Зловещие куклы в кино: чревовещатели, демоны, «Пила», Джеймс Ван

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Мёртвая тишина», реж. Джеймс Ван
Кадр из фильма «Мёртвая тишина», реж. Джеймс Ван

6 января в мировой прокат вышла «М3ГАН» — хоррор о кукле-андроиде, которая чрезмерно буквально восприняла приказ защищать свою хозяйку. Пользуясь случаем, Виктор Непша вспоминает историю жутких кукол в кино.

Кукла как модель человека, кажется, всегда была где-то рядом с нами — в качестве обучающего инструмента для детей, манекена и своеобразной тестовой площадки. Поверхностный поиск легко выдает информацию о 4000-летней каменной кукле, которую обнаружили почти 20 лет назад на острове Пантеллерия. Но всегда ли куклы ассоциировались с чем-то жутким?

Судя по доступным источникам, такой взгляд на куклы активно проявляет себя в XIX веке — достаточно вспомнить работы Мэри Шелли или «Песочного человека» Гофмана — не совсем куклы (у Гофмана — автоматон), но нечто, сперва напоминающее человека до неотличимости, а затем неожиданно обескураживающее своим отличием.

Здесь пригодится неидеальный, но достаточно растиражированный «эффект зловещей долины», впервые сформулированный японским робототехником Масахиро Мори в 1970 году. В поверхностном изложении его идея выглядит так: робот или любой другой антропоморфный неодушевлённый объект, достаточно сильно походящий на человека (но не до неотличимости), будет вызывать у людей испуг, отвращение и отторжение.

Можно предположить, что с развитием техники и средств производства, а также с изменением представлений людей о гуманности марионетки из неуклюжей, но чёткой метафоры превратились во всё более достоверное подобие человека (к концу XIX — началу XX века куклы стали пытаться делать всё более «человечными», в 1900-х их впервые научили «моргать»). Соответственно, люди при взгляде на них всё чаще сталкивались с амбивалентным восприятием, причудливой смесью распознавания объекта как одушевлённого и неодушевлённого (привет пугающим автора текста куклам Reborn!).

Первое общепризнанное появление жуткой куклы в кино состоялось относительно поздно — в раннем звуковом фильме «Большой Габбо» (1929) с Эрихом фон Штрогеймом. Габбо — чревовещатель, невероятно умело управляющий куклой Отто, так, что она, кажется, существует сама по себе. Содержательно картина представляет из себя мелодраму с музыкальными вставками и жутковатыми сценами там, где Габбо и его возлюбленные слишком увлекаются в своём восприятии Отто как отдельного существа.

Постер фильма «Большой Габбо», реж. Джеймс Круз

«Габбо» задаёт традицию для изображения кукол на экране. Чаще всего это именно марионетка, достаточно пугающая, но действующая благодаря чьей-то человеческой воле, а не вмешательству потустороннего, сверхъестественного. Так будет, например, в антологии «Глубокой ночью» (1945), где владелец подозрительно самостоятельной (и похожей на инфернального Дина Стоквелла) куклы Хьюго будет винить её во всех своих бедах. Или в «Кукле дьявола» (1964), меняющейся со своим хозяином, гипнотизёром Ворелли, местами.

Если тематически подобные фильмы не слишком отличались друг от друга, то внешне кинокуклы пытались идти в ногу со временем. Так, в одной из серий культового сериала «Сумеречная зона» (1959–1964) появляется кукла Talky Tina, вдохновлённая моделью Chatty Cathy, которая, в соответствии со своим названием, могла говорить, если дёрнуть за шнур, торчащий из её спины.

Новое дыхание «кукольной» теме дал фильм, где тоже задействовали популярную модель — слэшер «Детские игры» (1988). Прообразом Чаки послужила кукла My Buddy, а режиссёр картины Том Холланд упоминал в качестве референсов, в частности, Talky Tina. По сюжету серийный убийца (Брэд Дуриф), не чуждый магии вуду (так уж получилось), в экстренной ситуации умудряется переселиться в куклу Чаки. Произошедшее не умаляет его жестоких наклонностей, и он устраивает круговорот насилия и жестокости уже в новой ипостаси, попадая во владение к шестилетнему мальчику. 


Помимо того, что фильм визуально рифмует куклу с ребёнком, она и сама по ходу развития сюжета всё сильнее напоминает человека.


Сочетание нелепого и пугающего, помноженное на харизму Брэда Дурифа, выстрелило неожиданно удачно. Картина породила франшизу из (пока) 7 фильмов и множество подражателей (от «Повелителя кукол», 1989, до «Плохого Пиноккио», 1996), а происхождение жутковатых моделей всё чаще стало носить более сверхъестественный и менее привязанный к хозяину характер.

