«Офицер и шпион» Полански: весь мир как зал суда

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Зинаида Пронченко о новой, лучшей за долгие годы, картине Романа Полански.

Одному богу известно, когда Роман Полански оставит нас навсегда, и только бог его простит за события уже полувековой давности. Ведь даже сам обвиняемый, как видно из предсмертной записки, пардон, картины «J’accuse», с совестью не в ладах, вплоть до умопомешательства, весь мир для него давно — зал суда, а люди — либо прокуроры, либо адвокаты.

В 1894 году примерно так же себя чувствовал Альфред Дрейфус, когда на Марсовом поле с него срывали погоны, с той лишь разницей, что Дрейфус точно был невиновен, а Полански точно не знает, в чём его вина и почему в 2019 году его продолжают преследовать и бойкотировать — власти, члены жюри международных фестивалей, феминистские организации. Однако кино он снимает не за тем, чтобы объяснить нам, зрителям чужой биографии, своя-то такая плоская, каково это — быть жертвой судебного произвола. «J’accuse» о том, каково это — быть, и точка: виноватым и невиновным, палачом и жертвой, падшим и восставшим из ада.

Автор, который с большой буквы, говорит: се человек — и Дрейфус, и его спаситель генерал Мари-Жорж Пикар, и его мучители — глава контрразведки сифилитик Жан Сандерр, командант Анри или коррумпированные горе-эксперты в лице графолога Альфонса Бертийона, потому что и к этой клике Автор тоже испытывает жалость. Все они (мы) — заложники жизни, а её не выбирают, её живут, потом умирают, справедливость всегда торжествует слишком поздно. Полански видел и страдал столько за свои 86 лет, что давно отринул флоберовский тон — спокойное омерзение перед копошащимися мразями или ярость на грани с истерикой Селина, сформированного, кстати, «делом Дрейфуса». Его «J’accuse» хоть и полон иронии Мопассана или пафоса Золя, ближе всего по интонации к великому мистику и утешителю Гюисмансу. Свобода, равенство и братство существуют только на том свете, куда каждый заходит поодиночке, неважно — герой или антигерой.

Кадр из фильма «Офицер и шпион», реж. Р. Полански, 2019 г.

Вдохновение Полански черпает не только в большой прозе, но и в камерной поэзии станковой живописи. «J’accuse» полнится цитатами — от клаустрофобных портретов Энгра до переливающихся солнечным светом пленэров Мане, от братских могил Курбе до интимистской оды радости Кайботта, от кабацкого угара Тулуз-Лотрека до вечного одиночества Писарро. Вязкая гризайль и шум парижских бульваров родом уже из ХХ века, пыльная позолота интерьеров ампир, оставшихся в столетии, испускающем дух, звонкая тишина бретонской вольницы или глухое безмолвие отошедшего бошам Эльзаса — ДНК великой французской культуры рубежа веков, постфактум считающейся символом прогресса и универсальных демократических ценностей, которую Полански хладнокровно разоблачает. Главный безродный космополит и индивидуалист современности не раскладывает красочное прошлое на пошлые «живые» картины, а пересобирает, чтобы навести мосты между тогда и нынче — между 3-й и 5-й республикой, liberté и либерализмом, революцией и люстрацией — политические моды меняются, нравы остаются.

Разумеется, Полански не ставит знак равенства между собой и Альфредом Дрейфусом в, к счастью, сдержанном исполнении Луи Гарреля, набившего руку за последние годы на неожиданных перевоплощениях (от Годара до Робеспьера). Для таких вульгарных спекуляций он слишком хитёр и слишком устал. В балансирующей между оперой и опереттой картине Автор един во множестве персонажей. Подаёт нам пример упрямого благородства из-за нафабренных усов Пикара, в общем-то утомительного резонёра, брызжет слюной как позёр-адвокат (Мельвиль Пупо), упивается своим моральным превосходством как совесть нации Эмиль Золя или, наоборот, упирается вопреки всем уликам как дубина стоеросовая командант Анри. За 50 лет страха и паранойи Полански научился защищаться и нападать, кичиться совершённым преступлением и посыпать голову пеплом, играть сам с собой в поддавки и, отчаявшись найти душевный покой, просто хранить молчание. Дрейфус — его «дело», но не его тело. Тело Полански будет предано земле, дело Полански живёт и будет жить, абсолютно точно вне порицающих кавычек.

Читайте также
Пале-де-Токио: французская «Правда» японца Хирокадзу Корээды
В российский прокат выходит фильм открытия Венецианского кинофестиваля — «Правда» Хирокадзу Корээды с саундтреком Алексея Айги, и звёздным...
«Мальчик русский»: дебют ученика Сокурова Александра Золотухина
В российский прокат наконец-то выходит громкий дебют Александра Золотухина «Мальчик русский». Это очередной полный метр от выпускников мастерской Алексан...
«Гретель и Гензель»: почему сказка Оза Перкинса только прикидывается «новым хоррором»
Тимур Алиев считает, что новая вариация популярной сказки братьев Гримм хочет быть похожей на «новый хоррор» в стиле Джордана Пила или Ари Астера, а...
Половое созревание: в прокате «Маленькие женщины» Греты Гервиг
На экранах — «Маленькие женщины», второй (с половиной) фильм всеобщей любимицы Греты Гервиг, девятая (кажется) экранизация романа Луизы Мэй Олк...
Шум и ярость: синефильский хит «Тиннитус» Даниила Зинченко
На Роттердамском кинофестивале — международная премьера фильма «Тиннитус» Даниила Зинченко, ставшего культовым в узких кругах задолг...
Капитан, улыбнитесь: как сериал «Авеню 5» пытается рассмешить зрителя
На канале HBO (а в России — в «Амедиатеке») вышел сериал заслуженного шотландского комедиографа Армандо Ианнуччи («Смерть Сталина», «В петле») «Авеню 5». Тать...
Также рекомендуем
Рассказываем о последних 15 годах жизни выдающегося исполнителя, на время пропавшего с экранов.
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину.
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в&nbs...
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...
Рассказываем о последних 15 годах жизни выдающегося исполнителя, на время пропавшего с экранов.
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину.
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в&nbs...
На Netflix вышел долгожданный фильм Джо Райта «Женщина в окне» с Эми Адамс, Гэри Олдманом и Джулианн...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00