Фильмы Джима Джармуша: вечная жизнь, дым сигарет и красота в повседневности

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Джим Джармуш. Фото: Sara Driver

В повторный российский прокат выходит «Таинственный поезд» Джима Джармуша, меланхоличный альманах из трёх историй, объединённых местом действия — отелем «Аркадия» в Мемфисе. За 40 с лишним лет автор менял жанры и стилистику, но оставался верен себе: что в антологиях, что в вампирском фэнтези, что в комедии о зомби, что в чёрно-белом роуд-муви. Конечно, стоит смотреть все работы иконы американского независимого кино, но Максим Ершов решает непростую задачу и выбирает фильмы, с которых стоит начать знакомство с творчеством Джармуша.

«Более странно, чем в раю», реж. Джим Джармуш, 1984

Кадр из фильма «Более странно, чем в раю», реж. Джим Джармуш, 1984

К нью-йоркскому бездельнику Вилли (Джон Лури) приезжает на десять дней двоюродная сестра из Будапешта Эва (Эстер Балинт). Девушка направлялась к тёте Лотте (Сесиллия Старк), но немолодая уже женщина попала в больницу. Вилли просиживает дни напролёт у телевизора и иногда ставит на скачки вместе с приятелем Эдди (Ричард Эдсон). Когда Эва всё-таки уезжает в Кливленд, Вилли неожиданно чувствует, что ему не хватает кузины. Через год он с Эдди едет её проведать. Но в заснеженном Кливленде делать решительно нечего, тогда троица отправляется в солнечную Флориду. В карманах аж 600 долларов, можно погулять.

Пожалуй, первый фильм, принёсший славу американскому автору, особенно в синефильской среде. В 1983-м Джим Джармуш снял короткометражный фильм «Более странно, чем в раю» на плёнку, которая осталась у Вима Вендерса после съёмок «Положения вещей». Годом позже короткий метр вырос в полный. Ранний Джармуш исследует урбанистический пейзаж и представляет альтернативный портрет Америки, не открыточный, а окраинный. Кроме того, режиссёр развенчивает миф об иммигрантах-работягах. И Вилли, и Эдди, и Эва томятся от безделья и пустоты жизни и надеются, что-то изменить, отправившись в путешествие. Но счастья нет ни в Нью-Йорке, ни в Кливленде, ни во Флориде.


«Вне закона», реж. Джим Джармуш, 1986

Кадр из фильма «Вне закона», реж. Джим Джармуш, 1986

В камере в новоорлеанской тюрьме встретились диджей-неудачник Зак (Том Уэйтс), сутенёр Джек (Джон Лури) и осуждённый за непредумышленное убийство итальянец Боб (Роберто Бениньи). Между ними нет ничего общего, а иностранец едва говорит по-английски, но заключённым удаётся разработать и реализовать план побега. Вот только куда теперь идти? Кругом одни только леса и болота Луизианы.

На протяжении всей карьеры Джармуш нарушает общепринятые правила и расширяет границы жанра. Главные герои в двух словах рассказывают, за что оказались в тюрьме, а осуществление побега не составляет труда. Режиссёр останавливается на взаимоотношениях заключённых, которые бы никогда не встретились ни при каких других обстоятельствах. Джармушу попросту неинтересно снимать ещё один фильм о побеге. Постановщик специально помещает в центр внимания моменты, которые обычно остаются за кадром жанрового кино. Словно бы в продолжение «Более странно, чем в раю», оказавшись на свободе, Зак, Джон и Боб остаются неприкаянными. Вторая половина превращается в роуд-муви, но вновь обманчивое — точка А неотличима от точки B, никакого духовного преображения не случается.


«Таинственный поезд», реж. Джим Джармуш, 1989

Кадр из фильма «Таинственный поезд», реж. Джим Джармуш, 1989

Фильм состоит из трёх новелл, объединённых местом — обветшалым отелем «Аркадия» в Мемфисе. Когда-то город по праву считался музыкальной столицей юга США. Здесь жили, пели и записывались Элвис Пресли, Рой Орбисон, Карл Перкинс, Джонни Кэш и многие другие. В конце 1980-х остались только руины. В паломничество по местам рок-н-ролльной славы отправляются японские туристы Мицуко (Юки Кудо) и Джун (Масатоси Нагасэ). В планах — посещение поместья Элвиса «Грейсленд» и «Сан Студио», где записывались все звёзды музыки. В соседнем номере на ночь останавливается итальянка Луиза (Николетта Браски), сопровождающая в Рим гроб мужа. Рейс задержали, пришлось провести ночь в Мемфисе. А англичанина Джонни по прозвищу Элвис (Джо Страммер из группы Clash) бросила Ди Ди (Элизабет Бракко). Парень в расстроенных чувствах способен натворить делов.

