Не имя — музыка: Хильдур Гуднадоуттир меняет номинацию «Лучший саундтрек»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Один из самых бесспорных призов 92-го «Оскара» был вручён в номинации «Лучший саундтрек». Статуэтка досталась исландке Хильдур Гуднадоуттир за музыку к «Джокеру», хотя, возможно, киноакадемики также держали в уме впечатляющую работу виолончелистки и композитора над сериалом «Чернобыль». Как бы там ни было, победа Гуднадоуттир — событие радостное, важное и даже, возможно, способное повлиять на принципы и правила музыкальных номинаций в ведущих кинопремиях мира. На это, по крайней мере, надеется Артём Макарский.


«Дело не в том, что фильм вышел в интернете одновременно с прокатом в Лос-Анджелесе, а в том, что по регламенту он должен был идти в кинотеатре как минимум трижды за день, в то время как его показывали всего дважды в день», — так представительница Киноакадемии прокомментировала новость, что последний саундтрек большого кинокомпозитора Йохана Йоханссона, написанный им к фильму «Мэнди», допущен до «Оскара» не был.

Новости о дисквалификации саундтреков к самым разным фильмам — от авторского кино до блокбастеров — появляются регулярно, но их никто не замечает. В 2008 году Джонни Гринвуда не допустили до «Оскара» из-за того, что в «Нефти», среди прочих, звучала старая пятнадцатиминутная композиция музыканта «Popcorn Superhet Receiver», а также ещё полчаса музыки, не написанной специально для фильма. К 2017 году Гринвуд и Пол Томас Андерсон исправились — и «Призрачная нить» получила номинацию на «Лучший саундтрек», но их обошёл Александр Деспла, для которого это была уже вторая статуэтка и девятая номинация (к 2020 году у него их уже одиннадцать).

В последние пару лет «Оскары» за лучшие саундтреки получают действительно заслуживающие этого композиторы, новаторы, идущие против стандартного подхода к музыке в кино, делающие нетипичное звуковое оформление к фильму. В прошлом году статуэтка ушла к Людвигу Йоранссону с «Чёрной пантерой» — кроме музыки к кино и сериалам он работал (как продюсер) над хип-хопом и R&B, из-за чего ему отлично удалось создать смесь усреднённой музыки народов Африки, хип-хопа, классического саундтрека и даже заимствований из жанра современной африканской электроники гком.

Победительница же этого года Хильдур Гуднадоуттир увидела сценарий «Джокера» за полгода до съёмок — и отталкивалась при создании музыки в первую очередь от своих ощущений героя и тех проблем, которые встают перед ним как в реальности, так и в его внутреннем мире. Музыка Гуднадоуттир отлично контрастирует с музыкой из семидесятых, звучащей в фильме, — подчёркивая угрюмость Готэма и психологическое состояние главного героя. И Йоранссон, и Гуднадоуттир — авторы самых интересных с точки зрения музыки саундтреков среди представленных в номинациях, в которых постоянно мелькают одни и те же лица, их «Оскар» заслужен, но стоит помнить, что до него всё ещё допускают не всех.


Номинация за лучший саундтрек — одна из самых строгих по правилам допуска на «Оскаре». Бóльшая часть музыки должна быть написана специально для фильма, поэтому, например, «Капитан Марвел» с большим количеством хитов из девяностых не мог претендовать на статуэтку (к тому же Marvel просто

сделали ставку

на «Мстителей: Финал»). Бóльшая часть саундтреков отсеивается из-за несоблюдения правила, по которому несколько композиторов должны работать над музыкой вместе и их вклад должен быть равноценен — например, в своё время номинацию не получили

«Тёмный рыцарь»

(над которым работали пять человек),

«Выживший»

(поскольку уже использовал музыку Alva Noto, а Брюс Десснер написал музыку к паре дополнительных сцен) и 

«К звёздам»

(потому что Макс Рихтер и Лорн Балф действовали не сообща). Иногда недопуск может произойти из-за бюрократических проволочек — как было в этом году с 

«Достать ножи»

. Иногда так бывает, потому что кто-то забыл про дедлайн — как было в прошлом году с Джоном Уильямсом и его саундтреком к 

«Хан Соло. Звёздные войны: Истории»

. Иногда это происходит из-за того, что это не вполне музыка — так «Оскар» обосновал отказ саундтреку к 

«Молчанию»

Мартина Скорсезе, в котором эмбиент и полевые записи соседствовали с хором и классическими инструментами. Иногда это происходит потому, что те, кто работал над созданием музыки с технической точки зрения, получают упоминание в создании музыки в целом (просто чтобы получить деньги за работу) — и тогда это уже не работа одного композитора. Так

произошло

, например, с «Драйвом».

