Наш авангард — из девяностых. В прокате «Русский бес» Григория Константинопольского

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российские экраны врывается «Русский бес» — новый фильм Григория Константинопольского, пытающийся примирить русскую литературу XIX века с американской XXI века и ставший нашим неожиданным ответом Ларсу фон Триеру, столь же безжалостным и эгоцентричным, как его «Дом, который построил Джек». Уже сейчас у «Беса» есть как горячие сторонники, так и противники. Автор восторженной рецензии на КИНОТВ Гордей Петрик — из числа первых. 

Самое интересное в этой картине — её автор. Всё в нём двойственно. Дышит девяностыми, но лучше, чем кто-либо другой из сегодняшних российских режиссёров, чувствует время и, возможно, единственный признаёт его, времени, преемственность и анахроничность. Его бюрократы предпочитают музыку Хаски, и чтобы про автомат, модные дизайнеры разрисовывают пост-заводские стены красными портретами Сталина. У него бывшие советские врачи-светила переквалифицируются в капельников и снова спасают элитных клиентов, правда, теперь чиновников c участковыми, и от запоя. И каждый его фильм — отчаянный ответ фильму западному, часто притворяющийся ремейком с поправкой на особый менталитет. Менталитет настолько особый, что вытесняет любые реминисценции: заявленный Russian Psycho не способен убить священника, случайные напарники выводят из запоя вместо того, чтобы, как в известном сериале, варить мет, а сами наркоторговцы не чета новым русским, решившим вложиться в кинопроизводство. «Русский бес» получился таким же, как его автор, лавирующим от глобального высказывания к личному до тесноты, от фарса к канонической трагедии, от «Бойцовского клуба» к цитатам из Антония Погорельского.

У такого эклектизма есть предпосылки. Изначально, ещё в самом сердце девяностых, Григорий Константинопольский прославился как клипмейкер. Затем подытожил эпоху своей молодости фильмом-паноптикумом с шутливо-экстравагантным названием «Восемь с половиной долларов» (кассета с которым, кстати, лежала на полке у каждого уважающего себя столичного жителя вплоть до конца нулевых). Он тоже был о времени, но по-другому. Потому что то время, по мнению режиссёра, было началом начал. «Восемь с половиной долларов» был скроен из тогдашнего пульсирующего культурного и медиафона. Главный герой Гера Кремов (в исполнении пьяного и обаятельно картавящего Ивана Охлобыстина) снимал рекламу жвачки; её эстетика пронизывала весь фильм. Наталья Андрейченко говорила голосом Ренаты Литвиновой — так оживал закоренело советский образ. Вслед за «Миром без любимого» орала группа «Ноль» про индейца. В дешёвых барах пил Макаревич, пел Пресняков, и вообще снималась одна богема или те, кому по случаю удалось в неё записаться.


Вышедший ровно через двадцать лет «Русский бес» выглядит почти как кровный сиквел «Долларов». Из редкого разряда тех (на моей памяти в российском кино последних лет десяти была только вторая «Асса»), которые ставят целью показать, что мы потеряли, спрятавшись за мнимый сдвиг парадигм. Константинопольский заявляет: парадигмы никуда не двигались и уж тем более не менялись. Москва в «Бесе» чудовищно несовременна и одновременно узнаваема с первого до последнего кадра. Значительная часть съёмок пришлась на Noor Bar и Caffe Torino, Манеж и Веранду 32.05 (притом на каждой из лакшери-площадок происходят нетипичные для повседневности действия: в «Нуре» на барных стойках танцуют полуголые женщины, как в старых гангстерских фильмах, а, например, в Музеоне героев убаюкивают оперетты из пары повторяющихся слов). Вдали священным онейрическим огнём перемен горит Москва-Сити. Среди эпизодников, помимо Ефремова с Виторганом, мелькают Зимин и Валерия Гай Германика. Сейчас можно сказать абсолютно точно: в обоих случаях получился портрет подходящей к концу эпохи — девяностых и смутного, «стабильного» времени, существующего от них в зависимостях исторической, этической и особенно эстетической.

Взяв за объект культурной апроприации русскую готику из школьной программы и американские фильмы, увиденные на VHS, присваивая и ославянивая чужой дискурс, циклично возвращаясь к девяностым, которые у него никакой не миф, а самый что ни на есть базис, Григорий Михайлович, сам того не желая, врывается в поп-культурную волну российских двадцатилетних и прочее «ноубрау» (что, наверное, должно быть свойственно хорошему клипмейкеру). Впрочем, мораль у Константинопольского всё та же, что уже является большим преимуществом. Какое время — такая и мораль; фильм учит, что времена не меняются. Режиссёр понимает: даже категория постмодернизма исчерпана. В итоге на саундтреке феминистский электронный лэйбл «Убийцы Crystal» играет во время сцены токсичной маскулинности, предположительно из-за строчки «Я готова е****ся», а «Маму Любу» он ставит именно в тот момент, когда героиня Любы Аксёновой застаёт свою экранную маму, мягко говоря, не в лучшем свете. Всё здесь непроизвольно, по ассоциации. Оттого и так достоверно.


