(Кино)расписание: 7 фильмов, которые нужно слушать

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники


Саундтрек — важная составляющая фильма. Его отсутствие, в свою очередь, тоже может быть отдельным приёмом, как, например, в начале ленты «Клуб “Завтрак”». Артём Макарский составил (кино)расписание на неделю из фильмов, где саундтрек неотделим от картины, но в то же время он может (и должен) восприниматься как самостоятельное искусство. В общем, обязательные для «прослушивания» фильмы.

Кадр из фильма «Эма: танец страсти», реж. Пабло Ларраин

Саундтрек — это в каком-то смысле дополненная реальность фильма, новый слой, который может сделать его ещё лучше. Хороший саундтрек может состоять всего из одной композиции, которая намертво врезается в память, — как, например, в «Бунтарях неонового бога» Цая Минляна. Композитор способен придумать альтер-эго, чтобы попробовать себя в поп-музыке, — как, например, Николас Джаар в «Эме» Пабло Ларраина. Бывает, картина может «работать» только вместе с саундтреком — как, например, было с оригинальным «Хэллоуином», когда Карпентеру сказали после показов для фокус-групп, что без музыки фильм вообще никого не пугает.

Саундтрек может написать сам режиссёр (как уже много лет делает Клинт Иствуд), саундтрек может быть записан и через шестьдесят лет после выхода фильма (как было с «Метрополисом»), он может выбивать зрителя из колеи, может звучать еле слышно, и, конечно, совсем не обязательно, чтобы эта музыка была интересна и вне картины. Главное, чтобы она дополняла фильм, становилась его органической составляющей, без которой лента не могла бы существовать.

Понедельник: «Великая причуда» («The Grand Bizzare»), реж. Джоди Мак, 2018

У «Причуды» нет сюжета в традиционном понимании — это видеоэссе о паттернах на тканях в разных культурах: разные материалы хаотично и очень быстро (максимально — людям, чувствительным к быстрой смене кадров, фильм смотреть явно не стоит) сменяют друг друга при помощи мастерской покадровой анимации, постепенно чередуясь не только с паттернами, но и с алфавитами народов мира, компьютерным кодом, нотами, картами и многим другим.

Для «Причуды» Джоди Мак сделала саундтрек сама — как и к одной из предыдущих своих короткометражек, в которой в формате рок-оперы рассказывала о бизнесе своей мамы по продаже постеров. Мак говорит, что для нового фильма она вдохновлялась Дрейком и другой современной поп-музыкой, однако по «Причуде» это не совсем заметно: свой голос она режет на короткие отрывки, отдельные фонемы, что дублирует её метод работы с кадрами и текстилем. Из-за этого получается довольно изобретательная и взбалмошная электроника — в том числе работающая на преодоление стигмы, связанной с инфантильным и кэмповым в культуре. Мак, к сожалению, не торопится выкладывать треки в сеть отдельно, скорее всего, не видя их вне своего фильма. А зря: некоторые отрывки, вроде того, где она находчиво сэмплирует звук звонка в Skype, могли бы украсить собой какую-нибудь вечеринку.

Вторник: «Йойо» («Yoyo»), реж. Пьер Этекс, 1965

Франция. Двадцатые годы двадцатого века. Безымянный миллионер скучает в своём огромном поместье — не спасают ни услужливые дворецкие, ни постоянные вечеринки, всё скрашивает лишь фотография прекрасной незнакомки. Однажды эта таинственная девушка с картинки приезжает вместе с цирковой труппой. «Йойо» начинается как трогательное посвящение немому кино, а затем проводит героев через Великую депрессию и Вторую мировую, делает появление телевидения важным сюжетным поворотом и в целом очень изящно шутит на сложные темы.

Конечно, есть здесь и мимолётные, ситуационные шутки — и на них, а также на вариациях на тему классической цирковой музыки, и построен саундтрек Жана Пайё. Тема Йойо, главного героя-клоуна, здесь имеет множество видоизменений: её поют, играют развязнее обычного, исполняют на церковном органе, на скрипке и на рояле, она становится саундтреком фильма в фильме, под конец эти мелодии даже мерещатся в звуках строительных работ. Также здесь есть и вариации на тему популярной музыки двадцатых годов — и стоит отметить монтаж звука, при помощи которого обычный кран с водой может выключить музыку, шейкер — стать инструментом, а ящик тумбочки — захлопываться с самыми неожиданными звуковыми последствиями.

