Портрет реакционера в юности. На «Кинотавре» показали «Историю одного назначения» Авдотьи Смирновой

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Состоялась премьера «Истории одного назначения» — нового фильма Авдотьи Смирновой, снятого на основе реального случая, произошедшего с молодым Львом Толстым. Писатель выступал в защиту военного писаря, отвесившего пощёчину ротному командиру и приговорённому из-за проступка к смертной казни. Для нынешней России это невероятно актуальный фильм, который почти наверняка не останется без призов «Кинотавра». Специально для Кино ТВ о ленте рассказывает Ольга Касьянова. 

Поручик Гриша Колокольцев — классический инфантил образца второй половины XIX века. Богатый знатный бездельник на ножах с папой-генералом (заряженный дуэт Смирновых отца и сына), поит слона шампанским, дерзит по любому поводу, хочет изменить мир и близко к сердцу принимает модные идеи ещё молодого, но уже экстравагантного писателя Толстого. В Грише всего намешано и бурлит, но любые мотивации блекнут перед жаждой доказать отцу свою состоятельность — он отправляется в полк под Тулой, пытается наводить там порядки, выяснять отношения с начальством и вскоре куксится как школьник: «Ничего у меня не получается». Затем водевиль начинает медленно превращаться в трагедию: в роте доведенный до аффекта тщедушный писарь Шабунин бьёт по лицу офицера, обвинившего его воровстве, в результате чего ему грозит смертная казнь по военно-полевому суду. Колокольцев, недолго думая, призывает на помощь графа Толстого, тот соглашается выступить адвокатом. Инцидент раскрывает всё: от повсеместной чиновной трусости на всех уровнях вертикали власти до обычных потаённых детских комплексов юноши, который играл в либерала. Местами диалоги и реплики поразительно напоминают актуальные «фейсбучные срачи»: «Мне вас не надо», «Мы оба его загубили», «Хотите тётушку — будет вам тётушка!» и т.д.


Основано на реальных событиях, заботливо собрано главным современным толстоведом Басинским, который отговаривал Авдотью Смирнову переходить от её лиричных комедий к столь мрачному материалу — и хорошо, что не отговорил. Даже из небольшого эпизода, по касательной задевшего жизнь самого масштабного русского мыслителя, может получиться многослойное высказывание про Россию, испокон веку и до сегодняшнего дня. Книги Павла Басинского нашпигованы такими фильмами под завязку, можно сделать целую франшизу с Евгением Харитоновым, который добился и портретного, и психофизического сходства.

Это, конечно, больше литература, чем кино. Не потому, что работа с визуальной частью слаба или халатна, а потому, что Толстой поглощает всё, такое уж он явление, и с этим лучше сразу смириться.


Кино как обрамление истории сделано добротно и жанрово, в духе американских социальных драм семидесятых. К тому же historical piece — с юбками, с речью того времени, с любопытной, непривычной физиогномикой, расшаркиванием по паркету и разговорами про долг и честь. Тем не менее, это, может быть, самый своевременный фильм на нынешнем «Кинотавре». Режиссёр не прячется за XIX век, а просто пользуется тем, что время у нас не идёт линейно, и, говоря о писаре Шабунине, мы говорим о современной проблеме. Манифестарно показана национальная привычка превращать мирное время в войну, а на вопросы «почему так?» дан ответ «потому что здесь».

И как бы пыльно это ни звучало, но нам сейчас не лишним будет сам Толстой, его гуманизм вопреки общему порядку и личные противоречия. А главное — его способ рассказывания, который Смирнова, человек подкованный, перенимает у своего героя. В «Истории одного назначения» историй несколько, и все второстепенные и третьестепенные персонажи видят сюжет со своей точки зрения, из своего мира и своей правды — таков самый главный толстовский механизм письма. От девки Дашуньки, которую писарь зовёт сбежать в мир молочных рек, где нет попов, потому что все люди — ангелы, до Татьяны Андреевны, сбегающей из яснополянского бедлама, куда её засосало вслед за сестрой, от поляка, ротного начальника, который держится за закон, потому что без этой опоры в русской жизни давно сошел бы с ума, до прапорщика, ставшего отрицательным персонажем «Севастопольских рассказов», но каким-то чудом за годы пьянства не растерявшего совести, — всё это та самая сумма векторов разных судеб, влияющих друг на друга, про которую мы писали в школьных сочинениях о «Войне и мире». Смирнова показывает их сжато и ненавязчиво, диалоги, которые она написала в соавторстве с Анной Пармас, призваны в первую очередь развлекать, уже во вторую — задуматься. Но задуматься крепко. Старомодные конфликты, исторические декорации, даже лица позапрошлого века (кастинг — одна из самых сильных сторон фильма), все они к какому-то моменту пропадают, остаётся только дискуссия, которую мы и так ведём каждый день. О гражданском поведении, о муках совести, о разобщённости, о непоследовательности. Толстовская полифония, умение представить конкретного оппонента и его правду нам пригодятся, хотя бы чтобы немного меньше кричали друг на друга в тредах социальных сетей. Другое дело, что фильм показывает, как сложно научиться этому слуху в сторону другого — не только типичному Колокольцеву, но и самому Толстому.


Смирнова в данной дискуссии говорит именно примиряющее, хотя и глубоко пессимистичное слово: у каждого своя правда и своя беда, и вместе всё превращается в русский фатум. Даже Колокольцева, переживающего за короткий кинематографический отрезок не взросление даже, а настоящее перерождение из «прогрессивного» в своего отца-реакционера, Авдотья Андреевна сумела понять и пожалеть (хотя зритель этого делать не обязан).

Представляя свой фильм, режиссёр озвучила по сути единственный несократившийся икс в истории о писаре Шабунине и в истории наших ежедневных разнонаправленных споров. Это призыв к милосердию, которое выше закона. Во время постиронии и постправды говорить такое нелегко. Но необходимо.

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Читайте также
«Реинкарнация»: в прокате главный хоррор сезона
7 июня в прокат вышел дебютный хоррор Ари Астера «Реинкарнация» (Hereditary), который потакает всем жанровым канонам и в то же время...
Шаг вперёд и три назад: надо ли идти в кино на «Фокстрот» Самюэля Маоза
Не прошло и года (на самом деле почти прошло), как обладатель гран-при последнего Венецианского кинофестиваля, фильм «Фокстрот» Самюэля Маоза выходит в россий...
Ад для адвоката: «Третье убийство» Хирокадзу Корээды
В прокате – замысловатый детектив японского режиссера Хирокадзу Корээды, который больше похож на экзистенциальную драму. О фильме для Кино ТВ рассказывает Нат...
Полуостров собак. «Догмэн» Маттео Гарроне — рецензия
В фильме «Догмэн», показанном в конкурсной программе канн, Маттео Гарроне вновь рассказывает страшную сказку — но на этот раз в Итали...
Огонь! Рецензия на «Пылающего» Ли Чан-дона
В Каннах наконец-то показали великое кино — «Пылающий» Ли Чан-дона. Шансы на пальму, ввиду засилья в конкурсе фильмов эмпатии про детей, собак, прокаженных и...
Дэдпул и вся королевская рать
На российские экраны выходит сиквел «Дэдпула» — не стесняющего себя ни в чём супергеройского блокбастера с рейтингом R от режиссёра «Джона Уика». Анастас...
Также рекомендуем
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Телеканал КИНОТВ пообщался с Мункуевым и узнал, как в картине оказался Сергей Гилёв.
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Телеканал КИНОТВ пообщался с Мункуевым и узнал, как в картине оказался Сергей Гилёв.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00