«Воздух»: равнодушный небосвод

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Воздух», НМГ Кинопрокат

Долго варившийся в производственном котле фильм Алексея Германа — младшего наконец увидел собственную премьеру. Оказался ли он массовым военным эпиком или ненароком забрёл на территорию дорогостоящего артхауса — давайте разбираться вместе.

У военной драмы Алексея Германа — младшего есть два трейлера: прокатный и фестивальный. И если первый смонтирован и выстроен как присказка к типичному возвышенно патриотическому кино о Великой Отечественной, то второй — это уже что-то ближе к духу фильмов Алексея Германа — старшего. Не «Двадцать дней без войны», не «Проверка на дорогах», однако что-то такое там всё-таки есть — авторское и не блокбастерное.

Так какой же из двух роликов релевантен по отношению к «Воздуху»? И до сих пор ли уместно сравнивать работы старшего и младшего Германов? Настолько ли обязательно иметь в виду неповторимость наследия отца, которое многих зрителей электризует и заставляет их заочно диагностировать синдром вторичности у любого проекта сына?

Кадр из фильма «Воздух», НМГ Кинопрокат

Много слов было сказано и написано о Германе-старшем, и мы тоже не постесняемся высказаться по теме. Алексей Юрьевич всю свою карьеру ставил правила академической постановки вверх тормашками. У него не было передних и задних планов — была экранная суматоха из случайных людей, случайных звуков, как будто бы нечаянно пойманных звукозаписывающей аппаратурой, но на самом деле нет, из обескураживающих взглядов статистов прямо в камеру, из выражений боли — как явных, внешних, так и невидимых, переживаемых внутри. Война у Германа-старшего — война не героическая, а страшная, честная, лишённая ауры подвига и замешивающая сотни жизней в густую человеческую похлёбку, где не разберёшь, кто кем был до начала боевых действий, кто кем станет после и даже кто есть кто в данный момент. В перманентно монохромном универсуме Алексея Юрьевича это навсегда останется загадкой. А ещё Герман-старший любил идти против штампов и против идеологически безопасных установок советского киностроения — поэтому его фильмы, такие настоящие до жути, пускай и веет от них фантазмом, критика и современники не всегда принимали (а первый самостоятельный полный метр и вовсе закинули «на полку» на 15 лет). И с историей родной страны, будь то революция, сталинские 30-е, военная пора, месяц смерти Иосифа Виссарионовича или взгляд на Россию, замаскированную под далёкую отсталую планету из прозы Стругацких, режиссёр всегда вёл отнюдь не приятельскую беседу — давил на живое и вспоминал то, что прочими советскими кинематографистами по указу вышестоящих инстанций зарывалось поглубже и наподольше.

Кадр из фильма «Воздух», НМГ Кинопрокат

Этот пространный экскурс в творческий рецепт Алексея Юрьевича считаем необходимым, так как многое из того, что мы начеркали в предыдущем абзаце, применимо и к новому фильму Алексея Алексеевича.


«Воздух» — это много немой ярости, много солдатской бытовухи, много тяжести на душах, загубленных бесконечными боями. И самое главное (и самое ужасающее) — это рутина, обескураживающая потому, что это просто-напросто не может не повергать в шок, когда высшее проявление насилия становится рутиной.


Этот процесс покрытия коростой некогда горячих юных сердец выражен через становление военной лётчицы, в 1942-м прибывшей в распоряжение смешанного авиационного полка под Ладогой и за несколько лет войны из хрупкой необстреленной пташки превратившейся в матёрую воительницу, в «валькирию, восхитительную и пугающую». Цена этой трансформации высока — фронт никому не делает скидок, вне зависимости от пола, возраста и военно-учётной специальности.

К слову, отдельной строкой в «Воздухе» проговаривается мысль, которую советский фильм про бомбардировочный полк «Ночных ведьм» утрамбовал, тоже советские «Крылья» Шепитько развили, а «Дылда» Балагова провела её декодинг для зрителя XXI века. Мысль о том, что, хоть у войны и не женское лицо, отважные девушки и в небе, и на земле, если труба позовёт, готовы пойти на смертный бой и при этом, если им всё ж доведётся пережить мясорубку и вернуться домой целыми и невредимыми, то в итоге они теряют гораздо больше, чем мужчины. О стигматизации фронтовичек что в СССР, что в нынешней России говорят не очень часто. Но даже малейший намёк на эту неоднозначную тему создаёт лишний повод в неё окунуться, за что «Воздух», мы уверены, многие критики поблагодарят, пускай тесная и гулкая интонация фильма полноценному исследованию в этой области не совсем способствует.

