Обзор (к)инопрессы #46

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с гениальным композитором Эннио Морриконе, стриминговую платформу Quibi перепутали со службой доставки еды, Пол Верховен «предсказал» будущее, а Такеши Китано, если вы не знали, — не только культовый режиссёр, но и звезда японской телевизионной комедии. 

Эннио Морриконе: изобретательный композитор и музыкальный экспериментатор 

Очередное грустное событие от 2020-го — 6 июля скончался Эннио Морриконе, один из самых известных мировых кинокомпозиторов. Кажется, проще перечислить, с кем он не работал: за многолетнюю карьеру он создал музыку для фильмов Серджио Леоне и Терренса Малика, Пьера Паоло Пазолини и Квентина Тарантино, Дарио Ардженто и Брайана де Пальмы. Вот как (к)инопресса отреагировала на смерть композитора.

— Джастин Чанг для L.A. Times перечисляет запомнившиеся работы Морриконе.

«Морриконе был потрясающе плодовитым и безумно изобретательным художником, и его карьера, за которую он написал музыку к более чем 500 фильмам, гораздо больше, чем просто подборка очевидного и знакового материала. Любое признание на этом этапе затронет лишь поверхность могучей глыбы, вместившей почти 70 лет работы <…> от джалло до классических вестернов, при этом композитор с равной страстью относился к самым неугомонным экспериментам и сентиментальному пафосу. У Морриконе, известного откровенностью, конечно, было собственное представление о своих лучших и худших работах, он никогда не боялся бросать вызов общественному мнению».

— Питер Брэдшоу для Guardian на примере Морриконе разбирает, чем выделяются из ряда коллег великие кинокомпозиторы.

«Великие композиторы кино, вероятно, работают на трёх уровнях: на нижнем их музыка создаёт своего рода глубинную структуру для фильма, что-то, не распознаваемое аудиторией осознанно; на более высоком уровне их композиция работает как контрапункт, порой “звучащий” в одной тональности со сценой, порой в противоположность явному настроению; и на уровне выше этого есть мелодичные мотивы, которые ломают саундтрек. Морриконе, естественно, мог создавать все три. Его самая известная работа основывалась на неочевидных инструментах, таких как гармоника, свистки и колокольчики, он создавал вдохновляющие мелодичные голоса и поэтому часто выступал уже как автор не просто мелодий, но песен».

Gramophone публикуют интервью 2011 года, где о Морриконе отзывается другой популярный кинокомпозитор — Ханс Циммер.

«Морриконе добавил в вестерны электрогитары. Самое замечательное в этом то, что, конечно, никаких электрогитар в этих вестернах не было, это совершенный анахронизм. Но Эннио сделал всё настолько увлечённо, что ни у кого не возникло вопросов. Только позже люди начали говорить: “Как там очутилась электрогитара?” Он нуждался в этом звуке, чтобы показать мужественность и мачизм персонажей. На самом деле нет другого звука, который мог бы сделать это так же хорошо, как электрогитара, потому <…> он взял дух конца 1960-х и перенёс его в XIX век».

«Между Куртом Вайлем и Морриконе существует прямая связь. Я уверен, что снобы всё ещё будут считать Вайля композитором мюзик-холла, но оба в своих работах снова и снова имели дело с Америкой, которой на самом деле не существует, а именно с брехтовской Америкой. Даже в таких фильмах, как “Неприкасаемые”, Эннио Морриконе смотрит на страну и видит её глазами итальянца».

Мастерство Рюичи Сакамато: от клавишника синтипоп-трио до гениального композитора

Criterion продолжает композиторскую тему и анализирует мастерство Рюичи Сакамото. Автор вспоминает путь своего героя от клавишного синтипоп-трио Yellow Magic Orchestra до дебютной работы в «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», которая подробно разбирается в статье. В музыке Сакамото, особенно в треке «The Seed and the Sower», ощущается незримый диалог между героями, очутившимися по разные стороны баррикад, — Селлерсом (Боуи) и Ёнои (сам Сакамото). Две фигуры похожи: их объединяют уважение к врагу, человечность и ошибки прошлого, они против жёсткой маскулинности военного времени. А саундтрек деликатно, без лишней настырности, подчёркивает эту линию.

