«Пятеро одной крови»: они сражались

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На Netflix состоялась премьера новой картины Спайка Ли «Пятеро одной крови». Фильм рассказывает о Вьетнамской войне, которая унесла жизни сотни тысяч человек, часть из которых сражались, даже не понимая, за что и во имя чего они должны погибнуть. Спайк Ли снял историю о событиях тех лет с точки зрения чернокожих солдат. Расовый вопрос, президент Трамп, «вьетнамский синдром», диалоги о политике, несколько перестрелок и клад с золотыми слитками — Андрей Карташов разбирается, почему же у режиссёра всё-таки не получилось сделать ни увлекательный боевик, ни серьёзное военное кино, ни драму
о крепкой дружбе.


Трудно было бы выбрать более подходящий момент для премьеры нового фильма Спайка Ли. «Пятеро одной крови» — картина о чернокожих ветеранах Вьетнамской войны, то есть о людях, которых когда-то заставили сражаться на чужой земле за страну, не считавшую их своими; пока они воевали за океаном, на их родине в США шла ожесточённая борьба за расовое равноправие. Фильм Ли выходит на Netflix в тот момент, когда солидарность чёрных опять стала центральной темой новостной повестки. Впрочем, вряд ли можно сказать, что Спайк что-то предвидел: взгляды режиссёра весьма последовательны, он снимал кино с этих позиций и в те времена, когда они ещё не воспринимались так остро. Ли не просто повезло — это мир наконец-то изменился в соответствии с его убеждениями.

Итак, Вьетнам, наши дни; в городе Хошимине встречаются четверо пожилых мужчин, которые помнят это место под названием Сайгон. Пятьдесят лет спустя они собираются снова отправиться в джунгли — найти останки погибшего на войне товарища, а также разыскать закопанный в лесу сундук с золотыми слитками, который они в своё время вынесли из упавшего самолёта. За ветеранами увязывается сын одного из них. Кроме того, что он символически заменяет погибшего Нормана, юноша беспокоится за своего отца: Пол (Делрой Линдо) так и не излечился от «вьетнамского синдрома», а потому иногда ведёт себя неуравновешенно. Чтобы у зрителя не было сомнений в некоторой неадекватности этого персонажа, он постоянно носит трамповскую бейсболку «Make America Great Again»: в мире Ли это не предвещает ничего хорошего.


Американские критики нашли для «Пятерых» немало добрых слов, и это можно понять: чувство истории на стороне Ли. Вместе с тем надо всё-таки признать, что это слабое кино, и этот факт только отчасти можно скрыть за тактичными формулировками («беспорядочный, запутанный и сложный, как и мир во время его премьеры» — изящно определяет фильм рецензент IndieWire). Сюжет начинается с нескольких неопределённых условностей: стоило бы рассказать, почему мужчины много лет ждали похода за спрятанным золотом, не говоря уже о том, что они почему-то практически не подготовились к этой важной «операции». Такое же ощущение — что сценаристам было лень подумать — остаётся и от других сюжетных ходов: это может быть связано с тем, что героям не придумали биографию за пределами вьетнамской кампании, а поэтому они представляют собой не характеры, а маски.

Топорность вредит не всякому фильму. Вряд ли можно требовать полной серьёзности и правдоподобия от сюжета, в котором центральную роль играет клад с золотыми слитками. В конце концов, «Пятеро одной крови» — военный фильм, отчасти он работает на территории экшена категории B; и здесь действительно есть пара лихо сделанных перестрелок. А в какие-то, пусть редкие, моменты Ли напоминает о том, какой он вообще-то изобретательный постановщик — такова лучшая из сцен фильма, в которой обозлённый Пол неожиданно произносит в камеру длинный шекспировский монолог. Сила Спайка Ли как режиссёра всегда была именно в этой способности транслировать энергию злости в яркие вспышки силы эстетической; в его лучших работах («Делай, как надо») весь фильм оказывался одной такой вспышкой. И поэтому особенно печально смотреть на то, как он снимает диалоги стандартными «восьмёрками», заливает кадр ровным светом, от которого всё становится глянцевым, как в дорогой рекламе, и нагоняет эмоции банальным оркестровым саундтреком.


