Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэтическим, как будто из фильмов новой казахской волны, названием «Хрустальное небо вчерашнего дня». Алексей Васильев, поклонник жанра со стажем, не мог пройти мимо премьеры и по просьбе КИНОТВ сравнил японскую оригинальную традицию с китайской традицией подражательства. 

За кадром красиво надломленный пацанский голос рассуждает: «В ту минуту я узнал, что такое любить: словно кто-то загнул краешек неба, и оттуда сверкнул ослепительный свет». В кадре закат плещется в зелёных кронах, взлетает в бирюзовое небо волейбольный мяч, его побрасывают глазастые отроки, все как один небрежно всклокоченные, девушка с причёской «конский хвостик», прижимая учебники к груди, идёт и растворяется в сентябрьском мареве, как виденье.

Таким мир бывает только в аниме. В той самой сладкой, деликатной его ветви, где — ностальгия по дням в выпускном классе, невысказанной первой любви и выборе пути. Японским искусством правит канон, и сколь разными ни были бы такие вот ностальгические фильмы про жизнь у кромки взросления, телесериалами, как «Невиданный цветок», или экранными зрелищами, как «Шёпот сердца», создавал ли их покойный ветеран Исао Такахата («Ещё вчера») или суперзвезда сегодняшней аниме-романтики Макото Синкай («5 сантиметров в секунду», «Сад изящных слов»), есть единая техника рисунка, облик героев, стиль поэзии закадровых ремарок влюблённых протагонистов.


Само название нового аниме — «Хрустальное небо вчерашнего дня» — уже совершенно ясно и честно зазывает на фильм из породы вышеперечисленных. Самый выкидной парень в классе, сын министра образования Ли, знаком по десяткам аниме — с его чёлкой до носа, разлётом глаз как у пумы и кедами на парте, Ли — доведённый почти до карикатурного совершенства «молчаливый красавец, который никогда не улыбается», как насмешливо сформулировали его мультипликационное амплуа в детективном аниме-сериале «Детектив Конан». Амплуа в аниме, пожалуй, жестче чем в Голливуде золотой эпохи кинозвезд. Есть оно и у помешанного на компютерных играх очкарика Орешка, и у всеми любимой Юи, и у вечно смущенного рисовальщика комиксов Вана – именно он, став знаменитым мангакой, возвращается в начале «Неба» в родной приморский городок и  вспоминает, как покинул город своего детства, чтобы рисовать истории в картинках – таких же персонажей как они, их отражения и копии мы видели десятки раз. И более того – расстроились бы если б не увидели. От аниме, даже такого реалистического, как названная категория фильмов, удовольствие как от сказки, а какая ж сказка без стационарного набора персонажей или, на аниме-сленге, гарема: принца, дракона и богатырей?

Зато чего мы никогда не видели в аниме — это чтоб оно начиналось с радиообъявления: «Сегодня 1 сентября 1999 года, и мы счастливы, потому что через 110 дней Сянган будет принадлежать Китаю». Мы не видели, чтобы стены школ и улиц были обвешаны красными флагами с жёлтыми звёздочками и тёмно-изумрудным сукном, на котором иероглифами выложены лозунги про «Выполним и перевыполним». Не видели такой школы: в аниме тамошние сенсеи разве что не хороводы водят вокруг учеников, а здесь — муштра и грубые унижения. Дело в том, что «Хрустальное небо вчерашнего дня» — аниме китайское. Что ж, китайцы славятся своими контрафактами. И если им прекрасно удаются сумочки от Chanel — было бы странно, если б они не скопировали серийный продукт своего соседа, японское аниме.