Тексты про Морриконе в силу мрачных обстоятельств — попытка резюмировать титаническую карьеру, лаконично охватив всё. Материал о Сакамото, напротив, сосредоточен на локальном эпизоде в одной конкретной работе композитора, это попытка раскрыть через такой эпизод основные мотивы творчества. Получилось любопытно, хоть местами и просвечивает пафос школьных уроков по литературе с картонными взаимоотношениями и образами персонажей.

«Одна из причин, по которой “The Seed and the Sower” — такой звуковой и кинематографический триумф, в том, что Сакамото был в уникальном положении и мог озвучивать замысловатые эмоциональные нити, что связывают главных героев. У него была редкая для кинокомпозитора возможность попасть в голову одного из главных героев и запечатлеть его внутреннее смятение. Как музыкант он только что получил международное признание, добившись успеха как клавишник в синтипоп-группе Yellow Magic Orchestra. То, как японское трио использовало цифровые инструменты в конце 70-х и начале 80-х, не только чрезвычайно расширило возможности передачи калейдоскопа эмоций через звук и оказало влияние на некоторых пионеров техно, электро и хип-хопа, но также перевернуло “экзотический” сценарий. В американской музыке середины ХХ века использовались инструменты из Восточной Азии, Африки и Карибского бассейна, чтобы создавать соответствующий фетишизированный звук, который потворствовал колониальным стереотипам. Yellow Magic Orchestra, с другой стороны, частично вдохновлялись размышлениями основателя Харуоми Хосоно о том, как его страну воспринимает остальной мир, и это то, на что музыка группы одновременно опиралась и от чего уходила».

Как стриминговую платформу Quibi перепутали со службой доставки еды

На Vulture — показательная история Quibi, стриминговой мобильной платформы для молодой аудитории с контентом продолжительностью не более 10 минут. Проект — детище Джеффри Катценберга, основателя DreamWorks Animation и бывшего председателя совета директоров The Walt Disney Company. Платформа Quibi позиционировала свои идеи с короткими видео, которые можно смотреть в очередях и в минуты простоя, как изобретение телевидения заново; стартап собрал 1,75 млрд инвестиций, но сейчас дела у него так себе. Аудитории и просмотров немного (а скоро для подписчиков закончится бесплатный 90-дневный период — и, вероятно, их станет ещё меньше), над проектом уже шутят (например, Джимми Киммел: «Вот он я, стою как дурак, на которого никто не смотрит. Прямо сейчас чувствую себя как каждое шоу на Quibi»), больше половины денег потрачено.

В лонгриде хорошо разбираются трудности, которые могут возникнуть у стримингового стартапа сейчас, даже при огромном бюджете и привлечении звёздных имён (Сэм Рэйми, Идрис Эльба, семейство Кардашьян). Дело не только в коронавирусе, из-за которого всё замедлилось и люди снова захотели смотреть вещи эпического размера. В случае Quibi одновременно совпали: маркетинговые промашки, двоевластие в руководстве, элементарное незнание целевой аудитории и проблемы с безопасностью приложения. Также невозможность сделать скриншот (единственный способ зафиксировать, как ты смотришь что-то в Quibi, — снимать мобильник на мобильник) урезала влияние платформы в соцсетях.

Отдельная проблема — большинство первоклассных исполнителей, привлечённые на Quibi, предлагали второсортный контент. Почему? Потому что существуют Netflix, Disney+ и Ко, которые уже набрали популярность, — у них шоу с большей вероятностью выстрелит. Так зачем рисковать? Кажется, на примере Quibi становится видно, что стриминговые войны перешли в следующую фазу, когда новичку слишком сложно выбиться в топы.

«Люди задавались вопросом, почему [руководители проекта] Катценберг и Уитмен, не самые активные пользователи социальных сетей, которым крепко за 60, поверили, что они уникальным образом понимают желания молодых людей. Когда я спрашиваю Уитмен, какие телевизионные шоу она смотрит, та отвечает: “Не уверена, что я бы отнесла себя к любителям развлечений”. Но какие-нибудь конкретные шоу она любит? “Грант, — предложила Уитмен. — На историческом канале. О президенте Гранте”.