Среда: «Муж и дочь Тамары Александровны», реж. Ольга Наруцкая, 1988

Московская учительница французского Татьяна Александровна ложится в больницу с перитонитом, хотя, по заверению вредной соседки по коммуналке, никакого перитонита у неё нет, а она просто от всех устала. Судя по тому, что до конца фильма мы её не увидим, так и есть — а избегает она своего молодого мужа и школьницу-дочь, которые старательно пытаются как-то вместе существовать. Перестроечная драма по сценарию Надежды Кожушаной хоть и заканчивается горько для обоих главных героев, в финале всё равно дарит какую-то надежду — возможно, не в последнюю очередь благодаря неожиданному «Нет тебя прекрасней» Юрия Антонова в исполнении почти беззубого пациента больницы.

Но главная музыка здесь, конечно, написана Олегом Каравайчуком — для фильма он создал несколько разных отрывков, которые то похожи на музыку для шкатулок, то на индастриал, то совмещают в себе эти два разных полюса. В конце концов они всё-таки соединяются в нечто цельное — вместе с тем, как постепенно улучшаются взаимоотношения главных героев. Музыка Каравайчука здесь обманчиво проста, но в ней кроется множество нюансов, хитростей. Нет ни торжественности, ни сентиментальности, только лишь напряжение и напоминание о чём-то былом.

Четверг: «Сказки Гофмана» («The Tales of Hoffmann»), реж. Майкл Пауэлл и Эмерих Прессбургер, 1951

Сказочник Эрнст Гофман рассказывает друзьям в таверне три истории своей неудачной любви, в каждой из героинь которых он на самом деле видит свою возлюбленную, балерину Стеллу. «Сказки» стали последней оперой французского романтика Жака Оффенбаха, а их киноверсия — одной из самых революционных попыток перенести оперу на большой экран.

Если обычно саундтрек подстраивается под нужды фильма, то со «Сказками» всё произошло ровно наоборот: опера была полностью записана заранее, однако Пауэлл и Прессбургер внесли небольшие изменения в сюжет, поэтому полноценным исполнением это считаться не могло (из-за чего дирижёр даже подавал в суд на лейбл Decca). Именно это позволило режиссёрам отталкиваться от музыки и стараться сделать так, чтобы изображение идеально работало вместе с ней, — и это более чем получилось: уже в прологе поражает то, как точно движения актёров и передвижения реквизита соответствуют ритму музыки. Пауэлл и Прессбургер, «потренировавшиеся» на сочетании музыки и кино в других своих шедеврах, «Красных башмачках» и «Чёрном нарциссе», здесь дошли, кажется, до творческой кульминации — буйство красок, сценическая условность и потрясающее внимание к деталям показали зрителям, что может дать смесь оперы и кино. Поначалу отзывы критиков и зрителей были смешанными — но сейчас, кажется, «Сказки» оценены по достоинству.

Пятница: «Эдем» («Eden»), реж. Миа Хансен-Лёв, 2014

Парижскому студенту Полю настолько нравится ходить на вечеринки, что он решает стать диджеем сам, — «Эдем» предельно точно показывает историю примерно каждой промо-группы с её взлётами и падениями: гастроли, поиск новых треков, своего звучания, следование трендам и их отрицание и, наконец, забвение. Фильм, частично основанный на жизни брата Хансен-Лёв Свена, не только фокусируется на драме, но и учит зрителя тому, как важно не быть легкомысленным, но это, в конце концов, не притча. Хансен-Лёв ещё и рисует картину того, как выглядела французская электронная сцена девяностых и нулевых: эпизодически появляющиеся парни Тома и Ги-Ман в итоге станут известны на весь мир как Daft Punk.

Daft Punk понравился сценарий фильма, и их удалось уговорить на самую низкую цену за лицензирование своих песен — в итоге съёмочной команде удалось найти деньги и на другую музыку. Договориться получилось со многими: огромный саундтрек «Эдема» более чем на сорок песен вполне можно считать идеальным введением в классические хаус и техно. Фрэнки Наклз, Керри Чендлер, Деррик Мэй, The Orb — ключевые треки этих исполнителей двух жанров в полном соответствии с идеями диджеев, героев фильма, совсем не кажутся в сценах «Эдема» избитыми или банальными, а, наоборот, звучат в нужное время и в нужных местах. Есть в фильме и музыка Свена Хансен-Лёва и его группы Catalan FC — приятный, но недостаточно хитовый французский хаус; впрочем, об этом как раз и сам фильм.

Суббота: «Дилетанты» («Amateur»), реж. Хэл Хартли, 1994

Где-то на брусчатке в центре Нью-Йорка неизвестный мужчина приходит в себя после падения с высоты — в полном беспамятстве и с голландскими гульденами в кармане. На пути ему встречается ушедшая из монастыря девушка, пытающаяся заработать на жизнь написанием порнорассказов. Рядом с ними по городу бродит бывшая жена мужчины, одна из самых печально известных порноактрис в мире, знающая о его прошлом всё.

