История одного саундтрека: «Девственницы-самоубийцы»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

В очередном выпуске рубрики об интересных саундтреках всех времён Артём Макарский рассказывает, почему так важно, что в фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» два равноценных саундтрека, при чём тут мужской взгляд и как жизнь в пригородах сближает людей в работе над музыкой.


«Я влюблённый старшеклассник — и ты мой любимый запах»: так на титрах «Девственниц-самоубийц» Тома Марс подытоживает всё произошедшее за полтора часа. Марс — будущий муж режиссёрки фильма Софии Копполы, с которым полноценно она познакомилась уже при создании следующего своего фильма — «Трудности перевода». Не исключено, что Марс согласился написать к фильму музыку именно потому, что для французского дуэта Air «Девственницы» осознанно стали единственным опытом работы над оригинальным саундтреком. В интервью Dazed Николя Годен рассказал, что саундтрек они смогли записать в том числе потому, что ещё были молоды и соглашались на многое, а сейчас им было бы слишком сложно смотреть на то, как используют их музыку режиссёры.

И тем не менее именно «The Virgin Suicides» считают одним из лучших саундтреков всех времён — скорее всего, во многом именно из-за того, что создавался он в полной синергии с фильмом. София Коппола писала сценарий адаптации книги Джеффри Евгенидиса под дебютный альбом Air, «Moon Safari», поэтому для неё не было вопросом, к кому обратиться за саундтреком в первую очередь. Air, наоборот, признавались, что хотели изначально просто написать музыку, однако позже решили, что им куда интереснее сделать запись, которая звучала бы как полноценный альбом, вдохновлённый фильмом. Именно фильмом, а не книгой — в интервью сайту Stereogum Жан-Бенуа Дункель говорил о том, что книга ему не нравится из-за своей мрачности. Коппола смогла превратить эту историю о сексе, наркотиках и суициде в историю любви и подростковых терзаний, сместив акценты и убрав некоторые сцены — часть из них пропала даже не при работе над сценарием, а уже на монтаже.

Или всё-таки это не история любви? Одна из основных линий «Девственниц-самоубийц» заключается как раз в том, что рассказчик, который был одним из мальчиков, не понимает до конца главных героинь. Это непонимание — лейтмотив саундтрека, как и то, что вся эта история, по сути, является лишь воспоминанием. Воспоминания бывают смутными, нечёткими, не слишком ясными — вот и в музыке Air есть какой-то излишний, но очень подходящий задумке Копполы романтизм, лёгкая ностальгия по семидесятым, времени, когда происходит действие фильма. Это музыка, вдохновлённая Pink Floyd и Yes, группами, записи которых играли в машине у красавчика Трипа Фонтейна. Эта неясность воплощена и в том, как записывалась эта музыка: Дункель вспоминал, что записывал саундтрек с температурой, так что в том числе и поэтому он звучит так искажённо, неправильно. И, наконец, главное — в этом саундтреке есть мужской взгляд. 

В своей статье «Музыка как побег от взгляда» о саундтреке к «Девственницам-самоубийцам» Константинос Паппис пишет о том, что музыка Air подчёркивает точку зрения парней-рассказчиков и их позицию. Это интересным образом пересекается с тем, как Air и супервайзер фильма Брайан Райтцелл нашли общий язык благодаря детству в пригородах. При этом работа Райтцелла ещё сложнее, чем может показаться.



Райтцелл ещё не раз поработает с Копполой — и в первую очередь ему мы должны быть благодарны за подборку музыки к «Трудностям перевода», в которых My Bloody Valentine идеально подзвучили Токио, «Марии-Антуанетте», в которой жизнь Версаля бурлила под неожиданный аккомпанемент The Cure и The Strokes, и «Элитному обществу», где Фрэнк Оушен и Sleigh Bells превосходно передавали дух начала десятых. 

Под конец фильма мальчишки переговариваются с девушками при помощи музыки — и вторые могут ставить только пластинки с поэтами-песенниками, поскольку альбомы Kiss и ранних Aerosmith были ритуально сожжены за нарушение комендантского часа. Кэрол Кинг и Гилберт О’Салливан поют не об обладании и не о любви, не о спасении — а о безнадёжности и жажде свободы, которая может никак не наступить. В это же время мальчики ставят песни о том, как мужчина спасает женщин, что не совсем вяжется с переживаниями главных героинь. Перед самоубийством Сесилия, самая младшая из сестёр, слышит песню The Hollies «The Air That I Breathe» — и понимает её буквально: не как песню о любви, а как песню о несвободе, о спёртом воздухе окраины и гиперопеке родителей-католиков.