Катценберг постоянно разговаривает по телефону, но он также входит в число магнатов своего поколения, которым ассистент распечатывает <…> электронную почту. <…> Катценберг неоднократно ссылался на одни и те же застарелые примеры — “Самое смешное видео Америки” , “Сискел, Эберт и кино” и записи с тренировками Джейн Фонды. Когда Галь Гадот пришла в офис и произнесла страстную речь о желании поддержать девушек и женщин, Катценберг вслух задумался, может ли она стать новой Джейн Фондой и сделать серию тренировок для Quibi. “Очевидно, она была разочарована”, — говорит человек, присутствовавший на встрече».

«Почему приложение, предназначенное для аудитории от 25 до 35 лет, рекламировалось в эфире “Оскара”, где средний возраст зрителей составляет 56 лет? Маркетинг Quibi выдвинул платформу, а не её контент. “Он был увлечён идеей показать, что критики неправы”, — говорит бывший сотрудник о Катценберге. <…> В исследовании рынка после рекламы во время “Оскара” и Суперкубка 70 процентов респондентов заявили: они решили, что Quibi — это служба доставки еды».

Уловки оператора Роберта Ричардсона и «Убить Билла»

American Cinematographer рассказывает о том, как оператор Роберт Ричардсон работал над картиной «Убить Билла». Чаще всего Ричардсон работал с Оливером Стоуном, но в конце 90-х они разругались, и каждый стал искать себе нового напарника. Так, Ричардсон написал Тарантино письмо с предложением взять его в съёмочную команду «Убить Билла» — и покорил режиссёра настолько, что тот отказался от идеи снимать фильм с разными операторами и выбрал именно его. Далее в материале всё предсказуемо, но от этого не менее увлекательно: сложные постановки (привет, «Разборка в доме Голубых листьев»), эксперименты с форматом, светом и плёнкой, запойное изучение источников вдохновения Тарантино (Ричардсон посмотрел около 200 фильмов) и скепсис по отношению к цифре.

Часто бывает, что тексты с такой яркой афишей оборачиваются сборником анекдотов со съёмочной площадки. Здесь они тоже есть, но в первую очередь материал — пример нечастого случая, когда сцены действительно разбираются, пошагово, с техническими нюансами — но при этом текст остаётся понятным для широкого зрителя. Занимательное и сбалансированное чтение.

«Во время одного из многочисленных бросков Невеста без труда уклоняется от летящего топора, который вращается в воздухе в нескольких дюймах от её носа. Обычно такая ловкость создавалась бы с помощью спецэффектов, но, учитывая отвращение Тарантино ко всему цифровому, [старший техник] Олт был вынужден прибегнуть к низкотехнологичным трюкам. “Квентин довольно органичный парень, но, очевидно, мы не собирались бросать топор в Уму, — шутит он. — Чтобы всё снять, мы установили камеру на <…> небольшую тележку на сдвоенных стержнях из нержавеющей стали, которая мчится так быстро, как можно, около 10 миль в час. <…> Мы прикрепили к ней тормозную систему, нацепили топор перед объективом и прогнали его прямо перед лицом Умы. Квентину нравилось, когда мы изобретали подобные решения”».

«Пол Верховен был прав»

В 2020-м тема «Пол Верховен был прав» набирает популярность — на этот раз New Yorker пересматривает «Звёздный десант». Хаос, провал демократии, аллюзии на Лени Рифеншталь и нарочито однообразные бои — режиссёр, по мнению автора, всеми средствами показывает, что прямолинейное и насильственное решение проблем не работает — и здесь, тем более публицисту New Yorker, не обойтись без аллюзий на современную трамповскую Америку (в этой, последней части — не без гипербол). Но трудно спорить с тем, что Верховен в конце 80-х — начале 90-х что-то точно уловил про будущее, и жить в таком будущем не очень хочется.

«Одна из главных целей Верховена — изобразить общество, ставшее напыщенным, идиотическим и парадоксально слабым из-за любви к силе. Такое государство существует за счёт бесконечных колонн работников, возводимых в культ и хорошо оснащённых во имя насилия, и культуры, существующей исключительно для того, чтобы поощрять усилия этих работников. Осознание сходства между рушащимся будущим “Робокопа”, “Вспомнить всё” и нашим собственным культурным настоящим тревожно. То, насколько знакомыми кажутся грохочущие боевые удары “Звёздного десанта”, — ужасно».

