История отечественного стриминга: Часть 6. «Амедиатека»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

Год за порядковым номером 2023-й мы закрыли рассказом о стриминговом сервисе KION, а 2024-й открываем очерком об «Амедиатеке». Один из последних пунктов в нашем цикле статей об эволюции российских онлайн-кинотеатров, но далеко не самый последний по значению игрок на этом динамично развивающемся рынке. А также далеко не самый молодой, по сравнению с конкурентами. И возраст платформы — не единственное, чем она выделяется на их фоне.

Дела дней минувших

Большим подспорьем для подписки на тот или иной онлайн-кинотеатр всегда было наличие у оного богатой коллекции своих собственных проектов — влекущих зрителя эксклюзивных «ориджиналс». «Амедиатека» работает иначе. «Амедиатека» — это тот самый стриминг, который в своё время привёз в Россию контент крутейших мировых телеканалов. И то, что сделало платформе имя, — это контент с HBO: «Сопрано», «Игра престолов», «Прослушка», «Наследники», True Detective… Названия громкие и культовые, как и имена других медиагигантов, шоу которых «Амедиатека» поставляла и продолжает поставлять российскому зрителю: Showtime, BBC, Paramount, Starz, Sky, ABC, Warner Bros. и многие другие.

Промо сериала «Настоящий детектив», HBO
Промо сериала «Наследники», HBO

Однако началось всё именно с HBO, в 2011-м, когда акционеры основанной продюсером Александром Акоповым в начале нулевых кинокомпании «Амедиа», подарившей нам навскидку «Мою прекрасную няню» и «Закрытую школу», задумались о том, чтобы начать выкупать у иностранных партнёров права на демонстрацию их продукции у нас в России. В то время появлялись первые любительские студии озвучки, и из-за их деятельности спрос на новые серии становящихся модными заморских шоу только рос.


Поэтому-то руководство «Амедиа» и решило поконкурировать с «нелегалами» и создать такую платформу, которая выпускала бы свежие эпизоды, уже переведённые и озвученные профессиональными актёрами, раньше, чем те появлялись на торрентах.


Об этих энергичных деньках как-то рассказывал тогдашний гендир компании «Амедиа ТВ» Виталий Студитских. К слову, об «Амедиа ТВ»: эта фирма была основана в 2011 году и объединяла в себе несколько телеканалов — AMEDIA Hit, Amedia 1 и Amedia 2. Они вещали параллельно с запущенным в 2013 году онлайн-кинотеатром «Амедиатека» вплоть до 2017-го — до того момента, когда интернет-площадка, набравшая себе платежеспособную аудиторию во многом благодаря импортированному контенту от HBO, получила официальный партнёрский статус Home of HBO (правда, год назад из-за всем известно каких событий эта плашка с сайта пропала, что пресс-служба стриминга объяснила «обновлением визуального стиля»). Тогда же было принято решение вложить все силы в развитие собственного онлайн-кинотеатра, а для телезрителей, не желающих с потрохами переезжать в Интернет, учредили канал Amedia Premium HD (он функционирует и по сей день).

Почему яблоки с чужого огорода вкуснее?

Сегодня «Амедиатека» продолжает придерживаться той же генеральной линии, что и раньше: не вкладываясь в производство собственного контента, инвестировать в библиотеку, состоящую из популярных зарубежных проектов. Именно поэтому «Амедиатека», делающая сравнительно невысокую выручку относительно конкурентов, часто обгоняет их по показателю чистой прибыли (как это случилось, например, в кризисном 2022-м, когда платформа оказалась единственной в России, закрывшей тот год без убытка).

Ключевой элемент финансового и зрительского успеха «Амедиатеки» — эксклюзивное партнёрство с зарубежными вещателями, чьи шоу мы все любим и бурно обсуждаем. Да, на сайте «Амедиатеки» больше не найти «Во все тяжкие» и фильмы про Гарри Поттера. Да, там так и не вышли взорвавшие публику «Одни из нас» по мотивам кассовой видеоигры The Last of Us, а вот добравшийся до российского зрителя «Белый лотос» подвергся цензурированию. Однако на «Амедиатеке» всё-таки случилась премьера спин-оффа «Игры престолов», дорогого и амбициозного «Дома Дракона», в данный момент выходит новый сезон знаковой для HBO сериальной антологии «Настоящий детектив», и, вполне возможно, в обозримом будущем россияне смогут увидеть и такие потенциальные хиты, как «Режим» с Кейт Уинслет, «Пингвин» во вселенной Бэтмена с Колином Фарреллом в главной роли и «Сочувствующий» от автора «Олдбоя» Пак Чхан-ука (последний особенно интересно заценить, ведь там Роберт Дауни — младший сыграет несколько ролей сразу!). Несколько удручает, что не разъяснённым для нас, людей вне компании, остаётся важный юридический вопрос: будут ли зарубежные партнёры «Амедиатеки» и дальше исправно поставлять им контент или то, что выходит на стриминге сейчас, — «обязаловка» по прошлым соглашениям, которые могут в скором времени закончиться и в текущей ситуации продлению не подлежат. Прямых заявлений по этому поводу руководство компании в последние месяцы не делало, равно как и, справедливости ради, не озвучивало поводов беспокоиться о том, что в 2024-м мы останемся без поставок новых сериалов от HBO и других мировых вещателей.