Многие песни в фильме как будто специально звучат в виниловой оцифровке. В треске винила есть напоминание о старине, есть нечто истинное — именно поэтому эти песни куда сильнее подходят главным героиням, нежели мальчикам-рассказчикам. В своей статье «Представляя отсутствие как унижение: женское тело в “Девственницах-самоубийцах”» Анна Роджерс вспоминает о концепте хонтологии и причисляет фильм к женской хонтологии — без приставки «женский» этот термин описывает призрачность, при которой призрак и не существует, и не не существует одновременно. Сейчас чаще всего мы говорим о хонтологии, когда нам показывают картину прошлого, которого ни у кого из нас никогда не было. Одним из символов хонтологии её исследователи, в том числе Марк Фишер, называют треск винила, сразу задающий контекст, переносящий нас в прошлое.

Однако это прошлое было не настолько далёким в конце девяностых — и о хонтологии мы можем говорить уже ретроспективно, однако нельзя отрицать, что при просмотре картины в наши дни саундтрек действительно хорошо работает с этим концептом. Например, музыка в фильме часто затихает, как будто воспоминание не получается вспомнить до конца. Или озвучивает, наоборот, моменты, в которых происходит что-то обыденное — но очарование воспоминаний делает для нас романтичным даже простой вход в спальню одной из героинь. Райтцелл говорил о том, что для него было важно выбрать такие песни, которые хоть и были бы хитами, но в то же время не вспоминались бы в контексте семидесятых в первую очередь. Какие-то из песен, вроде «I’m Not In Love» 10сс, уже лишены такого признака — и по праву считаются одними из главных песен того десятилетия. В 1999 году это было не совсем так.


И после уже так не было — Копполу в итоге мы любим совсем не за музыку, которая была написана специально к фильмам, а, наоборот, за то, как она мастерски использует чужое в новом, неожиданном контексте. «Девственницы-самоубийцы» пока что остаются самой нестандартной её работой со звуком — впоследствии Коппола в первую очередь будет интересоваться настоящим, поэтому концепт несуществующего прошлого уже не так важен для саундтрека. А пока что альбом «The Virgin Suicides» закончится треком «Suicide Underground», в котором голос рассказчика в исполнении Джованни Рибизи будет замедлен — как будто пластинку поставили на неправильной скорости. На этой неправильной скорости застряли и главные героини — в то время как вокруг кипела жизнь, для них время было по большей части замедленным и скучным. Настоящие страсти были внутри — и музыка пыталась их передать.


Читайте также
Тимур Бекмамбетов взял Константина Хабенского на роль азиата-мусульманина Ходжи Насреддина. Рассказываем, почему это неправильно
Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящаяся схватка атомной подлодки с кракеном...
«Любовь, смерть и роботы» — доказательство, что у стримингов тоже может случиться кризис идей
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два года назад), но количество не перешло...
С днём рождения, Ларс фон Триер: к 65-летию режиссёра
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же время ничего. Фильмы Ларса фон Триера н...
Судьба «режиссёрки»: Дарья Жук и Ксения Ратушная о феминитивах
Каждый раз, когда в публикациях телеграм-канала КИНОТВ попадается феминитив (и неважно, «режиссёрка», «авторка» или словарная «сценаристка»), в комментар...
Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 
А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обделённый Нолан, победы маленьких фильмов и большие надежды. Ефим Гугнин расск...
Также рекомендуем
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Мы продолжаем следить за повесткой дня в иностранной прессе. Виктор Непша собрал самые интересные новости. Кинокритики в...
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два...
Артём Макарский рассказывает о полном музыки фильме режиссёра.
История о том, как Скотт Пилигрим, басист маленькой канадской группы, сражается с бывшими Рамоны Флауэрс, деву...
Мы продолжаем следить за повесткой дня в иностранной прессе. Виктор Непша собрал самые интересные новости. Кинокритики в...
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два...
Артём Макарский рассказывает о полном музыки фильме режиссёра.

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00