«Случайность и догадка»: игры судеб в трёх этюдах

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Случайность и догадка»
Кадр из фильма «Случайность и догадка»

В российский прокат выходит один из лучших и тихих фильмов года — «Случайность и догадка» японца Рюсукэ Хамагути, обладатель гран-при Берлинале-2021. Максим Ершов кратко рассказывает путь новой звезды азиатского кино и объясняет, почему три новеллы в картине хороши и в сумме, и отдельно друг от друга.

Лёгкая и изящная драма Рюсукэ Хамагути разделена на три примерно равных по времени короткие истории. В одной («Магия (или что-то менее достоверное)») Цугуми (Хюнри) рассказывает ближайшей подруге Мейко (Котонэ Фурукава), что недавно познакомилась с чудесным парнем Кадзуаки (Аюму Накадзима). Лучше первого свидания и представить нельзя, Цугуми просто светится, предвкушая новую встречу. Кадзуаки поделился с ней печальным финалом своих предыдущих отношений — ему изменили, и спустя почти два года он всё ещё не может прийти в себя. Только Цугуми не представляет, что бывшая девушка Кадзуаки — Мейко. Вторая история называется «Широко распахнутая дверь». Замужняя студентка Нао (Кацуки Мори) по просьбе любовника-лоботряса Сасаки (Сёма Каи) хочет отомстить преподавателю французского языка Сегаве (Киёхико Сибукава), который только что получил премию Акутагавы. Нао хочет соблазнить профессора и записать его возможные домогательства на диктофон. В третьей новелле («Ещё раз») женщина-айтишница Мока (Фусако Урабэ) возвращается в Токио, чтобы посетить встречу выпускниц по случаю 20-летия окончания школы. Здесь она надеется встретить свою первую любовь. Мока принимает Нану (Аоба Каваи) за бывшую возлюбленную. Вскоре ошибка вскрывается, но женщины проговаривают друг другу самые потаённые переживания души — то, что до этого не могли сказать никому другому.

Рюсукэ Хамагути родился в 1978 году и по-прежнему может считаться молодым режиссёром. Первый большой успех к нему пришёл в 2015-м на фестивале в Локарно. Его пятичасовой «Счастливый час» был снят при участии непрофессиональных актрис и принёс четырём исполнительницам главных ролей один общий приз за лучшую женскую роль киносмотра. В 2018-м Хамагути впервые попал в конкурс Канн с мелодрамой «Асако 1 и 2»: 21-летняя девушка Асако встречается с парнем Баку, он внезапно исчезает, но через два года Асако знакомится с Рёхэем — похожим на её предыдущую любовь как две капли воды, но другим по характеру.

«Случайность и догадка» — квинтэссенция стиля Хамагути. В предыдущих работах он искал баланс в ритме, хронометраже и любимых темах (проблемы женщин, двойники, исчезновения, невероятные совпадения и незапланированные встречи), и наконец всё сошлось. Его поэтика рождается из минимальных художественных средств, намеренного аскетизма. Вообще, конечно, все азиатские минималистичные фильмы берут отсчёт от картин Ясудзиро Одзу. Хамагути не раз признавался в интервью в любви к великому японцу.

«Случайность и догадка» — это новеллы о прозе и волшебстве жизни, о странном соседстве бытового и сюрреалистического. В фильме одно произрастает из другого настолько гармонично, что зритель может воспринимать все новеллы и как серию драматических совпадений, и как игры разыгравшегося воображения героинь. В каждом из небольших этюдов едва уловимая магия разлита в воздухе: всё случайно и ничто не случайно.

Кадр из фильма «Случайность и догадка»
Кадр из фильма «Случайность и догадка»

Кадр из фильма «Случайность и догадка»
Кадр из фильма «Случайность и догадка»

Кинематограф Хамагути очень литературоцентричен. Так и хочется сравнить его с классиками русской литературы: от Чехова он взял жизненную мудрость, остроумие и лёгкость повествования, а от Достоевского в наследство достались герои-маски, олицетворяющие страхи и сомнения целых поколений.

Каждую из историй рассказывает женский персонаж. От новеллы к новелле главная героиня становится старше, но общая тональность не меняется, а судьба продолжает раскладывать сложный пасьянс из коротких случайных встреч. Нет, одна новелла не вытекает из другой, но они универсальны и идеально складываются в единое целое. Режиссёр становится невольным свидетелем и без какой-либо дидактики транслирует их на экран. Можно было бы сказать, что истории японца напоминают игры Бога (непостижимые и мистические), но Хамагути заменяет Всевышнего судьбой, случаем, стечением обстоятельств.

Не только неожиданные и знаковые совпадения играют важную роль в фильме Хамагути. Каждая из историй лишена пикантных сцен, но весь эротизм вербализуется, ему находится неожиданный медиум. Герои японского режиссёра любят не глазами, а ушами. Такой же парадоксальный приём выбрал для участвовавшей в этом году в фестивале в Роттердаме картины «Сексуальное влечение» другой японец — Ёсида Кота. Всё-таки японские мужчины знают что-то такое, что европейцам ещё только предстоит постигнуть.

«Случайность и догадка» — первый фильм Хамагути в этом году. С другой картиной, «Сядь за руль моей машины», он отправился в Канны, где взял приз за сценарий и награду от критиков FIPRESCI. Кажется, в азиатском кино появилась новая звезда. У японского режиссёра наверняка найдётся ещё не одна сцена из узнаваемой, но принципиально непостижимой жизни. В любой момент в неё может вмешаться случайность или догадка.




Читайте также
Сапоги и цепи правоты: в прокате «Иван Денисович» Глеба Панфилова
Новая картина 87-летнего советского и российского режисс...
«Холодный расчёт»: Пол Шредер снова играет в имитацию
23 сентября в российский прокат выходит фильм Пола Шреде...
Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания
Сергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — д...
«Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
Не все фильмы с Николасом Кейджем одинаково хороши, но К...
Cвет мой, зеркальце, скажи: бодрый мета-док Билла Бенца о певице St. Vincent
«Женщина, которая излучает тотальное сексуальное напряже...
Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Также рекомендуем
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
В российский прокат вышел «Король Ричард» — биографический фильм о первых годах сестёр...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.
Ксения Ильина рассказывает, каким получился фильм про бывшую звезду MMA
В российский прокат вышел «Король Ричард» — биографический фильм о первых годах сестёр...
Влад Шуравин рассказывает, почему «Пила» стала феноменом жанра.

Последние новости

Эмили Блант хотела бы забыть некоторые поцелуи на съёмочной площадке
Не все актёры пришлись по вкусу звезде «Оппенгеймера».
«Годзилла и Конг: Новая империя» может стать самым кассовым фильмом MonsterVerse
Эпичному блокбастеру осталось лишь обойти «Остров черепа».
Завершились съёмки третьей части «Трона»
Режиссёр Хоаким Роннинг поделился новыми фото с площадки.
Продолжение аниме-сериала «Синяя тюрьма: Блю Лок» выйдет в 2024 году
Сиквел проекта находится в разработке уже несколько месяцев.
Юлия Пересильд поселится в доме с искусственным интеллектом
Съёмки фантастической драмы проходят в Таиланде.
00:00