Знакомьтесь, телевизионный комик Такеши Китано

Каори Сёдзи для Британского института кино написал небольшое эссе о Такеши Китано. На правах земляка автор разбирает образ комика-режиссёра-актёра через призму национальной идентичности и вспоминает времена, когда Китано не воспринимали за пределами комедии. В целом получился небольшой ликбез для незнакомых с творчеством одного из главных ныне живущих японских режиссёров. Кстати, любовью к кино Китано, по собственным словам, заразился на съёмках той же картины, где дебютировал Сакамото, — «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс».

«[Японским] зрителям нравится особый тип юмора Китано — жестокий, умный и агрессивный при первой же возможности. Вся его личность — дань уважения Японии до Второй мировой войны, когда токсичная маскулинность была высшей добродетелью и женщины должны были служить мужчинам и ублажать их, часто одновременно. Такеши Китано — мужчина со множеством масок: режиссёр, автор, актёр, художник, преподаватель университета — и всё же его самые горячие японские поклонники обычно сосредотачиваются на идентичности Китано как телевизионного комика “Бит Такеши”.

Забудьте все почести, доставшиеся ему на международных кинофестивалях за 30-летнюю карьеру. Или то, как Квентин Тарантино был настолько увлечён шедевром Китано “Сонатина” 1993 года, что организовал его дистрибьюцию в Северной Америке. Японцы зачастую не чувствуют себя комфортно с соотечественниками, которые выезжают за границу, многие поклонники Китано всё равно предпочитают видеть его по телевизору, не выходя из дома, принимая фирменный стиль Такеши: отведённый в сторону взгляд и невозмутимое лицо, пока он извергает безупречно рассчитанные остроты».

Киносписки

— Субъективные подборки работ Эннио Морриконе: от Little White Lies, Variety, Guardian, Indiewire, Vulture, The Film Stage

— Лучшие хорроры 2020-го по версии RT

— Фильмы с Хэнксом от худшего к лучшему

— Топ-10 роуд-муви

— Любимые фильмы Сьюзен Зонтаг

Поделиться





Читайте также
Субъективная афиша: 13.07–19.07
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как HBO выпускает многообещающие драматические документалки. На этой недел...
Обзор (к)инопрессы #45
Виктор Непша традиционно просмотрел иностранную (к)инопрессу, и вот вам свежий дайджест важных новостей. Журналисты разбирают новую картину Верне...
(Кино)расписание: 7 (не самых очевидных) польских комедий на каждый день
В разговоре о польском кино комедию часто принято сбрасывать со счетов — и если же её и вспоминают, то в пер...
Субъективная афиша: 6.07–12.07
Врываемся в новую неделю с очередной порцией рекомендаций на «киношный» вечер. Советуем найти время для туристического шоу с Заком Эфроном, ромкома «Пал...
НЛО: кто ходит в гости по утрам
Утром 2 июля 1996 года к Земле подлетел огромный космический корабль и угрожающе замер. Впоследствии от него отделилось 36 небольших...
Обзор (к)инопрессы #44
Иностранная кинопресса не сбавляет оборотов, а наш традиционный дайджест это фиксирует. Виктор Непша проштудировал десятки изданий о кино, чтобы выбрать самые...
Также рекомендуем
Мы начинаем серию материалов, в которых российские музыканты делятся своими картинами-фаворитами о коллегах или же...
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Деконструкция биографического фильма.
Мы начинаем серию материалов, в которых российские музыканты делятся своими картинами-фаворитами о коллегах или же...
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино,...
Влад Шуравин разбирается, удалось ли режиссёру вернуться к истокам.
Деконструкция биографического фильма.

Последние новости

«Пацаны» официально продлены на пятый сезон
Премьера четвёртого состоится уже 13 июня.
Проходим за кулисы «Новой империи» с видео о Годзилле
Блокбастер уже доступен в цифровом формате.
Гай Ричи работает над новый фильмом под названием «Жена и собака»
Который будет представлен на Каннском кинофестивале.
Кевин Костнер раскрыл детали своего ухода из «Йеллоустоун»
Проблемой стали продюсеры, менявшие график съёмок сериала.
Крис Хемсворт встал на защиту супергероики
Актёр выступил против Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы.
00:00