«Олдбой»: сочувствие мстящим

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Постер фильма «Олдбой», реж. Пак Чхан-ук. «Иноекино»

В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значимого фильма в карьере корейского режиссёра Пак Чхан-ука. В честь 20-летия картины «Олдбой» её создатели разослали по миру отреставрированную в 4К версию именитого корейского триллера, а мы решили рассказать об этой ленте и истории её триумфа.

Давайте на минуточку задумаемся о том, за что вообще профильное жюри на престижных кинофестивалях выдаёт награды работникам киноотрасли. Более-менее понятно, за что приз получает «лучший оператор», «лучший композитор» или «лучший художник по костюмам». Да даже такая номинация, как «лучший фильм года», не вызывает вопросов: лауреатов главных премий любого киносмотра в первую очередь определяют политическая обстановка и потенциальный культурный вклад произведения. Определяют в большей степени, чем непосредственно кинематографические качества оцениваемой картины. А вот за что, например, в Каннах творцу могут вручить награду за лучшую режиссуру — этот вопрос давно не давал покоя автору этих строк. Ведь режиссура — понятие настолько комплексное и сложное, что выделить какие-то единичные и объективные критерии эфемерного «лучшего постановщика» практически невозможно.

Однако вы могли заметить, что парой строк выше я написал, что этот вопрос мне «не давал покоя», а «не давал» — глагол в форме прошедшего времени. В прошлом году кореец Пак Чхан-ук был удостоен звания «Лучший режиссёр» на киноконкурсе на Лазурном Берегу за работу над фильмом «Решение уйти» — лентой настолько математически точной и до мелочей продуманной, что создаётся ощущение, будто бы в ней нет и никогда не предполагалось даже толики спонтанности. Такое кино — верх авторского контроля. Многосложное, многослойное, многозадачное и требующее много труда для воплощения произведение искусства, в своей комплексности напоминающее стихографику Гийома Аполлинера.


Подобно тому, как француз Аполлинер превращает стихотворение в картину, кореец Пак Чхан-ук складывает мельчайшие элементы визуального выражения в междисциплинарный экспонат, для которого важны и свет, и музыка, и слова, и ракурсы, и цвет обоев на стенах, и фактура табачного дыма, и звук мигающего поворотника, и доносящаяся из динамика смартфона попсовая песня про туман.


«Решение уйти» — это детектив о детективе, одержимом девушкой, которая проходит по его делу как главная подозреваемая. И структурно, и идейно этот фильм отсылает к легендарному триллеру «Головокружение» Альфреда Хичкока — тоже перфекциониста и фанатика контроля, который всегда имел итоговый вариант монтажа любого фильма в собственной голове задолго до того, как в первый съёмочный день впервые включится кинокамера.

Кадр из фильма «Решение уйти», реж. Рак Чхан-ук. CJ Entertainment/Mubi
Кадр из фильма «Головокружение», реж. Альфред Хичкок. Paramount Pictures

Символично, что именно «Головокружение» Пак Чхан-ук называет точкой отсчёта своей режиссёрской карьеры, ведь лента Хичкока подсказала некогда молодому студенту, что путь синефила-маньяка, самостоятельно познающего мир кинематографа, куда привлекательнее пути дипломированного дилетанта. Изначально метивший в арт-критики, но не сумевший поступить в главный университет страны, Чхан-ук пошёл изучать философию в католический вуз. В какой-то момент юноша понял, что учебная программа учит его немного не тому, чего он ожидал и хотел. Тем не менее на базе университета Пак много читал и смотрел много старых фильмов на правах основателя киноклуба Club Movie Gang. В этом же кружке по интересам будущий режиссёр повстречал свою жену — человека, который является главным консультантом и критиком всех будущих работ Чхан-ука. И тогда же, в тяжёлые для ещё не освоившей демократические ценности Южной Кореи 80-е, студент часто ходит в библиотеку и впитывает идеи классиков мировой литературы: у Шекспира учится основам драматургии, у Курта Воннегута — построению нелинейных сюжетов, у Достоевского — жизни на грани просветления и отчаяния, а у Софокла — постижению природы одержимости.