Ли-режиссёр заметно оживляется, когда дело доходит до флешбэков, снятых на плёнку, с насыщенными цветами и драматичными композициями. Но Ли-публицисту для внятности полезна «качественная картинка», поэтому таких стилистических ходов в фильме немного. Основной же массив сцен заставляет вспомнить о канонах соцреализма. Здесь много говорят о политике, причём всегда — убеждённо и с горячностью, реплики не произносят, а декламируют, и разве что не переходят на стихи (а впрочем, в какой-то момент и переходят).

;Как и в предыдущей работе Ли «Чёрный клановец» («Гран-при» в Каннах и «Оскар» за адаптированный сценарий), за формальную удаль здесь отвечают вмонтированные в фильм визуальные комментарии. Документальные кадры поясняют контекст на правах своеобразных «прим. авт.». Иногда это ссылки на исторических персонажей и феномены культуры, как в передаче Дудя*, иногда политические пояснения. Спайк Ли понимает кино как оружие прямого идеологического действия, подобно Эйзенштейну и Годару в не лучшие его годы. Выглядит это, например, так: в разговоре вдруг вспоминают Трампа, герой называет его уклонистом, и тут же на экране появляется фрагмент выступления президента с подписью «уклонист». Иногда достаточно просто диалога: люди знакомятся, в разговоре вдруг вспоминают Трампа, герой встаёт с места и объясняет, почему ненавидит Трампа (это вся сцена).


Идея, конечно, в том, чтобы распропагандировать зрителей, включивших на выходных приключенческое кино про войну. Но если в том же «Чёрном клановце» был допустим увлекательный сюжет, то здесь «приключенческое кино» и «про войну» играют очевидно вспомогательную роль. Это вызывает неприятное чувство, будто заинтересовать нас не особенно и пытались, так что «Пятеро одной крови» убедит только тех, кто уже убеждён. Остальные могут не выдержать эпический хронометраж в два с половиной часа. В России, где сугубо американская расовая проблематика не звучит остро, а положительного отношения к Вьетнамской войне не существует, эта картина уже не очень понятна; а спустя пару десятилетий, когда Трампа подзабудут, она останется только артефактом эпохи. «Пятеро одной крови» — фильм своего момента, и вряд ли он хорошо состарится. Может быть, впрочем, что это и не входит в его планы.

*признан Минюстом РФ иноагентом в апреле 2022 года


Читайте также
«Любовь и смерть»: бесконечная шутка Вуди Аллена
10 июня 1975 года состоялась премьера картины Вуди Аллена «Любовь и смерть». История о том, как русский дворянин судорожно пытается отвертеться...
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную ретро-фантастику, которая способна в ...
Сериал «Чики»: нас к такому не готовили
4 июня на онлайн-сервисе more.tv стартовал проект «Чики» — история про секс-работниц в провинциальном городке, к тому же комедийная драма. Забегая вперёд, нек...
«Приди ко мне»: спасите несчастных овечек!
Малгожата Шумовска, автор прекрасного фильма «Лицо», по мнению Натальи Серебряковой, сняла не совсем удачный фем-хоррор «Приди ко мне». Разбира...
«Художник и вор»: взгляните на... шрамы
В Сети доступна для просмотра документальная лента «Художник и вор» Бенджамина Ри. Это рассказ о, казалось бы, невозможном творческом союз...
Лучшие рецензии всех времён: «Подмена» Клинта Иствуда
Мы продолжаем восхищаться Клинтом Иствудом. Даша Видре поздравляет юбиляра и переводит статью The Guardian от 2 ноября 2008 года. В ней Иствуд рассказывает пр...
Также рекомендуем
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной р...
Мы потихоньку привыкаем к цифровым релизам, но пока график премьер замедлился, предлагаем оглянуться и&nb...
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Один из самых ожидаемых фильмов 76-го Венецианского кинофестиваля — «К звёздам» Джеймса Грэя с Брэдом Питтом в главной р...
Мы потихоньку привыкаем к цифровым релизам, но пока график премьер замедлился, предлагаем оглянуться и&nb...
Перед выходом картины в широкий прокат, публикуем рецензию Егора Москвитина из Канн. 
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00