Первое отличие, которое бросается в глаза: японское аниме славится пастельными, оттеночными красками, вдохновлёнными эмалью и минималистскими узорами Хокусая. Китайское аниме имеет попугаичью окраску — как и положено стране с более нарядной и парадной культурой. Второе: политический обертон. Мир рисунка, манги, в технике которой и выполнено «Хрустальное небо», — это единственный мир, в который герой по имени Ван может сбежать из муштры и унылой действительности. Получается некий любопытный метафильм — манга, японская техника, которая в Китае имеет своё хождение и в которой выполнен фильм, есть убежище от действительности. Мультфильм как единственно возможный способ жить, не кривя душой и не подлаживаясь.

Вану пришлось сделать выбор — любовь или бегство в профессию. Персонажи Синкая теряют любовь просто так — от неуверенности, нерешительности. Здесь искусство, к которому герой имеет склонность, — это окно в свободное волеизъявление, и оно сильнее любви к Юи, которая повлечёт за собой оседлую жизнь со всеми её тёмно-изумрудными лоскутами с лозунгами. Всё это проведено деликатно, но мысль читается ясно, и она отражает грубую действительность. У японцев нежная техника совпадает с нежным миром, о котором речь. У китайцев она, напротив, играет роль контраста, но и одновременно маски, которая наносит ностальгический флёр на грубую правду и страхует фильм от цензуры.


Но самое необычное и неожиданное отличие китайского фильма в том, как он рассказывает сюжет. И тут видимая грубость оборачивается фантастической внутренней деликатностью. Японцы бы накрутили массу сентиментальных деталей и психологических нюансов. Нерешительность Вана побеждает появление в классе не по годам рослого, раньше сверстников развившегося Ли, внушающего Вану своим весомым физическим присутствием силу идти за своей мечтой. Это никак не комментируется. Не обрастает подробностями. И именно это становится самым деликатным моментом фильма. А что если не разжёвывать правду, а только упомянуть, назвать, такую как есть? В классе появляется физически развитой красивый парень, и классный фантазёр заражается от него верой в себя. А физически развитой парень, поддерживая талант фантазёра, думает, а что бы и мне не пойти за самой голубой своей мечтой? И улетает в небо пилотом. А фантазёр едет рисовать мангу в большой город. И рисует их школу и красавца Ли. Чтобы тот купил её в дьюти-фри перед отправкой в очередной рейс. Так оно и бывает на каждом шагу. Конечно, мы можем позвать психиатров и устроить консилиум по поводу этого феномена — взаимной заразительности школьных фантазёров и выкидных пацанов. Но не лучше ли просто повесить портрет этого явления в красивой аниме-рамке и для пущей пронзительности бросить на него взгляд через пелену времени? И остаться пленёнными грустным очарованием вещи: на час медитации.


Читайте также
«Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
«Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
«Родители лёгкого поведения»: внезапно лучшая комедия года
С 7 марта в кино, казалось бы, проходная комедия с Алеком Болдуином и Сальмой Хайек «Родители лёгкого поведения». Однако проходи...
Старик и воры: в прокате «Наркокурьер» Клинта Иствуда
На российских экранах новый фильм 88-летнего Клинта Иствуда с ним самим, как водится, в главной роли. История основана на реальных и ...
«Фаворитка»: ещё 5 уроков Йоргоса Лантимоса
Накануне церемонии вручения «Оскара» широкого зрителя экстренно знакомили с самым неожиданным лидером премиальной гонки, «Фавориткой» Йоргоса...
Беспорядок слов: израильский фильм «Синонимы» — новый фаворит Берлинале
Под занавес конкурса в Берлине показали третий фильм израильского режиссёра Надава Лапида «Синонимы» — автобиографичную, но оттого н...
Также рекомендуем
Играем в игру со звездой «Кошек» и «Жить жизнь».
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
Создатели драмы — об интерпретациях и трагедии в фильме с Евгением Цыгановым в главной роли.
Играем в игру со звездой «Кошек» и «Жить жизнь».
О чём хандрят тридцатилетние? С 1 октября в российском прокате – меланхоличная комедия Алексея Камынина «Ханд...
Создатели драмы — об интерпретациях и трагедии в фильме с Евгением Цыгановым в главной роли.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00