«Тёмные очки» Дарио Ардженто: не вижу зла

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Тёмные очки»
Кадр из фильма «Тёмные очки»

В российский прокат выходит первая за 10 лет работа мастера ужасов Дарио Ардженто — «Тёмные очки». В Риме появляется маньяк, охотящийся на дорогих эскортниц. Максим Ершов умеренно радуется возвращению итальянского классика, но не готов назвать новый фильм Ардженто одним из лучших в его карьере.

Днём жители Рима высыпают на улицу, чтобы своими глазами увидеть полное солнечное затмение. Вечером в центре города находят первую жертву начавшего охоту на молодых и дорогих эскортниц маньяка. Привлекает внимание убийцы и умеющая постоять за себя длинноногая Диана (Иления Пасторелли). Под покровом ночи девушка мчит на всех парах от преследующего её белого фургона и попадает в страшную аварию. В результате Диана теряет зрение, а находившийся в другой машине китайский мальчик Чин (Андреа Чжан) фактически остаётся сиротой: папа погибает на месте, мама в коме, и неизвестно, сумеет ли она выкарабкаться. Выжившая жертва учится жить заново, ходит по улицам с собакой-поводырём и навещает Чина. Мальчик начинает жить у эскортницы — пример взаимопомощи и почти что семейной гармонии. Но маньяк никого не оставляет в живых, а потому спокойно Диана спать не может.

После неудачного эксперимента «Дракула 3D» Дарио Ардженто не снимал 10 лет. Сегодня итальянскому режиссёру 81, и есть надежды, что «Тёмные очки» не станут его прощанием с кино.


Ардженто по праву считается одним из прародителей жанра джалло — специфического поджанра итальянских фильмов ужасов, который сочетает в себе эротику и детективную составляющую и балансирует на грани дурновкусия.


Обычно сюжеты напоминают дешёвые криминальные рассказы. Расследование серии убийств почти всегда ведёт мужчина, жертвой оказывается молодая женщина, а сами преступления показаны с явными эротическими намёками.

Кадр из фильма «Тёмные очки»

Расцвет джалло пришёлся на 1970-е. К тому же периоду относятся и лучшие картины Ардженто: «Птица с хрустальным оперением» (1970), «Кошка о девяти хвостах» (1970), «Кроваво-красное» (1975) и «Суспирия» (1977). И пусть поклонники давно не видели шедевров от итальянского мастера, ожидания всё равно были высоки. Вернуться в режиссуру отца уговорила дочь Азия, она же выступила одним из продюсеров «Тёмных очков».

Как такового расследования в фильме нет: полицейские каждый раз приезжают на место преступления, глубокомысленно качают головой, впечатляются жестокостью маньяка, собирают улики и уезжают ждать новую жертву. Зло вершит страшные поступки, а следователям остаётся только фиксировать очередные его проявления. Отсутствие детективной интриги (к тому же лицо душегуба Ардженто показывает где-то в середине ленты) сильно снижает градус напряжения картины. Проходя через серию испытаний, персонажи обречены на предсказуемую решающую схватку.


Джалло считается предвестником слэшера. В этом виде хорроров у группы подростков машина ломалась в глухомани, рядом обнаруживался дом убийцы с ножом, а молодёжи приходилось носиться по кукурузным полям от психопата.


Передавая привет «Техасской резне бензопилой», Ардженто быстро покидает столицу Италии и вынуждает беспомощную Диану блуждать по сельской местности. Маньяк может объявиться в любую секунду, а девушка его даже не увидит. Почти бессловесные, наполненные саспенсом сцены в лесу — лучшие в картине.

Кадр из фильма «Тёмные очки»
Кадр из фильма «Тёмные очки»

На старости лет итальянский режиссёр становится более сентиментальным. Его дочь Азия играет соцработницу, помогающую людям с ограниченными возможностями. Нотки социальной драмы не добавляют «Тёмным очкам» динамики, зато приближают героев к зрителям, заставляют им сопереживать. Ардженто с таким увлечением показывает процесс реабилитации Дианы после аварии, что можно подумать, что автор общался с Кеном Лоучем и учился у британца любви к людям.

Если пытаться усмотреть в «Тёмных очках» второе дно, в хорроре можно обнаружить намёки на страшное социальное расслоение. В нескольких первых сценах Диана посещает богатых клиентов, а пропахшего потом работягу выставляет за дверь своей модно обставленной квартиры, в которой даже есть домработница. Даже удовольствия у бедняков подешевле, неравенство проявляется в каждой мелочи. Учитывая, что жертвами становятся только дорогие эскортницы, римский убийца и «очищает» город (вечное оправдание преступников), и уравнивает всех перед лицом смерти.

Кадр из фильма «Тёмные очки»
Кадр из фильма «Тёмные очки»

Но, конечно, правильнее «Тёмные очки» смотреть без желания разгадать подтексты. Режиссёр бесстыдно и пристально вглядывается в полуобнажённые женские тела и текущие из трупов ручьи крови — мало кто из современных авторов может себе позволить подобное и сразу же не попасть под гнев прогрессивной критики. Дедушку Ардженто можно простить, только если посчитать новую работу пародией на старые картины, пусть не очень смешную, не впечатляющую яркими красками и поразительным сочетанием цветов, как «Кроваво-красное». В джалло убийства красивые, в «Тёмных очках» визуальная составляющая чуть лучше среднестатистических европейских ужастиков категории В.


Вызывает приятную ностальгию электронный саундтрек Арно Реботини. Музыка у французского композитора получилась чуть ли не танцевальная, но подходящая бесконечным попыткам убежать от чистого зла. Пусть до загадочно-инфернального саундтрека группы Goblin к «Суспирии» Реботини далеко.


«Тёмные очки» — анахронизм, который едва ли останется в истории мирового кино. С другой стороны, как часто трэшовые фильмы показывают в рамках Берлинале? Поклонникам джалло в целом и Ардженто в частности, а также любителям картин, к которым трудно применять критерии хорошего вкуса, точно не стоит проходить мимо. Подобные штучные вещицы до российского проката добираются преступно редко.

Читайте также
Фильм «Страна Саша»: береги будущее смолоду
О том, как фильм Юлии Трофимовой говорит о мировосприятии зумеров.
Картина «Венецияфрения»: лицо поверх маски и смерть в Венеции
Как режиссёр снимает плесень с кинематографических штампов.
«Джейн глазами Шарлотты»: «это просто предлог, чтоб смотреть на тебя»
Шарлотта Генсбур через объектив камеры любуется Джейн Биркин.
Фильм «Главная роль»: сатирическая комедия о мире авторского кинематографа
Антонио Бандерас, Пенелопа Крус и Оскар Мартинес в комедии об изнанке мира кино.
«Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Фильм «Род мужской» Алекса Гарленда: важное кино для всех нас
Влад Шуравин о том, как фильм может отозваться в наших зрителях.
Также рекомендуем
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...
С первого мая на Netflix можно посмотреть картину «Половина всего» Элис Ву, двумя неделями раньше получив...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Сегодня 60 лет исполняется прекрасному актёру Шону Пенну. По этому поводу решили вспомнить не менее прекр...
На HBO Max вышел новый фильм Стивена Содерберга «Пусть говорят» — запутанная разговорная драма о непростом воссоединении...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00