Обзор (к)инопрессы #47

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша собрал недельный дайджест новостей из иностранной (к)инопрессы. Поздравляем Апичатпонга с юбилеем и читаем про детство киноавангардиста, разбираемся, почему жанр вестерна никогда не умрёт, изучаем боевое искусство Брюса Ли и вспоминаем легендарный «Декамерон» Пазолини.

50-летие Апичатпонга Вирасетакула

16 июля отметил 50-летие один из самых прославленных киноавангардистов XXI века — Апичатпонг Вирасетакул (сокращённо — Джо, как любят обычно добавлять на этом моменте). RAIN Magazine по такому поводу снова публикует интервью 2017 года. Режиссёр рассказывает об отношении к успеху (после «Золотой ветви» в Каннах), побеге от суровой реальности и идиллии детства. Разговор, казалось бы, поверхностный, оставляет живой набросок героя — непубличного, своеобразного, искреннего человека.
«[Апичатпонг Вирасетакул:] Моя мама познакомила меня с микроскопом, стетоскопом и камерой Super 8, чтобы я мог видеть и слышать разные вещи. Дома у нас были медицинские книги с ужасными картинками, которыми я был очарован. Несмотря на все волнения, моё детство было безмятежным и банальным. Время тянулось медленно».
«— Самая бунтарская вещь, что ты когда-либо делал?
— Ничего такого, правда. Но есть несколько вещей, которые я хочу сделать, но не могу: жить в другой стране, сделать документалку о тюрьмах Таиланда, отказаться от использования электронной почты».

Вестерн непобеждённый

На Mubi — краткий гайд по вестернам. Большая часть материала — это короткий обзор истории явления, от ранних немых фильмов, первых картин с Джоном Уэйном и нуарных лент Энтони Манна до кровавого переосмысления от Сэма Пекинпы, жёстких героев Клинта Иствуда и современных примеров, в которых авторы пытаются собрать что-то новое из старых компонентов.

Гайд ограничен форматом и потому неизбежно беглый, но для текста такого небольшого объёма — достаточно информативный. В исторической справке упоминаются основные тенденции вестерна (например, адаптация к новым телевизионным и общественным реалиям в 50-е), а также кратко затрагивается тема репрезентации меньшинств и женщин в традиционно «мужском» жанре. Хронологическую часть удачно дополняют советы к просмотру (там классика: Форд, Хоукс, Леоне, Пекинпа, Иствуд) и чтению (ссылки на базы голливудских и спагетти-вестернов, а также списки рекомендуемого к просмотру из современного).

«Несмотря на то, что, казалось бы, всё против вестернов, последние годы подарили несколько неординарных примеров жанра: “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”, “Обход Мика”, “Джанго освобождённый”, “Строго на запад”. Вестерн списывали со счетов много раз и прежде. Ещё в 1911 году в одном киножурнале писали, что “золотая жила [вестернов]… иссякла”. Но, как однажды заметил Энтони Манн: “Думаю, причина, почему [вестерн] самый популярный и долгоживущий жанр, в том, что он даёт больше свободы для действия, в ландшафте, в страсти. Это примитивная форма. Она не регулируется правилами, вы можете делать с ней что хотите. Это легенда, а легенды создают лучшее кино”».

Легендарный Брюс Ли и его философия

Criterion делают то, что у них получается лучше всего, — разбирают классику. На этот раз — фильмы с Брюсом Ли. В объёмном эссе охватывается биография Ли как мастера боевых искусств, актёра (от ранних гонконгских работ до Голливуда) и личности, которая пыталась изменить репрезентацию азиатских персонажей в массовой культуре. Помимо краткой биографии, в тексте есть увлекательные фрагменты из истории гонконгской киноиндустрии — немного о борьбе местных студий в конце 60-х — начале 70-х. Поздние картины традиционно проще разбирать и анализировать, в частности — знаменитую сцену поединка с Чаком Норрисом. Неизбежно многое из того, что подаётся автором серьёзно, состарилось не очень хорошо (та же сцена драки — хорошо поставлена, но в 2020-м вызывает улыбку). Но высмеивать легче — Тарантино недавно и так постарался, а серьёзные хорошо написанные тексты на тему выпадают не столь часто — и это один из них.