Это не значит, что до «Оскара» допускаются только представители «старой школы» — стоит вспомнить победу Трента Резнора и Аттикуса Росса с «Социальной сетью», однако по большей части список не только победителей, но и номинантов последних лет — это одни и те же фамилии. Исключением можно считать отличный 2016-й, в котором на «Оскар» претендовали Мика Леви и её неуютный саундтрек к «Джеки» Пабло Ларраина, Николас Бриттелл, использовавший методы южного хип-хопа при написании музыки к «Лунному свету», а также неоклассик Хаушка, на пару с Дастином О’Халорраном записавший композиции для «Льва». Тем не менее все они не могли и мечтать о награде, которую ожидаемо получил Джастин Гурвиц за ностальгический «Ла-Ла Ленд».

«Оскар» в этом году, если отвлечься от триумфа «Паразитов», пытался балансировать между ностальгией в лице приглашённого Эминема с музыкальным номером и современностью, за которую отвечали постоянные монологи о разнообразии, произносимые со сцены вручателями «Оскара». Как и год назад, «Оскар» в этом году вручают в том числе звёзды фильмов, которые показались Академии недостойными «Оскара», но их состав правда довольно разнообразен — чего не скажешь о тех, кто эти награды получает.

Рюичи Сакамото, узнав, что его саундтрек к «Выжившему» — на тот момент многим казалось, что последний в карьере перед заслуженным уходом на покой — дисквалифицировали, прокомментировал это в следующем ключе: «Это было сделано в рамках правил, но, возможно, правила стоит поменять?» Уже далеко не первый год идут разговоры о том, что «Оскар» упрямо пытается ставить во главу угла традиционалистов, которые записываются с оркестром и по нотам и не могут себе позволить цитат из других произведений, — таким образом, маленькая и не самая заметная номинация становится зеркалом самой премии, которая никак не может решиться на изменения. Для «Оскара» всё ещё важна индивидуальность, в актёрских номинациях всё ещё любят давать награду за подвиг, за прыжок выше головы; так же судят и саундтреки. Академики часто упирают на то, что не зря в названии номинации есть слово «оригинальный» — но постоянная номинация Джона Уильямса за «Звёздные войны» (бесспорно, с большими усилиями старающегося придумать новые вариации классического саундтрека) — насмешка над этими заявлениями.

Пока правила не будут изменены, на награду не могут претендовать ни Дэниел Лопатин (мастерски использовавший Гайдна в саундтреке к «Неогранённым драгоценностям»), ни Бобби Крлик, написавший к «Солнцестоянию» музыку, которая напоминает тщательно препарированный саундтрек к какому-то другому фильму, ни Disasterpiece, постоянно работающий с Дэвидом Робертом Митчеллом и в своей работе к «Под Сильвер-Лейк» сознательно цитирующий музыку к старым нуарам. Впрочем, когда-то у Нино Роты отобрали «Оскар», когда выяснили, что он в теме любви к «Крёстному отцу» процитировал сам себя: возможно, оказаться в компании дисквалифицированных от «Оскара» — это не так уж и плохо.

Читайте также
Роттердам-2020: тяготы взросления и аргентинский бум
Завершился 49-й Роттердамский кинофестиваль — один из главных киносмотров мира, гордящийся своей любовью к радикальным формам и новым имен...
Трудности перевода: ещё один взгляд на «Маленьких женщин»
Самая обсуждаемая премьера недели (ну, может быть, наравне с «1917») — новый фильм Греты Гервиг. Следом за очень личной рецензи...
«По ночам снится мне столько киноснов»: Алексей Васильев о своём собственном Федерико Феллини
100 лет назад родился Федерико Феллини. Его фильмография — основа любой киноэнциклопедии, биография — и в википедии детально оп...
2019: прощальное письмо Зинаиды Пронченко
Прощаемся с годом, не прощаемся с Зинаидой. Спишемся в 2020-м! 2019-й, как всегда, был годом потерь и о...
Смех и причины: как изменились комедии в 2010-х
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на поверхности: новые платформы для премьер,...
Смех и причины: как изменились комедии в 2010-х
Кажется нет жанра, претерпевшего в 2010-х больше изменений, чем комедия. Причины на поверхности: новые платформы для премьер, новые способы проката,...
Также рекомендуем
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Виктор Непша подготовил очередной дайджест свежих (и важных) новостей иностранной (к)инопрессы. Мир прощается с&nbs...

Последние новости

Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
00:00