Мамина драма: в прокате «Талли» Джейсона Райтмана с Шарлиз Терон

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В прокат вышел новый фильм Джейсона Райтмана по сценарию Дьябло Коуди «Талли», который сначала под видом чёрной комедии, а потом психологической драмы о полной забот жизни матери троих детей говорит со зрителем о том, как любой из нас ищет выходы из жизненного тупика. Татьяна Алёшичева рассказывает о картине подробнее.

Кадр из фильма «Талли», реж. Джейсон Райтман

Дьябло Коуди, в прошлом весёлая танцовщица стриптиза феминистской закваски, острая на язык журналистка и блогер, одарённая сценаристка с «Оскаром» за их первый совместный с Райтманом фильм «Джуно», всегда умела превратить истории из собственной жизни в цепляющий драматический материал. За десять лет, прошедших после «Джуно», Коуди родила троих детей — и вот, пожалуйста, история замужней остепенившейся Марло (опять прибавившая для роли двадцать кило Шарлиз Терон), в прошлом весёлой девчонки, а ныне домохозяйки на сносях: у неё уже есть страшно энергичный сын Джона, необычайно застенчивая дочь Сара и обожающий компьютерные шутеры муж Дрю, и вот рождается младенец Мия. Со всей этой бандой можно сладить, только если быть включённой в рутину целый день без продыху, а с появлением Мии у Марло не остаётся и ночей. Примерно тут и начинается так называемая комедия: Джона, мальчик с синдромом гиперактивности — «бойкий», как политкорректно именует его школьная директриса, может до одури орать в машине, пока Марло везёт его в школу, и отчаянно молотить ногами в спинку её водительского сиденья. Раз в неделю Марло берёт щётку и гладит ею руки мальчика, как гладят лошадей — эту практику рекомендовал психотерапевт. Помогает она не слишком — директриса всё равно объявляет Марло, что, мол, как ни любят педагоги «бойкого» Джону, но он забирает слишком много внимания учителей в ущерб другим детям, и надо поместить его в другое учебное заведение, для особенных детей. Тут уж не выдерживает и начинает орать сама Марло: вот не надо мне рассказывать, как вы нас любите, если в итоге вы нас гоните! Натренированная на скользких беседах директриса, впрочем, и тут не позволяет себе ни одного лишнего слова вне списка разрешённых округлых терминов — и это окончательно выводит из себя и без того нестабильную Марло, уставшую подпирать плечами небесную ось в ежечасном режиме. Как будто провидению мало того, что она крутится вокруг Мии как заведённая: сцеживает молоко — слышит плач ребёнка — вскакивает — кормит — меняет памперсы — ненадолго отключается... и кажется, что не проходит и пяти минут, как весь цикл повторяется снова.

Сцена с корректной директрисой — тончайшая ирония в адрес специально обученных правильным словам функционеров — они бесят, но ведь не подкопаешься! — и уж никак не комедия формата «обхохочешься». Смонтированные встык повседневные занятия Марло, превращающие её в глазах зрителя в подобие конвейера — драматургически штука погрубее и тоже к хохоту не располагающая. Тем не менее сработавшиеся как часы Райтман и Коуди всё равно ухитряются выдерживать лёгкий комедийный тон повести об уставшей от всего на свете женщине, не позволяющей себе унывать — небесный свод, по всему видно, рухнуть не должен.

Подмога приходит откуда не ждали. Беззаботный и бездетный Крейг, брат Марло (Марк Дюпласс, идеолог киношного направления «мамблкор», или «бормочущее кино») уговаривает её пригласить ночную няню: знаешь, вовсе не обязательно всё на свете делать самой! И только отшучивается в ответ на её тревожную попытку возразить, что, мол, нельзя просто так взять и пустить незнакомого человека — к себе! домой! ночью! Скоро Марло сломается и пустит весёлую и разбитную, как она сама в юности, няню Талли (Маккензи Дэвис) гораздо дальше, чем предполагалось вначале.

И снова Коуди и Райтман включают фирменную едва заметную иронию в отношении всего и вся, в данном случае самого жанра голливудских прекраснодушных семейных фильмов, где вначале всё летит к чертям, а потом жизнь налаживается, за кадром звучит душещипательная мелодия, а зрители сладко сопят, глядя на чьё-то сбывшееся счастье. Талли — идеальный коуч, будто сошедший со страниц книжки «Как перестать спасать мир и начать жить»: Марло высыпается, хорошеет, расправляет плечи и даже пускается в весёлый загул по местам весёлой юности... и тут сюжет делает резкий поворот и так далеко улетает от голливудского сопливого прекраснодушия, насколько это вообще возможно.

Сказки не будет, будет умное кино про одиночество и отчуждение, про то, что можно тешить себя мыслью, что ты отвечаешь за свою жизнь, что есть сцепка с почвой и контроль, а жизнь возьмёт и качнётся влево, качнувшись вправо. И рассказанная история — вроде бы частный случай, но если присмотреться, откроется следующее измерение этой истории: семья — никакая не тихая гавань, счастье — момент из прошлого, которого ты в хлопотах не заметил, контроль — иллюзия, а помощи не стыдно просить, когда она нужна, не дожидаясь, пока небесный свод рухнет тебе на голову. А небанальные драмы о взрослых людях, для взрослых людей и снятые по-взрослому — даже они могут заканчиваться, как те, банальные — под тихую музыку.

Читайте также
Так поди же, попляши! В прокате «Человек-муравей и Оса»
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, названный словно басня Крылова. Специально...
«Инсомния»: сон — залог здоровья
Лето хорроров продолжает новый фильм испанского режиссёра Густаво Эрнандеса «Инсомния», который теперь некоторое время будет соревноваться в прокате с&nb...
Роман «Зверя» — зачем смотреть инди-триллер Майкла Пирса
В российский прокат выходит «Зверь» — амбициозный полнометражный дебют Майкла Пирса, двукратного номинанта BAFTA за короткометражные работы. Фильм обречён ста...
«8 подруг Оушена»: все братья — сёстры
21 июня в прокат вышел фильм «8 подруг Оушена» (Ocean’s Eight), феминистский вариант истории про друзей Оушена, где ловкое ограбление проворачи...
Ирана раны: «Ни даты, ни подписи» Вахида Джалильванда
Продолжаем осмыслять картины, победившие на 12-м кинофестивале имени Андрея Тарковского «Зеркало». О фильме «Ни даты, ни подписи» иранског...
«Не забудь меня»: тошнота — друг молодёжи
На ивановском кинофестивале имени Тарковского «Зеркало» победил израильский фильм «Не забудь меня» — «история болезненных Ромео и Джульетт...
Также рекомендуем
Собираем каст из Роберта Паттинсона, Том Харди и Шарлиз Терон.
Обворожительной Шарлиз Терон сегодня исполняется 45 лет. Какого же персонажа актрисы мы любим более всего...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Собираем каст из Роберта Паттинсона, Том Харди и Шарлиз Терон.
Обворожительной Шарлиз Терон сегодня исполняется 45 лет. Какого же персонажа актрисы мы любим более всего...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
00:00