«Видеть, как он опускается в боевую стойку — значит вспомнить бесчисленные часы радостной детской игры или, с другой стороны, маленькие драмы хулиганств и издевательств, а также подумать обо всех способах, которыми мы обучили своё тело защищаться и развиваться. Наблюдать за тем, как Ли переходит от готовности к действию, — всё равно что рассматривать повседневный труд жизни во всех его проявлениях и задаваться вопросом, действуем ли мы тоже с благодатью, силой и целью».

«Он был одинаков и в бою, и в своих выступлениях на экране, и в жизни. Ли, казалось, всё отдавал зрителю. Его присутствие было спонтанным, бесхитростным. Его стиль боя, актёрская игра и жизнь выражали его философию: тщательно готовиться, но не слишком обдумывать; сосредоточиться на сокращении разрыва между мыслью и действием, намерением и воздействием».

Сериал «Лучше звоните Солу»: как он сделан

На сайте Гильдии режиссёров Америки разбирают стиль «Лучше звоните Солу». Текст не обходит стороной мастерство актёров первого и второго планов, от Боба Оденкёрка до Тони Далтона, но в первую очередь посвящён построению драматургии и техническим нюансам. Как правильно поставить освещение, построить длительные сцены без диалогов и уместно использовать параллельный монтаж — простые истины складываются в удачную формулу, которая уже давно позволяет «Солу» существовать не только на правах спин-оффа «Во все тяжкие».
Текст напоминает историю создания «Убить Билла» из предыдущего выпуска дайджеста — прост для восприятия, но не примитивен. И не стесняется говорить с аудиторией о чём-то кроме сюжета и воспоминаний со съёмочной площадки. Отдельный интерес вызывают небольшие детали: умышленные несоответствия «Сола» и «BB» как приём, серия-вестерн с наркоманами и отсылки к Эдварду Хопперу (не всё Рою Андерссону его эксплуатировать).
«“Лучше звоните Солу” начинался как шутка в комнате сценаристов “Во все тяжкие”. <…> “Всегда, когда кому-нибудь приходила хорошая идея, которая была слишком сумасшедшей для «Во все тяжкие», — вспоминает режиссёр и сценарист Питер Гулд, — мы говорили: «Сделаем в спин-оффе Сола Гудмана». Но я не придавал этому особого значения”».

Исследование мира с Хаяо Миядзаки

Bright Wall/Dark Room рефлексируют на бесконечную тему — дети и родители в работах Хаяо Миядзаки. Автор задаётся вопросом: как привить детям интерес к кино и мультфильмам с минимальным навязыванием личных вкусов. Создать что-то, что может полюбить ребёнок и с удовольствием будет смотреть взрослый. Выбор падает на продукцию студии Ghibli в целом и «Рыбку Поньо» с «Моим соседом Тоторо» в частности.

Работы Миядзаки в таком контексте — идеальный вариант: интерес без излишнего дидактизма, отказ от наигранной патоки и чёрно-белой «безальтернативности» детской кинопродукции. Миядзаки, по мнению автора, интуитивист, а не рационалист, многие детали его работ, как и двери в Нарнию, закрываются для взрослеющих с определённого возраста. Получилась, пусть и с неизбежными преувеличениями, романтичная трактовка, которой хочется верить.

«Если в “Моём соседе Тоторо” есть что-то однозначное, то это изящная простота всего, смелость, с которой он оставляет место для такого количества тишины и тайн. “Не нужно все понимать, — сказал однажды Хаяо Миядзаки. — Когда меня спрашивают, кто такой Тоторо, я сам не знаю ответ”. Какое облегчение».

