Возлюби ближнего своего: «Королевство зверей» — научно-фантастическая драма с Каннского кинофестиваля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Королевство зверей». Canal+/RWV Films

В российский прокат вышел научно-фантастический фильм французского режиссёра Тома Кайе «Королевство зверей», открывавший программу «Особый взгляд» на 76-м Каннском международном кинофестивале. Картина рассказывает о жизни в мире ближайшего будущего, где бушует вирус, превращающий людей в животных. Разбираемся, каким получился неординарный фильм, сочетающий элементы антиутопии, боди-хоррора, триллера и драмы взросления.

Мир охватила эпидемия таинственного вируса, превращающего людей в животных. Неизвестная болезнь, из-за которой у инфицированных прорезаются крылья, клыки и когти, а тело покрывается чешуёй, густой шерстью и перьями, коснулась и семьи французского повара Франсуа (Ромен Дюрис): его супруга Лана тоже постепенно теряет человеческий облик и трансформируется в зверя, или «существо», как заражённых пренебрежительно именуют в народе. После нападения на близкого женщину поместили в больницу, а потом решили отправить в специализированное учреждение, где содержатся другие «мутанты». По слухам, это место больше напоминает изолятор или концлагерь, чем медицинскую лабораторию. Причины возникновения вируса пока выяснить не удалось, а вакцину, как и лекарство, учёные ещё не придумали, поэтому французские власти видят единственный выход из неконтролируемой ситуации в сегрегации.

Вместе с 16-летним сыном Эмилем (Поль Киршер) Франсуа перебирается в небольшой городок на юге страны, чтобы быть поближе к месту, куда должны перевести Лану. Однако всё идёт не по плану: микроавтобус, перевозивший «существ», попадает в аварию, и все они оказываются на воле. Среди сбежавших «мутантов» числится и супруга Франсуа. Мужчина с сыном безуспешно прочёсывают леса в поисках Ланы и пытаются наладить быт, насколько это возможно. В то же время Эмиль обнаруживает, что из-под ногтей у него пробиваются острые когти, а на теле появляется шерсть.

Кадр из фильма «Королевство зверей». Canal+/RWV Films

Над «Королевством зверей» (оригинальное название Le règne animal переводится как «Царство животных») работал французский режиссёр Тома Кайе. Его всегда интересовали темы сложных человеческих взаимоотношений, трудностей взросления и возможного будущего. В ромкоме «Истребители», получившем четыре награды на 67-м Каннском кинофестивале, молодые влюблённые бросали вызов условностям, а антиутопический сериал «К жизни» рассуждал о мире, где бессмертие стало возможным. В своей новой работе Кайе скрестил пронзительную coming-of-age историю с фантастическим сюжетом, обличающим всепроникающую ксенофобию и её последствия.

Неудивительно, что горькие притчи об абсолютном непринятии другого всё ещё остаются тенденцией мирового кинематографа. Прошлогодний триллер из Канн «Хищники» («As bestas», буквально — «Как звери»), основанный на реальных событиях и рассказывающий о нетерпимости испанских фермеров к «чужакам»-французам, вылившейся в затяжную вражду, которая закончилась жестоким убийством. В 2022 году на французском смотре также показали тревожную драму «МРТ» («R.M.N.») о бытовой ксенофобии по отношению к мигрантам со Шри-Ланки, процветающей в румынской деревушке. О ненависти к тому, кто хоть чем-то отличается от тебя, как о главном человеческом пороке, лежащем в основе мировых катастроф, говорил и Гильермо дель Торо. Его печальная сказка «Форма воды» (2017), получившая премию «Оскар» за лучший фильм, всё ещё служит ориентиром для режиссёров, решивших завернуть злободневный монолог о проблемах современного общества в фантазийную обёртку с элементами хоррора. Так, испанский слоубёрнер «Акеларре» (2020) приравнивал пытки и сожжения обвинённых в колдовстве женщин к фемициду, а «Титан» (2021) Жюлии Дюкурно обращался к страшной теме одиночества и аутоагрессии из-за чужих предрассудков.

Кадр из фильма «Королевство зверей». Canal+/RWV Films

Вселенная «Королевства зверей» строится вокруг нескольких актуальных мотивов. В паническом страхе людей перед неизвестным вирусом и методах борьбы с его распространением, включающих изоляцию заболевших, звучат отголоски пандемии COVID-19. В сценах, где радикально настроенные французы настаивают на сегрегации «мутантов», но чаще — на их истреблении, читаются расизм и ксенофобия, которые неизбежно становятся первопричиной глобальных конфликтов, приносящих лишь разрушение и смерть. В призывах героев к изгнанию «существ» из цивилизованного общества слышится не только варварская идея Трампа о возведении стены на границе между США и Мексикой «ради безопасности Америки», этой осенью подхваченная уже Байденом, но и негативное отношение французов к большому потоку мигрантов. Ответ на вопрос, в ком режиссёр видит настоящих монстров — в напуганных заражённых, которые при ласковом обращении к себе не представляют угрозы (проверено Эмилем), или в одиозных «здоровых», воспринимающих всех непохожих на них как смертельно опасных врагов, более чем очевиден. В комедийном хорроре «Тепло наших тел» лекарством от зомби-вируса являлось милосердие.