Выпустившись, Пак Чхан-ук, подобно французам «новой волны» и современным видеоэссеистам, таким как Когонада, начал кино не снимать, а рассказывать о нём. Молодой человек пишет рецензии на новинки проката, работает в сфере кинодистрибуции, присутствует на площадке в качестве ассистента режиссёра и копит деньги на свои первые фильмы. В 90-х Пак снимает два полных метра — «Луна — мечта солнца», «Трио» — и одну короткометражку под названием «Суд». Большую кассу эти картины не собирают, и даже кинокритики обходят их стороной, жадничая оценками, так необходимыми новоиспечённому постановщику.

Кадр из фильма «Объединённая зона безопасности», реж. Пак Чхан-ук. CJ Entertainment

Чудо случается в 2000-м: Пак Чхан-уку перепадает возможность снять политический триллер, озаглавленный как «Объединённая зона безопасности». Этот фильм, рассказывающий о расследовании убийств солдат на границе Южной и Северной Кореи, вызвал фурор среди зрителей, живущих ниже 38-й параллели. Более того, лента становится самым кассовым проектом своих лет и мигом превращается в объект исследования киноведов, специализирующихся на азиатском кинематографе.

Логично предположить, что за успехом в национальном прокате последует миграция творческого продукта за рубеж: «Объединённая зона безопасности» и снятое Паком в 2002-м «Сочувствие господину Месть» поочерёдно едут на Берлинский кинофестиваль, вот только на родину возвращаются без наград. Однако в 2004 году Пак Чхан-ука приглашают в Канны, чтобы тот представил в основной конкурсной программе изысканный триллер «Олдбой» — озвученную красивыми вальсами и криками боли историю о мести и нескончаемом сражении человека с самим собой. Эта без пяти минут высокая, почти античная трагедия рождает овации публики, доводит до слёз председателя жюри Квентина Тарантино и получает заветный Гран-при. Хроника одной вендетты отполирована технически, концептуально свежа и снята с глубоким пониманием тонкостей постановочного мастерства. Так и не скажешь, что это не пересказ на новый лад древнего текста на манер какого-нибудь «Кориолана», а киноадаптация не самой популярной манги.

Кадр из фильма «Сочувствие господину Месть», реж. Пак Чхан-ук. CJ Entertainment
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть», реж. Пак Чхан-ук. CJ Entertainment

Как и подобает образцовому «южнокорейскому триллеру», многие из которых впоследствии были вскормлены идеями «Олдбоя», фильм Пак Чхан-ука не доказывает нравственных теорем, а ставит зрителя перед жестокими и не терпящими никакого морализаторства аксиомами. Кровь и слёзы заливают монтажные стыки фильма о том, как самый обычный клерк, на 15 лет запертый в частной тюрьме без объяснений и без приговора, внезапно оказывается на воле, одержимый местью. В то время как зритель испытывает гастрономический интерес к истории — пытается догадаться, кто и почему обрёк протагониста на жизнь в клетке, — центральный персонаж изнывается от хищного голода. Неожиданные сценарные повороты чередуются со зрелищным мордобоем, так же как и эстетизированное насилие рука об руку ходит со сдержанным детективом, который сложен и выверен как одноцветный пазл: видны рамки картинки, но элементы головоломки сливаются в однотонную массу, казалось бы, абсолютно одинаковых кусочков.

Кадр из фильма «Олдбой», реж. Пак Чхан-ук. Medusa Film

«Олдбой» — это пикантная, как и подобает самым лучшим блюдам азиатской кухни, смесь «Царя Эдипа», Шекспира и «Графа Монте-Кристо». Этот фильм нарицателен для феномена жанрового корейского кино 2000-х (забавно, что «Олдбой» снимался одновременно с культовыми «Воспоминаниями об убийстве» Пон Джун-хо, и съёмочные площадки обоих фильмов располагались так близко, что актёры с разных проектов часто пересекались в одной и той же курилке). Но несмотря на это, его драматургический замысел состоит из отголосков западной литературы, однако с точки зрения съёмочного процесса Пак Чхан-ук верен национальной традиции: его творение не стесняется протяжности, немоты и символизма; в нём сочетаются «контент» для снобов и играющее с рефлексами, звериное, порой граничащее с трэшем зрелище: драки, вопли, клиповый монтаж, сексуальное напряжение. «Олдбой» близок к искусству поэзии, так как он витиеват, одновременно красив, мерзок и поражает непредсказуемостью своего текстуального содержимого.