«Фильмы Миядзаки приглашают зрителей в возвышенное состояние невинности, ставят взрослую перспективу на паузу, в то же время не отрицая её. Для родителей они практически полевые гиды. Мы можем вывести наших детей в море или в лес и сказать: “Разве это не чудесно?” Но дети должны сами исследовать эти заветные места, чтобы приобрести собственный опыт — возможно, фантастический, но также и обыденный — и позже помнить, тосковать и перерабатывать [увиденное] посредством воображения. Зрелищные, эстетически насыщенные напоминания об этом очень ценны».

«Декамерон» Пазолини

Artforum вспоминает один из самых жизнеутверждающих фильмов Пьера Паоло Пазолини — «Декамерон». Повод предсказуемый — в связи с пандемией к произведению Джованни Боккаччо возвращались регулярно. Автор решает сосредоточиться на традиционном варианте и трактует Пазолини со стороны политики, неизменный образ режиссёра-попутчика, сочувствующего классовой борьбе, присутствует (и усиливается параллелями с современностью). Базовый набор при встрече слов «Пазолини» и «политика».

Гораздо любопытнее часть, касающаяся «сниженной» трактовки «Декамерона» итальянским режиссёром: обилие секса как обнажённого символа реальности, нагота, неприглядность, испражнения — в общем, полный счастливый раблезианский набор. Можно, конечно, вслед за автором предполагать, что это — ещё один политический выбор (снижение пафоса в пользу пролетариев с целью отобрать «Декамерон» у элиты) — и отчасти такой вариант кажется правдой. Но интуитивно честнее, в стиле Миядзаки, отказаться от этих прямолинейных трактовок. Какими бы ни были замыслы Пазолини, результат явно превзошёл его ожидания. Жизнь, смех, плутовство, радость и победа над смертью, ощущение вечной молодости — фильм заражает своей витальностью и превосходит изначальные умозрительные цели, раздвигает границы политического/пародийного и исчезает, весело хохоча, за горизонтом.

«В отличие от лидера стримингов “Заражение” (2011), эта история эпидемии не рассказывается с перспективы тех, кто в силе её сдержать. <…> Фактически режиссёр полностью опускает упоминания любой биологической болезни, а вместе с ней — и аристократический композиционный приём. Вместо того чтобы подвергать элиту бунюэлевскому фарсу или годаровскому презрению, Пазолини отводит таких персонажей на задний план, фокусирует внимание на крестьянах, садовниках, художниках и их помощниках. “Вы не найдёте таких персонажей у Боккаччо, — объяснял он, — поскольку я свёл каждого из них к схемам, а затем наполнил реальностью Неаполя, субпролетарского мира, а не буржуазного”».

Киносписки

Кинопостеры недели
— Работы Ингмара Бергмана под карантинный настрой
— 20 фильмов на просмотр, если вам понравилось «Начало»
Продлённые и закрытые шоу 2020-го

Читайте также
Субъективная афиша: 20.07–26.07 
Наступила новая неделя, а вместе с ней нарисовался и традиционный перечень сетевых новинок. В понедельник ловите премьеру комедийного сериала с Кевином...
Обзор (к)инопрессы #46
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с гениальным композитором Эннио Моррик...
Субъективная афиша: 13.07–19.07
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как HBO выпускает многообещающие драматические документалки. На этой недел...
Обзор (к)инопрессы #45
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Журналисты разбирают новую картину Верне...
(Кино)расписание: 7 (не самых очевидных) польских комедий на каждый день
В разговоре о польском кино комедию часто принято сбрасывать со счетов — и если же её и вспоминают, то в пер...
Субъективная афиша: 6.07–12.07
Врываемся в новую неделю с очередной порцией рекомендаций на «киношный» вечер. Советуем найти время для туристического шоу с Заком Эфроном, ромкома «Пал...
Также рекомендуем
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные стать...
Тимур Алиева докладывает, из каких картин можно узнать о творчестве кинематографистов.
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные стать...

Последние новости

Кевин Костнер раскрыл детали своего ухода из «Йеллоустоун»
Проблемой стали продюсеры, менявшие график съёмок сериала.
Крис Хемсворт встал на защиту супергероики
Актёр выступил против Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы.
00:00