На английском «Русский бес» — Russian Psycho. Опять девяностые. До ремейка почти что одноимённого романа Брета Истона Эллиса (а в случае Константинопольского — скорее экранизации 2000 года) не хватает терпения и дроппинга брендов. Считывается ирония: очередной Сhanel в речи героев поменялся на проговаривание патриотических и православных скреп в духе не абы кого, а сразу Фёдора Достоевского (не зря же в названии «бес»). Тут случается новая контаминация: архаичная манера речи до боли напоминает путинский официальный язык. Тем более, тут вам и крупный банкир, и продажный поп-батюшка, и гоголевская совершенно Александра Степановна Трушкина из БТИ. Собственно, и главного героя зовут величественно, Свят (Иван Макаревич), а его кукольную невесту — непритязательно по-славянски, Ася (Любовь Аксёнова).

Заигравшийся в мета-богему Свят добивается Аси, играя по правилам её родителей: в первой же сцене кладёт им на стол бизнес-проект (ресторан русской кухни) и вскоре начинает регулярно посещать церковь. В свободное время, как бы вживаясь в образ идеального жениха, сражается с врагами веры нашей и отечества с кольтом и топором в руках. И не так важно, сон это или явь, ведь в любом случае одинаково весело и страшно.


Где-то в середине фильма сам Константинопольский на хозяйских правах врывается в разухабистое, по-театральному клиповое пространство. «Вы думаете, вы все здесь новые, — говорит он своему молодому альтер эго. — Думаете, что ничего не было до вас, что вы пришли — и всё изменилось? Ошибаетесь. Всё как было, так и есть — по-старому». Недостаток его актерской харизмы придаёт фильму документальности. Проходные шутки и очевидно затянувшиеся сцены создают атмосферу отеческого диалога. «Русский бес» транслирует сегодняшнее состояние своего автора. На протяжении всей режиссёрской карьеры Григорий Константинопольский мечтал исполнить главную роль. В недавней «Пьяной фирме» протагониста так и звали — Григорий Михалычем. «Русский бес» — отчасти фильм-откровение, симбиоз саморефлексии и того, что сердцу дорого и душе. «Всё развивается, Россия идёт вперед, а ты так и остался в своих девяностых», — говорит ему героиня Ксении Раппопорт. Говорит правду, но между правдой и истиной такая же пропасть, как между свободой и волей.

Наверное, через двадцать лет мы тоже будем смотреть «Беса» как артефакт — из мира, где единственный честный следователь — плод воображения человека, не способного принять не дикий капитализм (категория, в принципе далекая от русского человека) и даже не тяготы путинского режима, но перемену этой самой воли на гнетущую, лишающую надежд стабильность, — артефакт, возможно, ещё более ценный.


Читайте также
...И ещё чернее: почему «Зелёную книгу» перехвалили
В прокат вышла «Зелёная книга» Питера Фаррелли («Тупой и ещё тупее», «Муви 43») — фильм, который умилил всех, один из главных участни...
Шаламе Алейхем: на российские экраны выходит «Красивый мальчик»
В российский прокат выходит «Красивый мальчик» — обласканная критиками американская драма бельгийца Феликса ван Грунингена («Разомкнутый...
Колотые раны: другой взгляд на «Стекло» М. Найта Шьямалана
Супергеройская психодрама «Стекло» М. Найта Шьямалана пережила в российском прокате первый уикенд. В череде отрицательных и нед...
Время и «Стекло». Почему продолжение «Неуязвимого» и «Сплита» — сплошное разочарование
В прокате новый фильм режиссёра-фокусника М. Найт Шьямалана — амбициозный проект по скрещиванию нескольких киномиров с претензией на ...
Семейное дело: в прокате «Наше время» Карлоса Рейгадаса
Благодаря отважным прокатчикам «Иноекино» на российский большой экран выходит «Наше время» — трёхчасовой фильм одного из ключевых ре...
С большой дороги. В прокате «Романтики “303”»
На российские экраны выходит новый фильм австрийского режиссёра («Воспитатели») и актёра («Перед рассветом») Ханса Вайнгартнера «Романтики “303”» —...
Также рекомендуем
Воссоединение матери и дочери, которые не знали друг друга.
Воссоединение матери и дочери, которые не знали друг друга.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00