В прокате «Гнев»: расскажи мне про бомбы, Париж и Бейрут

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Гнев», реж. Мария Иванова-Сурае

В прокате можно застать необычный фильм «Гнев» — копродукцию России, Ливана и Германии от российской кинематографистки Марии Ивановой-Сурае. Тимур Алиев — о том, как чувственная история любви ливанки и француза оборачивается невообразимыми последствиями.

Молодая девушка по имени Ида (французско-ливанская актриса Манал Исса — вы могли видеть её в ленте «Пловчихи» на Netflix) очень любит рисовать. Ливанка живёт с семьёй в небольшой деревне на окраине Бейрута, столицы Ливии. Родная мать (Жюлия Кассар — драму «Оскорбление» с её участием выдвигали на «Оскар») не очень-то одобряет хобби дочери. «Этим на жизнь не заработаешь!» — отчитывает она её, когда Ида не помогает матери по хозяйству.

Девушке вот-вот 19, по меркам арабского мира (и, в частности, её семьи) пора подумать о замужестве, а не то Ида рискует остаться старой девой. Умиротворённое введение картины прерывается звуками радио, на волнах которого передают обрывки новостей о войне. Через несколько минут на дом Иды упадёт бомба. Девушка чудом останется цела (в момент атаки она вышла из здания), однако младший брат Иды погибает, а родной отец (Хуссам Сабба — «Честный человек») становится инвалидом.

Кадр из фильма «Гнев», реж. Мария Иванова-Сурае

Главная героиня решает бежать из деревни, оказавшейся в очаге военных действий. Ида, оставив мать проживать горе утраты и ухаживать за больным отцом, отправляется в Бейрут получать образование. В этом ей помогает родной дядя (Мохамед Акил — «Четыре льва»). Устроившись на работу официанткой, Ида знакомится с обаятельным французом Гансом (Орельен Шоссаж). Довольно быстро «розовые очки» падают с лица героини, открывая суровую, удушающую действительность её отношений.

«Гнев» — весьма примечательная работа, в которой сошлось множество разных тем. От красивой истории знакомства и красочных романтических отношений до проблем домашнего насилия, консервативных устоев арабского мира и, наконец, радикализма, вытекающего из расизма и ксенофобии, — Мария Иванова-Сурае увлекательно переплетает и лёгкие для восприятия, и достаточно тяжёлые вопросы, так или иначе всплывающие в современном обществе.

«Гнев» большую половину хронометража (фильм длится два часа, режиссёрка отнюдь не торопится развенчать интригу и подбросить в костёр повествования сюжетных твистов) и не думает удивлять. Напротив, размеренный темп истории, планомерное протекание конфетно-букетного периода призвано максимально усыпить бдительность даже самого внимательного зрителя.

Кадр из фильма «Гнев», реж. Мария Иванова-Сурае

Улавливание едва различимых акцентов режиссёрки — особое удовольствие; так ищешь путь домой по хлебным крошкам. Вот избранник Иды впервые пришёл раздражённый после подозрительно затянувшегося рабочего дня. Вот он подмечает, что за стенами квартиры таится опасность и Иде лучше бы оставаться дома, — он позаботится обо всём, что ей понадобится. А вот уже ограничивает её общение с любым окружением. Поехать к семье? Зачем? Мать пьёт, психует, лишает тебя счастья. Выйти в магазин? Зачем? Я всё могу купить и принести, дорогая. Забота на границе с ограничением прав человека — тюрьма или всё-таки благо? Может быть, в Европе так принято?

Растерянная, увядающая, угрюмая — на втором часу картины Ида становится бледной тенью самой себя. Некогда жизнерадостная, яркая и амбициозная девушка постепенно замыкается на отношениях, надеясь создать домашний очаг, к которому Ганс будет радостно возвращаться. Но он всегда чем-то недоволен; ещё не поднимает руку на девушку, но не отказывает себе в удовольствии повысить голос и обвинить во всех бедах на свете. Мария Иванова-Сурае тщательно выписывает портрет неуверенного в себе невротика, в объятиях (читай: тисках) которого оказалась ничего не подозревающая девушка.

Кадр из фильма «Гнев», реж. Мария Иванова-Сурае

Как будто бы текст (как и сам фильм) ведёт к тому, что «Гнев» — кино о домашнем насилии во всём его тёмном и мрачном многообразии. Но это подлог: подчёркивая нездоровые и неравные отношения героев, создательница фильма сознательно уводит зрителя в сторону, чтобы сохранить главную интригу. «Гнев», словно канатоходец без страховки, балансирует между традициями, религиями и обычаями Востока и Запада. 


Ида и Ганс — представители разных ментальностей, Иванова-Сурае обращает внимание и на то, как непросто узнавать о культурных особенностях друг друга и учиться принимать их, совладать с ними.


Истинный Ганс выходит наружу в финале. Истерики и обиды на пустом месте трансформируются в требование к Иде отречься от Аллаха («Меня бесит твоя религия! Откажись от своего Бога, и мы будем счастливы»). Злоупотребление алкоголем, тёмная история о смерти близкого друга и маниакальная зацикленность на новостях вскрывают правду. 

Иде в финале некому мстить, впрочем, и мечтать о «настоящей любви» ей вряд ли захочется в ближайшее время. «Гнев» не только показывает, но и отчасти учит, как сохранить внутри свет, даже когда пережил заточение во тьме и предательство самого близкого человека.

Читайте также
Фильм «Сожги все мои письма»: но рукописи не горят
История про разрушительную ревность, гнев и опустошающее смирение.
Рецензия на фильм «Хищники»: ад — это другие
Максим Ершов советует не проходить мимо напряжённого и дискомфортного фильма.
«Лили и море» Динары Друкаровой: право на свободу
О том, как талантливая актриса превращается в неприкаянную героиню.
«Не хороните меня без Ивана» — якутская комедия об уважении к чудесам
Почему в Якутии (почти) всегда солнечно и действительно ли у местных жителе...
«Молодость» Дмитрия Давыдова: морозная тоска алиментщика
Почему «Молодость» — самый доступный и смешной фильм автора из Республики Саха.
Также рекомендуем
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
Про одного из главных российских режиссёров.
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, спо...
В российский прокат вышла «Круэлла» — сольный фильм про злодейку, которую мы все возненавидели за...
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
Про одного из главных российских режиссёров.
Все говорят об «Ирландце» Мартина Скорсезе, но в 2019-м был снят как минимум один гангстерский фильм, спо...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00