«Королевство зверей» же пессимистично размышляет о невозможности мирной жизни, пока ненависть не будет полностью искоренена из людских сердец. С выявления кризиса гуманизма режиссёр всё время смещает фокус на две взаимосвязанные сюжетные линии — отношения отца с сыном и стремительное взросление Эмиля.


С выявления кризиса гуманизма режиссёр всё время смещает фокус на две взаимосвязанные сюжетные линии — отношения отца с сыном и стремительное взросление Эмиля. В кино телесные метаморфозы часто транслируют ужасы переходного возраста, как в «Оборотне» (2000) и короткометражке Дюкурно Junior (2011). В «Королевстве зверей» зритель пристально наблюдает за поэтапным превращением старшеклассника в антропоморфного зверя.

Кадр из фильма «Королевство зверей». Canal+/RWV Films

Малейшие телесные изменения показывают крупным планом, поэтому сцены, где Эмиль выдёргивает у себя когти, вырывает клык изо рта и демонстрирует изогнутый позвоночник, одновременно восхищают и отталкивают, — так и должно быть в качественном боди-хорроре. Мутация подростка запускает сюжет о продолжительном поиске взаимопонимания между отцом и сыном, возможном только в случае полного принятия родителем неизбежной сепарации ребёнка.

Франсуа боится, что Эмиль, как и Лана, перестанет себя контролировать и отдалится от него. И всё же желание обеспечить сыну свободное будущее оказывается сильнее эгоизма. Помимо мутаций, процесс взросления Эмиля выглядит стандартно: он напивается на вечеринках, пререкается с отцом, впервые влюбляется и занимается сексом и, подобно Донни Дарко, чувствует себя изгоем среди сверстников. Режиссёр пристально всматривается в мрачный мир глазами подростка. Благодаря сильной актёрской работе молодого Поля Киршера, в чей родственной связи с героем Ромена Дюриса сомневаться не приходится, в жизнь обычной французской семьи, вокруг которой в основном строится повествование, действительно веришь.

Кадр из фильма «Королевство зверей». Canal+/RWV Films


«Королевство зверей» впечатляет богатой визуальной составляющей: причудливые образы зверей, в которых превращаются люди, завораживают детализированностью, а от точного воспроизведения актёрами повадок и инстинктов животных перехватывает дыхание. Вселенную Тома Кайе населяют антропоморфные птицы, ящерицы, пумы, осьминоги, волки и бог весть кто ещё.


Каждое создание обладает уникальным набором черт и заслуживает внимательного изучения. Особенно западает в душу трагическая история человека-орла, отсылающая к мифу об Икаре. Впрочем, необыкновенная природная эстетика, трепетный саундтрек и крепкий психологизм не избавляют фильм Кайе от незначительных огрехов. Кино разрывается между общим и частным, из-за чего некоторые арки провисают (происхождение и пути передачи вируса так и не объясняются), а персонажи, та же добродушная полицейская в исполнении Адель Экзаркопулос, не получают необходимого раскрытия.

Картина Тома Кайе едва ли совершает жанровый прорыв, сюжетно нередко совпадает с любопытным «Волком» Натали Бьянчери и заимствует душераздирающую кульминацию из первого «Аватара». И всё-таки «Королевство зверей» безошибочно улавливает пугающий ритм современности и робко говорит о всепобеждающей силе любви. Кино Тома Кайе — важное напоминание о необходимости беречь в себе человека, которое нужно здесь и сейчас.

Читайте также
Трудности перевода: «Нина» — женская драма о прощании
Терапевтичная драма о разлуке с прошлым в декорациях солнечного Тбилиси.
Рецензия на фильм «Немая ярость»: Джон Ву снял боевик о мести почти без диалогов
Рассказываем о том, каким получилось возвращение культового азиатского режиссёра в ...
«Уроки химии»: обаятельная ретродрама о научной стороне кулинарии и утраты
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.
Кто виноват и что делать: рецензия на социальный триллер «Белый список»
Непредсказуемый триллер в духе лучших образцов жанра.
«Локи»: как бог хитрости стал путешественником во времени и главным героем мультивселенной
Продолжение приключений самого неоднозначного персонажа Marvel.
Также рекомендуем
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
В Каннах показали новую картину Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Как всегда не обошлось без оскорблённых з...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
В Каннах показали новую картину Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Как всегда не обошлось без оскорблённых з...
Запредельно страшно не будет, зато будет как минимум интересно.

Последние новости

Кейт Уинслет в трейлере военной драмы «Ли»
В российском прокате лента стартует 17 октября.
Анонсирован сиквел «Летучего корабля»
Премьера должна состояться в 2026 году.
Слава Копейкин и Денис Косиков на постере сериала «На автомате»
Новый сериал от «Кинопоиска» получил дату выхода.
Дзен поделился статистикой контента о Гарри Поттере
Ко всемирному дню, посвящённому циклу книг Джоан Роулинг.
Джордж Миллер начал работу над новым приквелом «Безумного Макса»
На этот раз он расскажет о главном героем в исполнении Тома Харди.
00:00