«Кто убил BlackBerry»: от взлёта до краха

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Кто убил BlackBerry»

11 мая в российский прокат выходит участвовавшее в основном конкурсе Берлинале драмеди «Кто убил BlackBerry» канадского автора инди-кино Мэтта Джонсона. Максим Ершов рассказывает, почему это одновременно захватывающий байопик о жертве конкуренции с Apple, снятый в псевдодокументальной манере, и трагическая история об отношениях бизнеса и прорывной науки.

Два приятеля Майк (Джей Барушель) и Даг (режиссёр фильма Мэтт Джонсон) основали вместе в канадском городке Ватерлоо компанию Research In Motion. Парни увлекаются технологиями со студенческих лет. В их маленькой фирме работают такие же, как они, гики-очкарики, которые вечером прямо в офисе могут вместе посмотреть «Индиану Джонса» или «Звёздные войны». Майк придумывает первый в мире смартфон, но продать революционную разработку никак не получается, да и компания едва держится на плаву — гиганты электронного бизнеса вечно обманывают и не принимают Research In Motion всерьёз. Всё меняется, когда в фирму приходит управленец Джим Балсилли (Гленн Хауэртон), прекрасно чувствующий себя в переговорах и умеющий всех построить. Так на свет появляется смартфон BlackBerry. И более 10 лет компания росла и развивалась, пока Стив Джобс не представил миру первый iPhone.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Премьера «Кто убил BlackBerry» прошла в основном конкурсе Берлинского фестиваля этого года. Картина осталась без призов, но участие в Берлинале — уже успех для самобытного и не самого известного автора независимого кино Мэтта Джонсона. «Кто убил BlackBerry» — первый многомиллионный проект постановщика. Ранее канадский режиссёр успел прославиться в узких кругах веб-сериалом «Шоу группы “Нирвана”», мокьюментари-драмой «Гадёныши» и конспирологическим триллером «Операция “Лавина”».

Жанр байопика в последние годы претерпевает значительные изменения. Сценаристы и режиссёры ищут возможности раздвинуть понятные границы скучных и однообразных биографических фильмов. То намеренно берут истории про злодеев («Красивый, плохой, злой» и «Так сказал Чарли»), то придумывают трюки со множеством актёров в роли одного персонажа («Меня там нет»), то вспоминают сомнительных героев или же непонятых гениев («Эд Вуд» и «Любовь и милосердие»), то играют со структурой повествования («Стив Джобс»). Канадский автор Мэтт Джонсон не изменяет себе и переносит черты узнаваемого режиссёрского почерка в жанр, который отчаянно пытается удивлять зрителей, но получается далеко не всегда. Во-первых, постановщик сохраняет псевдодокументальную манеру съёмки, используя зум и крупные планы, что добавляет фильму аутентичности и сатирического окраса. Также на создание комедийной интонации работают дурацкие парики, которые носят центральные персонажи. Гленну Хауэртону, наиболее известному по вечному ситкому «В Филадельфии всегда солнечно», приходится «стать» лысым и злым, но в первые минуты даже вроде бы отрицательные персонажи выглядят забавно и по-своему трогательно.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Джонсон прекрасно понимает штампы байопика и жонглирует ими в промышленных масштабах, что уже создаёт комический эффект. В компании, производившей BlackBerry, собрались друзья-гики, суровые управленцы, эксцентричные компьютерные гении, алчные бизнесмены, готовые ради денег на всё, — классические архетипы сюжетов о взлёте или падении компании.


История главного канадского стартапа любопытна сочетанием и успеха, и краха. Да и центральные персонажи не статичны. Тот же Майк Лазаридис в начале фильма не уверен в себе, талантлив и хочет сделать мир лучше, но в то же время дружит с Дагом, который приходит в офис потусить и хорошо провести время. Чем успешнее становится компания, тем сильнее два приятеля отдаляются. Мир больших денег не знает настоящей дружбы. Даг остаётся увальнем в футболках «Мортал Комбата» и «Парка Юрского периода», для которого жизнь не ограничивается работой. Майк же теряет индивидуальность и трансформируется в одержимого успехом и мировым господством чокнутого предпринимателя. Если верить «Социальной сети», удел подобных фриков — одиночество.


