«Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ века. Что это такое и почему нам всем стоит его посмотреть, рассказывает Зинаида Пронченко.

Париж, 1930 год. В одном из прокуренных кабаков Монмартра выпивает богема. Разговор привычный: такой-то что-то снял/написал/сочинил, а кто ж тогда гений, если не Дали? Среди этих несчастных, псевдоинтеллектуалов с сигаретой наперевес, что всю жизнь скребут и переворачивают себе душу в поисках философского камня (а он, разумеется, прячется на дне бутылки с пастисом) восседает монашка. Точнее, ряженый в bonne soeur корпулентный мужчина с иссиня-чёрными волосами. Он мрачен, славословия в адрес Дали ему совсем не по нраву. Его зовут Луис Бунюэль, он лучше Дали, недурно боксирует и всегда носит с собой револьвер. На днях состоялась премьера его картины «Золотой век», и теперь он в опасности. Оскорблённые богохульственными выпадами верующие бросаются на автора скандального фильма прямо на улице. А мать продюсера виконта Шарля де Ноай доехала до папы в Ватикане, чтобы положить конец проказам сюрреалистов.


Режиссёр анимационной ленты «Бунюэль в лабиринте черепах» Сальвадор Симо взялся, наверное, за один из самых сомнительных и в то же время увлекательнейших эпизодов истории мирового кинематографа. Сказ о том, как мастер сомнамбулических перверсий Бунюэль в документалистику ходил, не смысля ни черта в этнографии с антропологией.

В 1927 году Бунюэлю попалась книжка французского учёного Мориса Лежандра о высокогорной области Испании, Лас-Урдес, беднейшем регионе страны, в котором люди живут хуже, чем дикие животные. На «капричос» злодейки-судьбы и разный социальный макабр типичный представитель зажиточной буржуазии Бунюэль с младых ногтей смотрел из окна частного автомобиля. У Симо пунктиром даны детские травмы, куда ж без них: строгий папа, странная мама, анималистические фобии родом из Фрейда, но перебивающиеся с хлеба на воду соотечественники интересовали Луисито всегда чуть меньше парижских мод. В бинарной оппозиции этика vs эстетика, а также искусство или смерть он выбирал себя и свои творческие амбиции. Примо де Ривера, Альфонсо XIII, республиканцы — всё едино, главное, чтобы адепты той или иной политической идеологии спонсировали его фильмы. Как, например, анархист Рамон Асин, предложивший на лотерейный выигрыш отправиться в экспедицию в Лас-Урдес и воспеть гордое автохтонное население, сделать из этнографической зарисовки революционный манифест: даёшь реформ и субсидий!


Результатом этого колониального приключения стал печально известный фильм «Земля без хлеба» (очень скоро запрещённый Франко), наивное морализаторство и эксплуатация обездоленных в высоких художественных целях. Некоторые сцены в кичащейся правдивостью «Земле без хлеба» — внаглую постановочные. Так, неприемлемую по нынешним вегетарианским временам жестокость в адрес диких коз и домашних петухов (первых стреляют, чтобы они покатились красиво в пропасть, вторым отрывают головы не зверской традиции ради, а метафоры для) Сальвадор Симо высмеивает самым остроумным образом. Сюрреализм не столько на экране, сколько за кадром. Впрочем, современная критика буржуазного пса Бунюэля больше отталкивается от клише про «белых и привилегированных», чем от классической левацкой повестки. Это необходимая спекулятивная плата за вполне себе обоснованный ревизионизм.

Главное же в «Бунюэле в лабиринте черепах», конечно, то, что лишь анимации, да ещё такой визуально расхлябанной, под силу тягаться в образности с параферналией отцов-основателей сюрреализма. И там, где, допустим, Джулиан Шнабель со своим позорным «Ван Гогом» или Флориан Хенкель фон Доннесмарк с непотребной «Работой без авторства» о Герарде Рихтере сели в лужу, Симо выходит сухим из воды. А контрастное сопоставление мира нарисованного (и буквально, и фигурально) с документальными врезками из «Земли без хлеба» лишь утверждает автора «Бунюэля в лабиринте черепах» в почётном статусе прямого наследника своего героя.

Читайте также
«В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
«Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
«Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
«Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
«Капкан» — новый хоррор от автора «Пираний»
В российском прокате тихо существует новая картина Александра Ажи («Пираньи 3D», «Девятая жизнь Луи Дракса») «Капкан» — странноватый хоррор, прослав...
Также рекомендуем
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
На Netflix вышел второй режиссёрский проект сценариста Аарона Соркина — драма «Суд над чикагской семёрко...
Режиссёр Джон Ли Хэнкок возвращается к детективам. После истории о Бонни и Клайде постановщи...
Сегодня исполняется 70 лет Биллу Мюррею. Трудно сходу назвать ещё одного такого актёра, которому удалось снискать б...

Последние новости

Анонсирована третья часть слэшера «Винни-Пух: Кровь и мёд»
Режиссёр обещает больший бюджет для триквела.
Вышел трейлер «Видов доброты» Йоргоса Лантимоса
«Притча-триптих» выйдет за рубежом 21 июня.
Генри Кавилл спас Алекса Петтифера во время съёмок нового фильма Гая Ричи
Актёр чуть не утонул на площадке «Министерства неджентльменских дел».
Кристофер Нолан будет посвящён в рыцари
А его жена Эмма Томас получит титул дамы.
«Материнский инстинкт»: упражнения в манипуляциях
Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй в ретро-триллере о любви и паранойе.
00:00