«Химера»: под культурным слоем

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Химера», «Кино.Арт.Про»

Каннская любимица и кудесница современного итальянского кино Аличе Рорвахер выпустила фильм о белой магии итальянских чёрных копателей, который пленяет винтажным визуалом и античным духом. Нам эта картина очень понравилась — объясняем, почему и отчего.

Смотрим «Химеру» — играем в ассоциации.

Карнавал Феллини, неореализм Де Сантиса, мистерии Пазолини, отчуждённость Антониони, телесность Бертолуччи и убаюкивающая магия прошлых картин самой Аличе Рорвахер — «Чудес» и «Счастливого Лазаря», с которыми её свежая «Химера» образует своеобразную трилогию.

Эту постановщицу называют продолжательницей всего хорошего, что когда-либо случалось с итальянским кино на его долгом и насыщенном веку. Сравнительно недавно с таким же благоговением отзывались о её старших коллегах, о Паоло Соррентино и Джузеппе Торнаторе. Конкретно эти режиссёры, оба два, снимают размашисто, очень даже по-голливудски, а вот Рорвахер — это инди чистой воды. В хорошем смысле слова «инди». Так же, как ветер сдувает пыль с древнего — старше всей Римской империи — высеченного на камне узора, являя его красу нищим тосканским Индианам Джонсам, только-только вскрывшим посреди ночи гробницу этрусков, так и Рорвахер отметает в сторону кинематографические формулы и условности, обнажая деликатный и не растаптывающий веру зрителя в чудо киноязык.

Кадр из фильма «Химера», «Кино.Арт.Про»

Визуалом в «Химере» заведует не цифровой сигнал, а видеоплёнка — 16- и 35-мм, дабы в отдельных моментах сужать и расширять внутрикадровое пространство. Героями выкуривается непомерное количество сигарет, чтобы вместе с табачным дымом по джармушевской методе нагнать уютного сплина. Отдельные персонажи ленты — десятки краденых этрусских артефактов: непримечательная утварь для обывателя и настоящее сокровище для коллекционеров и музейных работников.

В «Химере» голь и юдоль итальянского народа на заре 1980-х переплетаются с мифом об Орфее и Эвридике, плавно перетекающим в историю о Тесее и Ариадне. Лики смерти здесь банальны и безынтересны — в экранном мире Рорвахер, на границе вымысла, главенствуют лики бедности непокрытой, счастья в шалаше, и признаки едва уловимого волшебства, для обозначения которого зарубежные кинокритики уже успели вывести термин «магический неореализм».

Кадр из фильма «Химера», «Кино.Арт.Про»

Кстати говоря, у Роберто Росселлини — одного из основателей итальянского «просто неореализма» — Аличе Рорвахер заимствует не только идею о приближенном к документальному изображении больших бед маленьких людей, но и его дочь — известную по «Синему бархату» Линча Изабеллу Росселлини. Она играет в «Химере» небольшую, но важную и запоминающуюся роль. Ещё, как и в предыдущих фильмах Рорвахер, в касте присутствует сестра постановщицы Альба. И ещё, как и в предыдущих фильмах Рорвахер, в «Химере» без прикрас демонстрируют жизнь итальянской провинции, которая выживает как умеет. В «Чудесах» простолюдины пытались перебить приторность сладкой жизни пришлых телезвёзд вкусом мёда собственного производства. В «Счастливом Лазаре» современные крепостные выращивали табак, а после вынужденного обретения не шибко желанной свободы бродяжничали. Ну а герои «Химеры» — чёрные копатели — обкрадывают мёртвые души некогда проживавших на территории Тосканы этрусков, чтобы не помереть с голодухи на просторах красивой и голодной ретро-Италии, озвученной музыкой, под которую на дискотеках вполне могли отплясывать многочисленные альтер эго строптивого Адриано Челентано.

