«Свет»: трагедия, которая всегда с тобой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Свет», Capella Film

В прокат выходит один из лучших отечественных фильмов 2023 года, драма «Свет». Вторая режиссёрская работа Антона Коломееца, соавтора сценария сериала «Чики», победила на прошлогоднем фестивале в Выборге. Татьяна готовится к празднованию 60-летия и вспоминает трагический эпизод из молодости, омрачивший всю жизнь. Максим Ершов рассказывает об изящной и прекрасно придуманной драме с отличными актёрскими работами Елены Яковлевой, Дарьи Коныжевой, Миланы Владыкиной и Сергея Волкова.

Соцработница Татьяна (Елена Яковлева) готовится отмечать 60-летний юбилей. Праздник будет большой, приедет даже сын Митя (Сергей Волков), с которым родители видятся преступно редко. Перед торжеством на соцработницу накатывают тоска и грустные воспоминания. Татьяна всё чаще возвращается мыслями в прошлое, в конец 1970-х, во времена дружбы с Мариной (Милана Владыкина). В памяти немолодой женщины эпоха застоя предстаёт порой бесконечных вечеринок, танцев, походов на речку и улыбок, но и соперничества за внимание парней. Летом после окончания школы Татьяна и Марина пообещали в один день отметить 60-летие. Однако вскоре дружбе пришёл трагический конец.

Кадры из фильма «Свет», Capella Film

«Свет» был впервые показан на прошлогоднем фестивале в Выборге. Картина завоевала на киносмотре главный приз, а также диплом жюри за лучший актёрский ансамбль. Драма стала вторым после «Вашего репетитора» фильмом режиссёра Антона Коломееца, соавтора сценария «Чик». Постановщик рассказывает, что идея драмы родилась с образа: взрослая женщина смотрит словно бы сквозь стену на девушку. Две героини вглядываются друг в друга через время и пространство. Коломеец начал общаться со своей мамой о временах её молодости, в итоге мама режиссёра стала прообразом главной героини.


Картина развивается в двух временных пластах, которые в художественном плане совсем не похожи, но на смысловом уровне дополняют друг друга. 60-летие отмечается морозной зимой, а молодость отдана цветущему лету.


Настоящее время снято в холодных сероватых тонах, прошлое словно бы подёрнуто желтоватой ностальгической дымкой. Опытная Татьяна внимательно относится к пожилым подопечным и редко думает про себя. В 17 лет та же самая героиня постоянно ссорится что с мамой, что с Мариной. Колючей и капризной выпускнице хочется, чтобы мир вращался вокруг неё. Ей мучительно обидно, когда лучшая подруга вписывается в новую компанию, а вдвоём девушки теперь время не проводят. Это период первых влюблённостей и первых разочарований. Конец 70-х в жизни Татьяны представлен вечеринками и выбором одежды для встречи с ровесниками, в наши дни героиня отказывается покупать новое платье, а внезапный поход в театр воспринимается как редкое исполнение желания.

Кадры из фильма «Свет», Capella Film

В 17 лет та же самая героиня постоянно ссорится что с мамой, что с Мариной. Колючей и капризной выпускнице хочется, чтобы мир вращался вокруг неё. Ей мучительно обидно, когда лучшая подруга вписывается в новую компанию, а вдвоём девушки теперь время не проводят. Это период первых влюблённостей и первых разочарований. Конец 70-х в жизни Татьяны представлен вечеринками и выбором одежды для встречи с ровесниками, в наши дни героиня отказывается покупать новое платье, а внезапный поход в театр воспринимается как редкое исполнение желания.

События двух временных пластов развиваются параллельно, а многие сцены из настоящего и прошлого смонтированы так, что рифмуются. Зрители постепенно понимают, как из озорной выпускницы в итоге получилась не очень рефлексирующая и полностью отдающаяся социальной работе женщина. Нельзя сказать, что Татьяна несчастна. Она любит мужа и сына, любит помогать. Только вынесенный в заголовок свет почти что 60-летняя соцработница теперь только отдаёт. Его не с кем делить, как было в молодости. И речь не о любви, а о большой дружбе, которую зачастую в кино ставят на второй план.

Кадры из фильма «Свет», Capella Film
Кадры из фильма «Свет», Capella Film

Кажется, ни с кем по духу Татьяна не была так близка, как с Мариной, поэтому новая компания, влюблённость подруги и взаимное отдаление становятся настоящей трагедией. Важно, что едва ли главная героиня с кем-то обсуждала свою боль. Всю жизнь Татьяна несла тоску по дружбе с Мариной, но перед 60-летием история из юности снова напоминает о себе. В фильме слова, данные в 17 лет о совместном праздновании юбилея, сталкиваются с реальностью, в которой Татьяна и Марина уже давно не общаются. Планам не суждено сбыться.


«Свет» отличает замечательный в деталях сценарий. Чем ближе финал, тем детальнее становится биография Татьяны, заполняются пробелы, но подробности жизни выясняются постепенно и в самый подходящий момент.


Потому большую часть повествования зрители смотрят фильм с несколькими неизвестными, что создаёт в кадре напряжение. Особо, конечно, нужно отметить выдающиеся и сложные актёрские работы молодой Дарьи Коныжевой и опытной Елены Яковлевой. Без них это кино было бы совсем другим.

Картина Коломееца является одним из лучших отечественных фильмов прошлого года. Это редкая драма, ориентированная на самую широкую аудиторию. На «Свет» легко можно сводить родителей, которым будет понятна история Татьяны, а зрители помладше в очередной раз могут убедиться, что радостные минуты стоит ценить, а близкими людьми не нужно разбрасываться. Сожаление об утрате понимающего друга способно омрачать всю жизнь. Зачастую второго шанса не бывает.

Читайте также
Берлинале-74: как гламурному Киллиану Мёрфи удалась роль бедного работяги
Добрая, но небрежная картина открытия фестиваля.
«Американское чтиво» с Джеффри Райтом: горе от ума
Остроумная история о силе стереотипов и трендов.
«Три мушкетёра: Миледи»: времена не выбирают
Свежее прочтение классики под новым углом.
Наказание без преступления: рецензия на триллер «Правда»
Про бездну злодеяний и безнаказанность преступников.
Красота в глазах смотрящего: «Идеальные дни» Вима Вендерса
Созерцательная драма, ознаменовавшая возвращение классика.
Также рекомендуем
Вдумчивое пацанское кино, выигрывающее на жанровом поле байопика.
В прокате новый фильм Джафара Панахи — иранского режиссёра, снимающего кино, несмотря на судебные запреты...
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку —...
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара»....
Вдумчивое пацанское кино, выигрывающее на жанровом поле байопика.
В прокате новый фильм Джафара Панахи — иранского режиссёра, снимающего кино, несмотря на судебные запреты...
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку —...
В российский прокат вышел фильм «Форма воды» — триумфатор Венецианского кинофестиваля и фаворит «Оскара»....

Последние новости

Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
Дублированный трейлер семейного мультфильма «Бабушкин рецепт»
Анимационной истории из программы Берлинале.
00:00