Кадр из фильма «Воздух», НМГ Кинопрокат


Фильм Алексея Германа — младшего настроением, атмосферой и минорно-брейгелевской тональностью, напоминающей проекты его отца, чем-то похож и на «Дюнкерк» Нолана. Экранное воплощение восточного фронта у Алексея Алексеевича такое же промозглое, серое, апатичное и беспощадное к своим героям. Разве что саундтрека от Ханса Циммера не хватает.


Вместо него, как и вместо саундтрека в принципе, — рёв моторов, вой дырявого фюзеляжа, глухие выстрелы и свистящие порывы ветра. Заголовок «Воздух» Герман-младший, не исключаем, давал своему фильму не в последнюю очередь из-за его звукового оформления. Ведь в воздухе, там, наверху, всё иначе слышится — создаётся чувство невесомости и в какой-то степени безмятежности. Даже под обстрелом или в крутом пике паника заглушается пустотой пасмурного и равнодушного к людским страданиям небосвода, роль которого исполняли панорамные LED-панели. На них с помощью передового видеоигрового движка съёмочная группа воссоздала свинцовые небеса. Актёров не науськивали терпеть критические перегрузки в кабинах настоящих истребителей, как в случае с нашумевшим «Топ Ган: Мэверик», однако технологическое решение с имитацией воздушного боя в условиях павильона оказалось не менее действенным. Иной раз натурная съёмка столь филигранно стыкуется на монтажном столе с «искусственным» кадром, что об искусственности говорить не приходится и не хочется. Герман-старший никогда не стремился снимать удобное кино, кино «для неискушённых глаз», зато его сын — стремится, и работу его на этой стезе следует отметить и похвалить.

Кадр из фильма «Воздух», НМГ Кинопрокат

Да и в целом «Воздух» достоин похвалы. Он не глуп и не претенциозен, он достойно выглядит и не скатывается в авиационный боевик. Он про войну, но зрительской слезой не манипулирует, предлагая нам взглянуть не на то, «как ужасно это было», а на то, «почему такого быть не должно». С этим фильмом-долгостроем (ковид и все последующие за ним большие катаклизмы растянули продакшен ленты на пять с лишним лет) Алексей Алексеевич однозначно обошёл свои прошлые картины — и байопик «Довлатов», и притчевый «Под электрическими облаками», и камерное «Дело». Правда, не обошёл нетленки собственного отца, однако теперь и уже воспринимается не как его подражатель, а как полноправный наследник стиля. Кому-то такой подход, такая преемственность покажутся занудными (герои общаются как роботы, а окружение их намеренно заунывно), нереалистичными (некоторые сцены и ситуации конфликтуют с рациональной логикой) и банально несовременными (грустными «производственными драмами», в том числе и фронтовой направленности, нынешнего зрителя не удивишь). Кому-то даже сам факт сопоставления старшего и младшего Германов может показаться если и не кощунством, то далеко не самой подходящей тактикой рецензирования. Однако мы убеждены в том, что «Воздух» только с такой позиции и можно рассматривать — как неслучившийся военный эпик, которому повезло состояться как техничное, исправное произведение, знающее, что оно хочет высказать и каким языком — во многом заимствованным — оно будет это делать.

Читайте также
Возвращение к корням: «Эхо»
Мрачный и жестокий, но вторичный сериал Marvel.
«Химера»: под культурным слоем
Нелегальная археология и чудеса на тосканских виражах.
Антиобщественное выживание: «Общество снега» Хуана Антонио Байоны
Фильм-катастрофа о том, как уцелеть под снежной лавиной и неподъёмным грузом вины.
В космосе всё те же: «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»
Рассказываем о новом научно-фантастическом фильме Зака Снайдера.
Также рекомендуем
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
Обезоруживающий режиссёрский дебют Или Малаховой о женщинах в трёх поколениях.
Волшебство панка и фантазийная история взросления.
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
Обезоруживающий режиссёрский дебют Или Малаховой о женщинах в трёх поколениях.
Волшебство панка и фантазийная история взросления.
Какими «сокровищами» запомнился Берлинский кинофестиваль в этом году.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00