Кадр из фильма «Химера», «Кино.Арт.Про»

«Копать и не просыхать», — таков девиз шайки итальянских археологов-нелегалов, сплочённых чужаком Артуром в филигранном исполнении британца Джоша О’Коннора. Вместе с ними он давно лазает по этрусским захоронениям. В этих местах он знает многих и многие знают его, однако он до сих пор продолжает говорить на здешнем наречии с ошибками. Этот мужчина владеет сверхъестественным даром находить глубоко зарытый клад без каких-либо приборов. Он много молчит. Его светлый костюм выделяется на фоне тряпок, что носят его коллеги по опасному бизнесу. Артур — гость не просто из другой страны, а не из мира сего, и цели его далеки от банального обогащения за счёт присваивания себе богатств, что залежались на дне культурного слоя. С лозой в руках и лопатой за спиной он ищет не ценности древних, а вход в загробный мир, откуда мечтает вызволить погибшую возлюбленную, разрываясь между памятью о ней и прикосновениями другой — той, что сейчас и что на поверхности, топчет одну и ту же землю, что и авантюристы, поющие о своих профессиональных подвигах, знатно нализавшись вина.

Кадр из фильма «Химера», «Кино.Арт.Про»

Стремление Артура воссоединиться с умершей любовью — это и есть химера из заголовка фильма. Читай — несбыточная, радикальная, бредовая, однако, как нас убеждает Аличе Рорвахер, оттого не перестающая быть желанной (и достижимой) идея. Химера Артура — заглянуть по ту сторону жизни. Химера Рорвахер — заглянуть по ту сторону экрана, вышивая красные сюжетные нити и блуждая по лабиринтам визуального опыта. Её кино — воплощённый релакс. Её мир дарит надежду. Её режиссёрский стиль самоценен даже в отрыве от философских подоплёк и диалогов с античными мифотворцами. Её самый главный урок для нас с вами — нет вреднее мечты, чем отсутствующая мечта. Археология по Рорвахер, одновременно грязная и любвеобильная, существует вразрез с археологией, какой её описывал своим студентам легендарный (пускай и вымышленный) учёный и приключенец, доктор Генри Уолтон Джонс — младший. Индиана учил, что, копаясь в земле, вы ищете не истину, а факты. Аличе Рорвахер считает, что совсем наоборот.

Читайте также
Антиобщественное выживание: «Общество снега» Хуана Антонио Байоны
Фильм-катастрофа о том, как уцелеть под снежной лавиной и неподъёмным грузом вины.
В космосе всё те же: «Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня»
Рассказываем о новом научно-фантастическом фильме Зака Снайдера.
«Я вас научу улицу любить»: «Слово пацана» — роман взросления от Жоры Крыжовникова
Один из самых стильных и влиятельных сериалов года.
Гонки со смертью: биографическая драма «Феррари»
Культовый американский режиссёр переосмысляет судьбу выдающегося автогонщика.
Она написала кибернуар: «Убийство на краю света»
Уютный и захватывающий детектив, в котором мы нуждались этой зимой.
Также рекомендуем
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянском...
26 ноября в Риме в возрасте 77 лет умер Бернардо Бертолуччи — один из важнейших итальянски...
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину.
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...
В повторный российский прокат выходит «Великая красота» — один из лучших фильмов Паоло Соррентино, принёсший итальянском...
26 ноября в Риме в возрасте 77 лет умер Бернардо Бертолуччи — один из важнейших итальянски...
Максим Ершов советует ни в коем случае не пропускать картину.
С 1 по 11 сентября состоится 78-й Венецианский кинофестиваль, который по традиции не только представит новые фильмы имен...

Последние новости

Стартовал приём заявок на Питчинг кинопроектов в Красноярском крае
В рамках III Международного форума кинопроизводителей.
Фильм о жизни Леонардо да Винчи нашёл своего режиссёра
Им станет постановщик «Северных вод» Эндрю Хэй.
Настя Ивлеева не оставляет надежд на премьеру «Мальвины»
По её словам, фильм ушёл на долгий постпродакшн.
«Кинокритик» Квентина Тарантино: фильм, который мы потеряли
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
Майк Флэнаган снимет нового «Изгоняющего дьявола» для Blumhouse
Режиссёр экранизации «Жизнь Чака» Стивена Кинга.
Уэс Андерсон снял рекламу элитных ручек и сам же в ней сыграл
А также представил ручку собственного дизайна.
00:00