«Барби»: бунт в пластмассовом мире

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

«Барби» Греты Гервиг стала доступна в зарубежных онлайн-кинотеатрах и на больших отечественных экранах. Картина с Марго Робби и Райаном Гослингом собрала в прокате более 1,4 млрд долларов и стала самым кассовым фильмом года. Наверняка «Барби» будет активным участником оскаровской гонки. Максим Ершов восхищается оригинальной формой и не впечатляется простоватым содержанием летнего блокбастера.

В Барбиленде, волшебной пластиковой стране победившего розового цвета, всё тихо и спокойно, поскольку куклы компании Mattel одинаково проживают один день за другим. Барби занимает должность президента государства, Барби удостаивается Нобелевской премии по литературе, Барби заседают в Верховном суде, Барби устраивают вечеринки. В общем, Барби могут быть кем угодно, у Кенов забот поменьше: нужно посверкать мышцами на пляже и потанцевать на очередной тусовке.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Но однажды стереотипная Барби (Марго Робби) вдруг задаётся вопросом о смерти и сталкивается с экзистенциальным кризисом, идеальный мир рушится в одно мгновение. Утренний пластиковый тост сгорает, ноги становятся плоскими (непонятно, как теперь влезать в туфли на высоком каблуке), а ещё она неловко падает. Грустная Барби сначала встречается со странной Барби (Кейт МакКиннон), которую изуродовала владелица, а затем отправляется в реальный мир Лос-Анджелеса, где живёт хозяйка куклы. Пора бы разобраться, что тревожит девочку. За Барби увязывается влюблённый в неё Кен (Райан Гослинг).


Картина Греты Гервиг вызывала интерес ещё с момента официального объявления старта съёмок и каста. Сценарий постановщица написала вместе с супругом и соратником Ноа Баумбаком. Как независимый автор будет снимать кино про кукол гигантской бездушной корпорации? Сможет ли Гервиг сохранить свой голос, или на выходе получится очередной продюсерский проект-мутант без лица? Яркие розовые кадры с колесящими по Калифорнии на роликовых коньках Робби и Гослингом вызывали дополнительный интерес у широкой аудитории, которая не видела постановщицу в мамблкорах Баумбака, Джо Сванберга и братьев Дюпласс.


А когда стало известно, что две громкие премьеры года — «Барби» и «Оппенгеймер» — выйдут в июле в один день, интернет наполнился мемами, скрещивающими фильмы Гервиг и Нолана. В выигрыше показались все — уже можно с уверенностью сказать, что обе картины стали коммерчески успешными и получили положительные отзывы зрителей и критиков. Интересно, будут ли «Барби» и «Оппенгеймер» идти за ручку по страницам истории кино, например, лет через 15. Союз странный.

Картина Гервиг с первых же минут впечатляет проработанностью и детализированностью пластмассового мира. Гигантские декорации художницы-постановщицы шестикратной номинантки на «Оскар» Сары Гринвуд, лишённые чрезмерной сексуальности наряды нежнейших цветов двукратной обладательницы наград Американской киноакадемии Жаклин Дюрран и тонкая работа со светом оператора Родриго Прието, в последние годы постоянно сотрудничающего с Мартином Скорсезе, сразу же погружают зрителей в выдуманную реальность. Но при этом кажется, что Барбиленд находится в нескольких километрах от тебя, всё можно потрогать и прочувствовать.

Фильм вроде бы внешне напоминает очередную работу Уэса Андерсона, но от него нет ощущения игрушечности, хотя это предельно условный мир. Пластмассовые декорации становятся словно бы театральными подмостками, запоминающимися, красочными, контрастирующими с основными сюжетными событиями. Как и положено фэнтези-антиутопии в духе «Волшебника стране Оз», «Барби» затрагивает совсем не детские вопросы. Как, например, не почувствовать себя куклой в собственной жизни? Как перестать плыть по течению, в котором комфортно существовал последние годы? Как докопаться до истинного себя? Как выделиться из серой толпы и максимально раскрыть свой потенциал? Поначалу Барби в исполнении Робби только чувствует, что в её жизни что-то не так, а уже ближе к концу сталкивается с ворохом экзистенциальных вопросов.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Сценаристы картины хорошо подготовились к съёмкам и прекрасно знали даже не самых популярных и давно снятых с производства кукол компании Mattel. У большинства персонажей есть прототипы, в том числе и у странной Барби с видеокамерой на спине или у Барби с надувающейся огромной грудью. Отдельного упоминания достоин друг Кена уморительный Аллан (Майкл Сера), обаятельный неудачник, который даже в мире красавчиков-бойфрендов Барби выглядит белой вороной. Также на экране появляется Рут Хэндлер, придумавшая знаменитую куклу и назвавшая её в честь своей дочери Барбары.