«Таинственный поезд» — четвёртый полнометражный и первый цветной фильм Джармуша. Картина завершает трилогию об Америке глазами иностранцев. В неё также входят «Более странно, чем в раю» и «Вне закона». Как это часто бывает у американского режиссёра, в кадре пёстрый и интернациональный состав из звёзд, новичков и просто друзей автора. Например, роли работников отеля исполняют музыкант Скримин Джей Хокинс и Синке Ли, брат Спайка Ли. Со Спайком Джармуш учился в Нью-Йоркской киношколе. Вокруг всех историй витает, иногда буквально, дух Элвиса Пресли и его бесконечных двойников. Снова Джармуш мастерски соединяет удивительно разных персонажей. И странным образом три истории-виньетки не выглядят разрозненно, это полноценное высказывание, меланхоличная комедия об аутсайдерах.


«Ночь на Земле», реж. Джим Джармуш, 1991

Кадр из фильма «Ночь на Земле», реж. Джим Джармуш, 1991

Одна ночь, пять городов мира, все истории происходят в салоне такси. В Лос-Анджелесе бойкая таксистка (Вайнона Райдер), которая мечтает стать автомехаником, подвозит кастинг-агента Викторию (Джина Роулендс). Она ищет юную актрису и видит потенциал в новой знакомой. В Нью-Йорке иммигрант из ГДР (Армин Мюллер-Шталь), впервые севший за руль такси и плохо знающий город, подвозит местного жителя (Джанкарло Эспозито). В Париже в машину к выходцу из Кот-д’Ивуара (Исаак Де Банколе) садится слепая, но дерзкая девушка (Беатрис Даль). В Риме озабоченный таксист (Роберто Бениньи) пытается исповедоваться в грехах уставшему священнику (Паоло Боначелли). В Хельсинки двое подвыпивших друзей везут своего отключившегося товарища домой после худшего дня в его жизни, но у водителя Мики (Матти Пеллонпяя) есть для пассажиров грустная история, в сравнении с которой любые неприятности кажутся мелочами.

«Ночь на Земле» — второй фильм-альманах Джармуша после «Таинственного поезда». К началу 90-х режиссёр уже был признанным мастером, но сценарий новой картины никак не клеился. Тогда автор написал другой сценарий за восемь дней, а роли писались под конкретных актёров. Песни для фильма написал Том Уэйтс, а оператором выступил Фредерик Элмс («Дикие сердцем» и «Синий бархат»), с которым постановщик сотрудничал впервые. С одной стороны, «Ночь на Земле» — необязательная безделушка, с другой — подтверждение таланта Джармуша-сценариста, легко и весело решающего формальные задачи.


«Мертвец», реж. Джим Джармуш, 1995

Кадр из фильма «Мертвец», реж. Джим Джармуш, 1995

Конец XIX века. На последние деньги скромный бухгалтер Уильям Блейк (Джонни Депп) покупает костюм-тройку и отправляется на Дикий Запад, где его ждёт работа на металлургическом заводе. Уже на месте Уильям обнаруживает, что должность отдали другому. В расстроенных чувствах ночью Блейк случайно убивает человека и сам получает ранение. Бухгалтер бежит из города и встречает индейца Никто (Гэри Фармер), с которым пускается в трансцендентное путешествие по американской глуши.

«Мертвец» остаётся главным шедевром и наиболее известным фильмом Джармуша, одной из определяющих мировое кино работ 1990-х. Ни до, ни после режиссёр не снимал костюмных картин. Одним из источников вдохновения автора стали мистические тексты поэта Уильяма Блейка, чьё имя Джармуш подарил центральному персонажу. На этот раз постановщик деконструирует вестерн. Во-первых, делает главным героем невесть откуда взявшегося на Диком Западе бухгалтера. Во-вторых, лишает фильм крутых парней и бесконечных перестрелок. В-третьих, впускает в пространство картины мистику. Двухчасовая притча на грани жизни и смерти развивается под минималистичные беспокойные баллады Нила Янга.


«Кофе и сигареты», реж. Джим Джармуш, 2003

Кадр из фильма «Кофе и сигареты», реж. Джим Джармуш, 2003

«Кофе и сигареты» снимались в течение почти 20 лет и окончательно оформились в 2003 году. Это 11 короткометражных фильмов, в которых мало что происходит, кроме разговоров. Спектр тем широкий: хип-хоп, машины Николы Теслы, злобный близнец Элвиса Пресли, нетрадиционная медицина и здоровый образ жизни.