«Кто убил BlackBerry» неожиданно является фильмом о страстях. Балсилли, большой поклонник хоккея, как и положено канадцу, мечтает стать владельцем клуба NHL. Лазаридис стремится оставаться на вершине рынка мобильной связи и смартфонов. Победителем в погоне за деньгами выходит не изменяющий себе Даг. Он продаёт акции компании на пике их стоимости и остаётся до конца жизни миллионером. Неслучайно Дага играет сам режиссёр Джонсон. Пожалуй, приятель Майка оказывается самым симпатичным персонажем фильма, а картина в том числе является гимном инаковости, гиковости и даже лузерства. Порой не стоит выпрыгивать из штанов и пытаться забраться на вершину, с которой будет гарантированно больно падать. Джонсон критикует капитализм и в лобовую, показывая, куда приходит фирма Research In Motion, и по касательной — Даг вроде бы стабильно на втором плане, но зато он спит спокойно и не теряет связи с реальностью.

«Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023

Автору удаётся сохранить стилистическую целостность байопика — крупные планы, резкая смена фокуса с одного персонажа на другого и подвижная камера не пропадают и к финалу. Но из абсурдистской комедии фильм постепенно трансформируется в финансовый триллер или драму о тяжёлом принятии поражения. Во время роста компании в офисе царит расслабленная и дружеская атмосфера, в последние годы инженеры постепенно оказываются в серой унылой клетке, напоминающей казарму. А вместе с весельем уходят и результаты, из пузыря постепенно выходит весь воздух свободы.

Джонсон — человек искусства — тоскливо фиксирует очередной пример бессилия творцов перед бизнесом. Да, в случае «Кто убил BlackBerry» речь идёт о компьютерных гениях и учёных, но по своей сути они ничем не отличаются от художников или режиссёров, которых зажимает безжалостная система. Но если у постановщиков в Голливуде врагами являются продюсеры-акулы, стартап подтачивают инвесторы и финансовые директора.

Читайте также
«Связанные насмерть»: холодный хоррор о сестринской любви
Ремейк культового фильма Дэвида Кроненберга.
«Питер Пэн и Венди»: лекарство от взросления
Новая интерпретация от Dinsey+.
«Мизантроп»: мрачный триллер о безумном маньяке
История поимки одного убийцы из Балтимора.
«Семь королей должны умереть»: финал экранизации культового цикла книг
Окончание сериала «Последнее королевство».
Также рекомендуем
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
В прокат выходит «Фассбиндер» — новая лента режиссёра Оскара Рёлера («Источники жизни», «Элементарные ча...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биог...
Биографическая картина, посвящённая становлению бизнеса Ферруччо Ламборгини.
В прокат выходит «Фассбиндер» — новая лента режиссёра Оскара Рёлера («Источники жизни», «Элементарные ча...
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вн...
4 декабря на Netflix вышел один из самых долгожданных фильмов года — чёрно-белый и биог...

Последние новости

Кэтрин Ньютон считает, что в Marvel очень легко работать
Также актриса сравнила опыт создания большого блокбастера с камерным ужастиком.
Джессика Честейн на новых кадрах драмы «Память»
В которой пару актрисе составил Питер Сарсгаард.
«Нелюбимка»: сборная документалка о Niletto
Объясняем, почему «Нелюбимка» заслуживает внимания зрителей.
Джеймс Ганн подтвердил окончательное закрытие прошлой версии «Зелёного фонаря»
Перезапущенная киновселенная DC не нашла места для Финна Уиттрока.
Том Холланд рассказал о статусе «Человека-паука 4»
Творческий процесс разработки уже начался.
Okko показал тизер психологического триллера «Трасса»
Также прошла премьера первого эпизода в рамках ММКФ.
Обзор бокс-офиса: уикенд с 19 апреля по 21 апреля
«Годзилла и Конг: Новая империя» не оставляет шансов конкурентам уже несколько неде...
00:00