Кадр из фильма «Недетские игры» Том Холланд

В нулевые и десятые примечательными на фоне последователей Чаки и компании оказались две франшизы — обе созданные при участии Джеймса Вана. Первая — «Пила», узнаваемым символом которой стала кукла Билли, разъезжающая на трёхколёсном велосипеде. И хотя кукла как таковая в фильмах скорее выступает как транслятор голоса мастермайнда Конструктора (в этом смысле «Пила» ближе к первым фильмам с куклами), её облик и манеры запомнились и стали визитной карточкой серии. Общеизвестно, что если вы приходите в себя связанными в незнакомом месте и видите на экране Билли, — дела плохи.

Вторая франшиза — отпочковавшаяся от «Заклятия» «Аннабель», по заверениям создателей фильма, основанная на реальных событиях: речь об истории Эда и Лоррейн Уоррен, исследовавших паранормальные явления и значительно повлиявших на нарратив современных историй о привидениях и демонах в масс-культуре. По их версии, в кукле персонажа детских книжек Тряпичной Энни живёт дух мертвой девушки по имени Аннабель. Сначала кукла попала к студентке-медику, а затем и к Уорренам. Те, не мудрствуя лукаво, поместили Аннабель в свой семейный музей оккультизма. Фильм заимствует линию с куклой, одержимой демоном, естественно, с ещё большим налётом мистики и паранормального.

Кадр из фильма «М3ГАН», реж. Джерард Джонстоун

С «М3ГАН» к 2023 году условный поджанр «кукольного хоррора» оказывается в странной ситуации, двойственной, как ещё одна вариация эффекта зловещей долины. С одной стороны, кажется, что кукла-андроид больше похожа на робота-убийцу, уходящего корнями к гофмановским автоматонам и любым другим подобным зловещим механическим куклам или роботам. С другой, важное её отличие — как раз в отсутствии механистичности: М3ГАН — не зловещая заведённая шкатулка и не сундук с паранормальным, а робот в виде куклы, управляемый искусственным интеллектом. Последнее закономерно отсылает к ряду референсов на тему взаимодействия ИИ и человека с более акцентированным sci-fi-флёром — от HAL 9000 и Скайнета до Мегатрона и Альтрона. Как справится с таким сочетанием фильм (спродюсированный, кстати, снова Джеймсом Ваном), ещё предстоит узнать. Но кажется, что, с учётом развития технологий, «М3ГАН» — возможный вариант нового взгляда на кукол в кино.

Ещё несколько примечательных примеров фильмов с паранормальными куклами:

  • «Внезапно тёмной ночью» (1981) — стильный южнокорейский эротический триллер. Новая служанка приносит в дом супружеской пары куклу, которая начинает сводить хозяйку с ума.
  • «Куклы» (1986) — путешественники попадают в глухой домик в дебрях к пожилой паре, которая создаёт не очень приятных кукол. Влиятельная работа Стюарта Гордона («Реаниматор»).
  • «Кукольный человек» (1991) — крохотный космический полицейский борется со злодеем, от которого осталась лишь летающая голова. Трэш-классика начала 90-х.
  • «Мёртвая тишина» (2006) — ещё одна вариация на кукольную тему от неутомимого Джеймса Вана.
  • «Страна чудес Вилли» (2020) — вольная вариация на тему компьютерной игры Five Nights at Freddy’s c Николасом Кейджем в главной роли. Ожесточение, с которым актёр лупит ласку-автоматон, заставляет вспомнить его слова о кубистской манере игры (в одном из интервью он объяснял, что пытается играть так, как Пикассо пишет картины).

Читайте также
Спешл-эпизоды: история Рождества в телесериальной культуре
Как телесериалы праздновали Рождество начиная с 50-х и заканчивая современностью.
Пиноккио: кинематографическая история деревянного мальчика
Каким сказочный персонаж представал на экранах.
«Королевство» Ларса фон Триера: что было и что будет
Виктор Непша вспоминает, что происходило в предыдущих сезонах.
История магии романтических комедий: за что мы их полюбили
Почему нам так нравится смотреть на экранную любовь, существующую в отрыве от реаль...
Дорога ярости: гид по фильмографии Тома Харди
Юлия Салихова сгруппировала большую часть выступлений британца по жанрам.
Антиутопии в кино: машины, запрет на эмоции, тотальный контроль
Карина Назарова рассказывает о вымышленных мирах антиутопий.
Также рекомендуем
Рассказываем про первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора».
Проверочная работа для киноманов.
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».
Рассказываем про первый сезон взрослой анимации «Антология русского хоррора».
Проверочная работа для киноманов.
Влад Шуравин вышел с сеанса со здоровыми ушами, но со «сломанной головой».

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00