«Кофе и сигареты» характеризуются мимолётными встречами, музыкальным сопровождением, эмоциональными перепалками, тонкой иронией и привычной россыпью друзей режиссёра в кадре. Рядом с любимчиками Джармуша Роберто Бениньи, Исааком Де Банколе, Стивом Бушеми голливудские звёзды Кейт Бланшетт и Билл Мюррей, а также музыканты Том Уэйтс, Игги Поп, RZA, GZA, Джек Уайт и Мэг Уайт из The White Stripes. Пожалуй, «Кофе и сигареты» можно считать концентратом творческого метода Джармуша, фактически лишённым сюжета. Но в дешёвых забегаловках и за шахматными досками проявляется парадоксальный узор судьбы.


«Выживут только любовники», реж. Джим Джармуш, 2013

Кадр из фильма «Выживут только любовники», реж. Джим Джармуш, 2013

Адам (Том Хиддлстон) играет на гитаре и живёт в мрачном индустриальном Детройте. Ева (Тильда Суинтон) обитает в тёплом Танжере и предпочитает музыке поэзию. Оба бессмертные вампиры. Они муж и жена, которые любят друг друга на расстоянии. Супруги воссоединяются, когда Адам впадает в депрессию, устав от вечной жизни и видя, в каком направлении движется человечество. Внезапно на пороге дома появляется младшая сестра Евы Ава (Миа Васиковска) и вносит хаос в жизнь пары.

А почему бы не деконструировать и кино о вампирах, тем более что несколько лет подряд выходили части «Сумерек»? У Джармуша кровопийцы получаются знатоками философии и тонкими ценителями искусства. Пока вокруг вихрем меняется реальность и появляются тренды, Адам и Ева неизменны. Им удалось построить свой мир, до которого редко когда доходят большие потрясения. Джармуш выписывает типичный для себя образ изгоя, аутсайдера, который идеально подходит и вампирам. Они буквально не от мира сего. Но, конечно, в первую очередь это гипнотически красивая история любви двух бессмертных, которые готовы провести вместе вечность.


«Патерсон», реж. Джим Джармуш, 2016

Кадр из фильма «Патерсон», реж. Джим Джармуш, 2016

В городе Патерсон, штат Нью-Джерси, вместе с женой или подругой Лорой (Голшифте Фарахани) и милейшим английским бульдогом живёт водитель автобуса Патерсон (Адам Драйвер). Каждый день он ездит по одному и тому же маршруту. И речь не только о работе. Днём водитель обязательно съедает сэндвич на скамеечке с видом на водопад. Вечером ужинает с женой, выгуливает пёсика, выпивает ровно одну кружку пива в баре и перекидывается парой фраз с завсегдатаями. У Патерсона с собой всегда блокнот. Глядя на мир вокруг, он придумывает стихи.

«Патерсон» — самый поэтический фильм Джармуша и портрет творца в момент работы. Что важно, водитель автобуса нигде не публикуется, о его литературных поисках мир ничего не знает. И Патерсону всё равно, он не амбициозен и вполне доволен своей жизнью. Можно сказать, что автор самостоятельно доводит давнюю игру с жанрами до абсурда, закольцовывая роуд-муви в маршрут следования автобуса. «Патерсон», с одной стороны, показывает, как из мелочей рождается искусство, с другой — является гимном повседневности, красоты рутины. Если поэзия есть в сердце человека, то мир в любом случае прекрасен. На самом деле в фильме звучат стихи американского поэта Уильяма Карлоса Уильямса, который жил в Патерсоне. Джармуш в очередной раз доказывает свою мультикультурность. Через его фильмы аудитория заражается любовью режиссёра к кино, музыке, литературе и живописи. Едва ли искусство может спасти всех, но точно помогает любить жизнь и ценить малое. Как это делает скромный водитель автобуса и одновременно большой поэт из Патерсона.

Читайте также
Послевкусие Канн: чем запомнится 76-й кинофестиваль на Лазурному Берегу
Делится мнением программный директор «Читки» и Original+ — Сусанна Альперина.
10 фильмов и сериалов о коренных американцах без стереотипов
Путеводитель по атмосферным триллерам, комедиям и драмам об индейцах.
Возрождение классики: лучшие и худшие ремейки мультфильмов Disney
Рассказываем про «Круэллу», «Золушку» и «Малифисенту».
10 фильмов о вымышленных приключениях реальных исторических личностей
Вампиры, клоны Гитлера, космонавты сталинской эры и Элвис против древнего зла.
Куда уходит детство: новые российские фильмы и сериалы о взрослении
Мещанинова, Коваленко и Юрьев — все они снимали о переходном возрасте.
Также рекомендуем
«История крови, денег, оружия, кофе и сексуального напряжения» — это слоган припанкованного вестерна «Прямо в&...
История создания самого культового, пожалуй, саундтрека в фильмографии Джима Джармуша.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана
«История крови, денег, оружия, кофе и сексуального напряжения» — это слоган припанкованного вестерна «Прямо в&...
История создания самого культового, пожалуй, саундтрека в фильмографии Джима Джармуша.
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурдалаков, обитающих по ту сторону экрана

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00