У «Олдбоя» есть свой темперамент, который подчёркивается меланхоличным техно и симфонической, с закосом под дворцовую классику, музыкой, сложной внутрикадровой хореографией, запечатлённой длинными планами без скрытых склеек и без следов компьютерных эффектов, а также склонностью к формалистским приёмам, не шибко уважаемым в академических кругах, но всё равно не помешавших фильму Пак Чхан-ука попасть в Канны и там недополучить всего один голос в голосовании за главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь».


Кадр из фильма «Олдбой», реж. Пак Чхан-ук. Medusa Film

Как и обожаемое автором этой статьи «Решение уйти», как и другие фильмы Чхан-ука, составляющие «трилогию мести» («Олдбой» релизнулся между «Сочувствием господину Месть» и «Сочувствием госпоже Месть»), наравне с прорывной «Объединённой зоной безопасности», вампирской драмой «Жажда» и эротической «Служанкой», а также ещё не вышедшим шпионским сериалом «Сочувствующий», «Олдбой» является частью чёткой и безотказно работающей системы. Системы, составляющей основу режиссёрского дарования Пак Чхан-ука. Хотя тут речь идёт не столько о таланте и чуйке знаменитого корейца, сколько о симбиозе взвешенных постановочных решений и страсти. Не той страсти, что возникает между любовниками в момент гормональных плясок, а той, особенной её разновидности, которая дарит причины, чтобы жить, запал, чтобы творить, и оправдания, чтобы плыть против течения и делать то, чего делать или не просят, или вовсе запрещают.

Читайте также
Пацанские страсти: итоги фестиваля онлайн-кинотеатров «Новый сезон»
На горном курорте «Роза Хутор» завершилось уникальное не только для российской киноиндустрии событие — фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон». На нём были...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: итоги
80-й Венецианский кинофестиваль подошел к концу. Кинокритик Денис Виленкин завершает цикл дневников Мостры из Лидо и рассказывает об итогах.Премия Марчелло Ма...
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть третья
Кинокритик Денис Виленкин возвращается с третьим дневником 80-го Венецианского кинофестиваля. В прошлых материалах мы узнали о фаворитах фестиваля, а также о...
Про безумцев и отщепенцев: все грани творчества Вернера Херцога
Сегодня Вернеру Херцогу исполняется 81 год, и заканчивать карьеру режиссёр не планирует. Постановщик снимает игровые и документальные фильмы уже более 60 лет....
Дневник 80-го Венецианского кинофестиваля: часть вторая
Кинокритик Денис Виленкин продолжает вести дневник 80-го Венецианского кинофестиваля специально для КИНОТВ.К экватору фестиваля очереди уменьшаются, как и кол...
Обитель призраков: как устроены японские фильмы ужасов
В российский прокат впервые выходит «Звонок» — культовый японский фильм ужасов Хидэо Накаты, оказавший колоссальное влияние на дальнейшее развитие жанра хорро...
Также рекомендуем
Как автор «Олдбоя» перенёс на экраны один из лучших романов десятилетия.
От первого за восемь лет фильма Дэвида Кроненберга и до эротического триллера Пак Чхан-ука.
От Дэвида Кроненберга и Пак Чхан-ука до Клер Дени и Дэвида Боуи
Как автор «Олдбоя» перенёс на экраны один из лучших романов десятилетия.
От первого за восемь лет фильма Дэвида Кроненберга и до эротического триллера Пак Чхан-ука.
От Дэвида Кроненберга и Пак Чхан-ука до Клер Дени и Дэвида Боуи

Последние новости

Studiocanal запускает новый фильм о приключениях Астеркса
Бойкий галл отмечает в этому году своё 65-летие.
Джефф Бриджес вернётся в третьей части «Трона»
Об этом актёр рассказал в новом подкасте.
Скуби-Ду и его друзья вернутся в лайв-экшн сериале от Netflix
С Грегом Берланти в качестве продюсера.
Финальный трейлер «Людей Икс '97» в честь трёхсерийного финала
В котором высмеивают униформу из фильмов Брайана Сингера.
Сандра Хюллер: анатомия выдающейся актрисы
От первых ролей в театре до всемирной славы
Семь особенных российских фильмов 46-го ММКФ
От отечественного кинокомикса до кино о кино.
00:00