Фильм Гервиг — шедевр режиссёрской эквилибристики. Автору приходится одновременно аккуратно и ненавязчиво рекламировать профинансировавшие картину Mattel и Warner Bros., но в то же время иронизировать над капиталистами. Так объектами для насмешек становятся «Крёстный отец», «Снайдеркат» и толпа суетливых и недальновидных мужчин во главе компании, которая производит пластмассовых кукол для девочек.


Любопытно наблюдать не только за приключениями Барби, но и метаниями Кена. Он всегда был лишь красивым дополнением к своей подружке. Кен не существует без Барби, но кто он тогда? Великолепный Гослинг, заслуживающий «Оскар», сначала играет наивного влюблённого, затем превращается в пугающего диктатора-мизогина, а в итоге оборачивается несчастным парнем с кризисом идентичности. Да, Гервиг обличает патриархат, и это слово в кадре звучит, может быть, слишком часто, но в то же время автор не забывает и о новом положении мужчин в современном мире. Кену ещё предстоит понять, кто он такой. Пока мы видели его в двух крайних точках: властителя Барбиленда и верной собачки своей подружки.

Кадр из фильма «Барби», реж. Грета Гервиг, 2023. Фото: Warner Bros.

Во второй половине комедия превращается в учебник по основам феминизма, который будет доступен зрителям разных возрастов, национальностей и культур. Гервиг не говорит ничего принципиально нового, но упаковывает важные соображения в развлекательную форму. Хочется просто порадоваться, что самым кассовым фильмом года стал не очередной блокбастер Marvel и 100-я часть «Форсажа», а оригинальное кино, в котором полёт фантазии сочетается с образовательной программой. На самом деле это оптимистичный фильм о том, что однажды Кен и Барби будут счастливы, вместе или порознь, без навязанных обществом правил и стандартов, без войны полов и без необходимости кому-либо что-то доказывать. В общем, куклы просто будут собой.

Читайте также
Монстры живут среди нас: рецензия на сатирический хоррор «Граф»
На Netflix состоялась премьера сатирического хоррора «Граф» — нового фильма чилийского режиссёра Пабло Ларраина, получившего приз за лучший сценарий на 80-м В...
«Звук свободы»: тяжёлая картина о современном рабстве
Нашумевший триллер на больную тему.
«Бери да помни» — грустный фильм о прощании с детством
14 сентября в российский прокат выходит полнометражный дебют татарского режиссёра Байбулата Батуллина «Бери да помни». Ещё до премьеры картина сумела покорить...
«Чувства Анны»: зов из космоса
Хотя на фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» большее внимание уделяется сериальной программе, не стоит забывать и о фильмах, которые завершают каждый де...
«Гнев материнский»: детективный триллер с Хилари Суэнк
7 сентября в российский прокат вышел детективный триллер «Гнев материнский» с Хилари Суэнк в главной роли. Сюжет вращается вокруг журналистки, которая хочет н...
Иранское зазеркалье: рецензия на нуарный триллер «Вычитание»
В российский прокат выходит новый фильм иранского режиссёра Мани Хагиги — нуарный триллер «Вычитание», оригинально интерпретирующий классический сюжет о доппе...
Также рекомендуем
Татьяна Шорохова вкратце восстанавливает историю пластиковой девушки.
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
Новый фильм Гая Ричи с успехом пережил первый уикенд российского проката. Первыми впечатлениями все (и&n...
Татьяна Шорохова вкратце восстанавливает историю пластиковой девушки.
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
Новый фильм Гая Ричи с успехом пережил первый уикенд российского проката. Первыми впечатлениями все (и&n...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00