«Проклятие “Зов могилы”»: дух в наследство

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

С 13 июня на российских больших экранах можно посмотреть корейский хоррор «Проклятие “Зов могилы”» — большой хит проката на родине. Необычная команда специалистов по умершим и духам пытается освободить богатую семью от родового проклятия, но лишь призывает еще большее зло. Максим Ершов объясняет, почему мистический фильм ужасов пользуется бешеной популярностью в Корее и как в картине сочетаются местные верования и травматичная история.

Фильм Чан Джэ-хёна («Чёрные священники» и «Сваха») впервые был показан в программе Forum Берлинского фестиваля, что удивительно — обычно в этой секции проходят премьеры экспериментальных картин.

Современные фильмы ужасов можно условно и с большой погрешностью поделить на две категории: дешёвые ужастики, напичканные скримерами и понятными эффектами, и неспешные картины нового поколения, которые метафорически говорят о психологических травмах или же дают социальный комментарий («Солнцестояние», «Мы», «Ведьма»).


«Проклятие “Зов могилы”» совершенно другого сорта, это качественно сделанное жанровое упражнение. Едва ли даже авторы предполагали, каким хитом станет фильм на родине.

Кадр из фильма «Проклятие “Зов могилы”», Кино.Арт.Про

«Проклятие “Зов могилы”» собрало в корейском прокате более 84 миллионов, победив в честной конкуренции все голливудские блокбастеры, и стало самым кассовым хоррором в истории страны, одолев «Поезд в Пусан».

По сюжету, у богача Пак Джи-ёна (Ким Джэ-чхоль) в Лос-Анджелесе рождается сын. Младенец постоянно плачет и плохо себя чувствует. В Америку вызывается пара корейских шаманов — Ли Хва-рим (Ким Го-ын) и Юн Бон-гиль (Ли До-хён). Медиумы тут же уверенно заявляют, что всё семейство проклято. Дух разгневанного предка мучает пока только малыша, но вскоре перейдёт на его родителей. Шаманы Ли и Юн по заказу Пака и при содействии эксперта по фэншуй Ким Сан-дока (Чхве Мин-сик из «Олдбоя») и владельца похоронной фирмы Ко Ён-гюна (Ю Хэ-джин) отыскивают могилу дедушки клиента. Почему-то предка захоронили на холме в отдалённой местности. Шаманы проводят обряды с жертвоприношением свиней и раскапывают могилу. Вскоре гроб всё-таки откроют и выпустят древнее зло.

Корейские хорроры не вписываются в американские и европейские рамки. Очевидно, что на родине и в России «Проклятие “Зов могилы”» смотрится по-разному. Вызов специалиста по фэншуй, чтобы выбрать лучшее место для захоронения, или же проведение кровавых обрядов выглядят любопытной экзотикой, пережитком или преданьем старины глубокой. Но актриса Ким Го-ын, реалистично играющая шаманку, боялась призвать на съёмочной площадке злых духов.

Картина Чана интересна в том числе как слепок современного корейского общества. Современные технологии и развитая экономика спокойно сосуществуют с древними верованиями и ритуалами.

В Корее «Проклятие “Зов могилы”», очевидно, задело струны зрительских душ. Во вскрытом гробу покоится чиновник, который во времена японской оккупации был коллаборационистом и убивал сопротивлявшихся новой власти. Раскапывая могилу предка клиента, шаманы, специалист по фэншуй и глава похоронного бюро обращаются к исключительно болезненному периоду истории страны. Чан призывает не забывать прошедшую эпоху и не бояться говорить на острую тему. Болезненные вопросы можно закопать как угодно глубоко, но в какой-то момент их всё равно поднимут на землю.

В России наверняка не так уж хорошо известно, что с 1910 по 1945 год Корея находилась под властью Японии, а потому исторический контекст отходит на второй план. Но никуда не исчезает мастерство режиссёра, который не даёт расслабиться ни на минуту и изобретательно подкидывает один сюрприз за другим. Когда выпущенный дух оказывается в нашем мире, необычной компании охотников на демонов приходится путём проб и ошибок искать способ вернуть дьявольскую сущность в другое измерение. Получается несколько запутанный, но оригинальный детективный сюжет.

Кадр из фильма «Проклятие “Зов могилы”», Кино.Арт.Про

«Проклятие “Зов могилы”» вообще впечатляет неожиданным взглядом на тему духов и призраков прошлого. Разумеется, ни настоящего, ни будущего не будет, пока не будут извлечены все скелеты вчерашнего дня. В фильме вообще много понятных метафор.

Саспенс и неуютное ощущение — верные спутники во время просмотра корейской картины. «Проклятие “Зов могилы”» не переизобретает жанр и едва ли попадёт в учебники киноискусства, но постановщик грамотно использует все технические средства, чтобы напугать. Некоторые захоронения стоит вскрывать, только если точно готов столкнуться с последствиями и покончить с семейными тайнами. Стоит хорошенько призадуматься.

Читайте также
Притвориться убийцей: «Я не киллер» Ричарда Линклейтера
Звучит безумно, но основано на реальных событиях.
«Полночь с дьяволом»: эфирное бремя
Рассказываем о хорроре братьев Кернс.
«Анора» Шона Бэйкера: обаятельное драмеди с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым
Почему все в восторге от сказки о любви, семье и гангстерах.
Турист без причины: «Нужды путешественника» Хон Сан-су
Изабель Юппер не фиксирует, но чувствует обаяние повседневности — и учит этому нас.
Новый фильм Али Аббаси: от неблагодарного «Ученика» — благодарному учителю
Похоже, что байопик режиссёра в этом году тоже не останется без наград.
Также рекомендуем
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинал...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...
3 сентября 1970 года состоялась премьера фильма Яромила Иреша «Валерия и неделя чудес». Картину про 13-ле...
В посткарантинный российский прокат въезжает сиквел фильма «Поезд в Пусан», наречённый в оригинал...
8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался»...
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, ка...

Последние новости

Глен Пауэлл на съёмках «Бегущего человека»
В основу фильма ляжет рассказ Стивена Кинга.
«Величайший Марти» станет самым дорогим фильмом A24
Главную роль в ленте исполнил Тимоти Шаламе.
«С талантами всегда легко и весело»: интервью с Ольгой Ланд — режиссёром комедии «Новый год в Берёзовке»
«Работа с известным человеком похожа на работу дрессировщика. Испугаешься — сожрут»...
00:00