Роджер Эберт предлагал зрителям смотреть «Дилетантов» без звука, потому что только так, по его мнению, можно было найти смысл в сюжете фильма и его диалогах: фирменные интонации Хартли поначалу могут сбить с толку кого угодно своей неестественностью. Так же нестандартно режиссёр использовал и музыку. Критики часто отмечали её ненужность — но это убеждение обманчиво. Добрая половина саундтрека «Дилетантов» играет в кофейнях и закусочных, на вокзалах и в видеопрокатах, причём на минимальной громкости — но при этом звучит и американская (преимущественно) альтернатива 90-х. Её Хартли элегантно противопоставляет фоновой музыке, которая, в принципе, и могла играть в таких местах на самом деле — иногда довольно иронично (как, например, «Girls! Girls! Girls!» Лиз Фэйр во время разговора о, представьте себе, девушках). Возможно, даже более интересна вторая половина саундтрека, написанная самим Хартли вместе с Джеффри Тейлором, — похожая на нью-эйдж-запись, с использованием пианино, женского вокала и струнных. Однако, в отличие от нью-эйджа, она довольно интенсивна и заставляет зрителя сосредоточиться на ней, запомнить не хуже сюжета фильма.

Воскресенье: «Исследование непристойных песен Японии» («Nihon shunka-kô»), реж. Нагиса Осима, 1967

Группа будущих студентов после вступительных экзаменов идёт отмечать сдачу с преподавателем, который учит их непристойным куплетам, — четверо парней одну из таких песен добросовестно выучат и пронесут сквозь весь фильм. Нелинейное повествование позволило Осиме сфокусировать взгляд зрителя не на сюжете, а на идеях, заложенных в фильм. Снятый под очевидным влиянием французской «новой волны» и в особенности Годара, «Исследование» рассматривал сексуальное возбуждение и стремление к власти как вещи смежные. Это был фильм о том, что апатия и невмешательство — настоящее ханжество, а удел аполитичных людей — это пение непристойных песенок.

Застольные японские песни часто звучат тут в близком к оригинальному исполнении, однако акапельные версии — это не единственное украшение фильма. Классик японской киномузыки, не раз работавший с Осимой Хикару Хаяси, написал для фильма саундтрек, который лишь поначалу можно посчитать типичным для шестидесятых. Он постепенно усложняется, звучит сквозь радиопомехи, вбирает в себя атональные, неправильные звуки, переходит к минимализму — и, наконец, начиная с середины фильма, сталкивается в самые его безжалостные моменты с теми самыми акапельными песнями. В их несоответствии друг другу и кроется внутренняя борьба самого Осимы со своими героями — в финале музыке ничего не остаётся, кроме как завершить фильм громким аккордом, полным разочарования.

Читайте также
Это какой-то сюр: первое свидание с чешским кино
Тем, кому не хватает сюра окружающей действительности, предлагаем отправиться в путешествие по фантасмагориям чешского кинематографа. Рина Аникерг выбрала всё...
Обзор (к)инопрессы #33
Пока время настоящее не радует нас большим количеством хороших новостей, иностранная пресса всё чаще обращается к прошлому. Виктор Непша собрал в&nb...
(Кино)расписание: 7 американских вздорных комедий про любовь на каждый день
Самое сложное, наверно, в режиме самоизоляции — строить планы и придерживаться расписания. Но Алексей Васильев составил для вас расписание, кот...
Якутские хорроры: легко полюбить, невозможно забыть
Пока синефилы изучают каталог фильмов платформы Sakha Movie, где собраны представители всех направлений якутского кино, мы выбрали пятёрку хорроров, с&nb...
(Около)футбола: для тех, кто скучает по голам
Пока дорогие сердцу футбольные чемпионаты на паузе, приходится любоваться голами и знаменательными матчами в кино. Собрали подборку фильмов про звёздных игрок...
Обзор (к)инопрессы #32
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино в режиме изоляции, классика французско...
Также рекомендуем
Состоялась премьера документальной ленты оскароносного Спайка Джонса о группе Beastie Boys. Антон Фомочкин посмотрел фил...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Читаем про удивительный фильм удивительной Киры Муратовой.
Состоялась премьера документальной ленты оскароносного Спайка Джонса о группе Beastie Boys. Антон Фомочкин посмотрел фил...
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Читаем про удивительный фильм удивительной Киры Муратовой.

Последние новости

Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
Боб Айгер обещает выпускать не больше трёх фильмов Marvel в год
Глава Disney ставит на качество, а не количество.
Сэм Харгрейв снимет фильм на основе машинок Matchbox от Mattel
Режиссёр, известный по дилогии фильмов «Тайлер Рейк».
00:00