолковые флешбэки, пусть и хитро перепутанные, с этой задачей совершенно не справляются. Кроме того, чтобы грамотно писать такие диалоги и не сваливаться в фальшивый надрыв, нужно быть чутким психологом вроде Ингмара Бергмана, но Астер не Бергман — вот и «Все страхи Бо», мягко скажем, не «Осенняя соната».

Кадр из фильма «Все страхи Бо», реж. Ари Астер, 2023

Кажется, что Астеру стоило взять пример с Кафки и бросить работу на полпути. Но хорошо хоть, что у зрителя остается право финального монтажа: где-то в середине он со спокойной душой может покинуть зал, тем самым «вырезая» финальные акты. Но до этого момента он увидит много любопытного: и разудалый гротеск, рисующий американский даунтаун в самых тёмных красках, и эффектные страшилки — вроде таинственного исчезновения ключа или видеозаписи, которая спойлерит дальнейшие злоключения Бо. Даже Хоакин Феникс, уже не раз игравший затюканных меланхоликов, картину нисколько не выручает. Его Бо — вечный козёл отпущения, он всегда в позиции виноватого: встречный коп принимает его за кровожадного садиста с заточкой, а мягкая дама, давшая ему приют, подозревает в нём убийцу своей психованной дочки. С самых первых минут наказание для Бо кажется неминуемым — но почему вместе с ним должен страдать и зритель? Ответа нет, и приговор обжалованию не подлежит.

Читайте также
«Связанные насмерть»: холодный хоррор о сестринской любви
Ремейк культового фильма Дэвида Кроненберга.
«Питер Пэн и Венди»: лекарство от взросления
Новая интерпретация от Dinsey+.
«Мизантроп»: мрачный триллер о безумном маньяке
История поимки одного убийцы из Балтимора.
«Семь королей должны умереть»: финал экранизации культового цикла книг
Окончание сериала «Последнее королевство».
Также рекомендуем
Действительно оригинальные картины, которые нарушают любые каноны.
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племянником
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канони...
История неснятого фильма, который опережал своё время.
Действительно оригинальные картины, которые нарушают любые каноны.
Одинокий радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса присматривает за 9-летним племянником
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канони...
История неснятого фильма, который опережал своё время.

Последние новости

Что смотреть в кино с 25 апреля: от «Блиндажа» до «Зла не существует»
Отечественные драмы, новый фильм Рюсукэ Хамагути, перевыпуск классики.
Фильм «Фуриоса: Хроники Безумного Макса» изначально должен был быть аниме
За 15 лет разработки проект успел претерпеть изменения.
ММКФ-2024: самозванцы активизируются, вампиры социализируются
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть вторая.
00:00