Быть может, продлению подлежат только те шоу, которые выходят здесь и сейчас. Быть может, «зарубать» будут только сериалы, не удовлетворяющие требованиям нынешнего законодательства в области пропаганды нетрадиционных семейных ценностей (на «Амедиатеке» не вышли продолжение пиратской квир-комедии «Наш флаг означает Смерть», уже упомянутые «Одни из нас» и нашумевшая эротическая драма «Кумир»). Ну а из актуально выходящих шоу продолжают проникать в российский сегмент новые сезоны лишь некоторых сериалов от того же HBO, такие как «Джулия», «Время побеждать: Расцвет династии Лейкерс» и «Позолоченный век».

Продуктивный консерватизм

Промо сериала «Месье Спейд», AMC
Промо сериала «Смерть и соловьи», BBC

«Лучшие сериалы планеты. Лучшие зарубежные и иногда российские», — такую концепцию в одном из интервью озвучил создавший «Амедиатеку» продюсер Александр Акопов.


И сегодня, в тотальной атмосфере подозрительных умалчиваний, стриминг продолжает это делать. Как минимум — удерживать в обойме классику зарубежной сериальной индустрии. Как максимум — обновлять свою библиотеку, привнося в неё и новые громкие хиты.


Например, вместе с четвёртым сезоном True Detective «Амедиатека» в данный момент выпускает многообещающий неонуар «Месье Спейд» с Клайвом Оуэном в роли частного детектива Сэма Спейда. А ещё стриминг поглядывает не только в сторону США: за первую половину прошлого года в «Амедиатеке» появились английский «Смерть и соловьи», новозеландская «Младшая сестра» и финская «Северная мафия», а позже на сервисе стало доступно множество тайтлов из Латинской Америки, Азии и Турции — нынче популярное среди онлайн-кинотеатров решение по вынужденному «импортозамещению».

И, что удивительно в наши дни, несмотря ни на что, «Амедиатека» продолжает держать марку. И так же удивительно то, что, казалось бы, далеко не самый молодой и очень даже консервативный российский стриминг не просто выживает, а полноценно функционирует с положительными результатами. В начале своего пути, окружённые популярными в народе пиратскими релиз-группами и непониманием среди коллег-телевизионщиков, уверенных в том, что в нашей стране время платного контента в Интернете ещё не наступило, первая команда «Амедиатеки» смогла пробить себе нишу. И покидать её никто из нынешнего состава фирмы не собирается. Пускай у некоторых аналитиков и можно встретить мнение, что текущая «контентная блокада» РФ постепенно превращает сервисы наподобие «Амедиатеки» из больших игроков рынка в привлекательный актив для приобретения какой-нибудь громадной медиакомпанией. Однако мнение мнению рознь, а вот с чем поспорить сложно, так это с тем, что, хоть с их сайта и исчезла та приснопамятная плашка Home of HBO, там остались «лучшие сериалы планеты» — и как часть айдентики бренда «Амедиатека», и как отражение фактического наполнения онлайн-кинотеатра.

Читайте также
Скромный и ужасный: как Элайджа Вуд популяризует инди-хоррор
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Лидерство «Оппенгеймера», Миядзаки претендует на награду: номинанты на «Оскар»
Первые впечатления после объявления участников оскаровской гонки.
Живописец странного и ловец сновидений: портрет Дэвида Линча
78 лет режиссёру, благодаря которому мы полюбили вишнёвые пироги и мрачные тайны.
Поцелуй Кидман, падение Клум и издёвка Дэймона: курьёзы и скандалы премии «Эмми»
Вспоминаем памятные моменты премии: интриги, скандалы и курьёзы.
Также рекомендуем
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
Как раскручивается спираль мистического морока и насилия.
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.
Сериал от режиссёра фильма «Сегодня погибли наши герои».
Очередной выпуск дайджеста интересных новостей про кино из иностранной прессы. Считаем деньги «Чёрной вдовы», размы...
Как раскручивается спираль мистического морока и насилия.
Смогли бы люди выжить на  планете Арракис из романа Фрэнка Герберта.

Последние новости

Звезда «Йеллоустоуна» назвал финал сериала незабываемым
Ян Боэн считает концовку вестерн-драмы величайшей.
Киноадаптацию «Кровавого меридиана» напишет сценарист «Гладиатора»
Режиссёр «Дороги» вернётся к творчеству Кормака Маккарти.
«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00