Демоны внутри: история феноменального успеха «Изгоняющего дьявола»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.

В мировой прокат вышел «Изгоняющий дьявола: Верующий» — официальный сиквел культового хоррора Уильяма Фридкина, оказавшего колоссальное влияние на жанр. Фильм Дэвида Гордона Грина рассказывает о двух школьницах, три дня пропадавших в лесу, а после возвращения домой проявляющих признаки одержимости. Отчаявшийся отец одной из девочек обращается за помощью к Крис МакНил (Эллен Бёрстин), когда-то ставшей свидетельницей могущественной тёмной силы демона Пазузу, вселившегося в её дочь Риган. В честь премьеры нового фильма франшизы разбираемся, как «Изгоняющий дьявола» стал одним из самых успешных хорроров в истории и совершил настоящую революцию в ужасах. Оскароносную картину Уильяма Фридкина, покинувшего нас в августе этого года, цитируют до сих пор, лишь укрепляя её бессмертный статус.

Реальная история экзорцизма

Ни для кого не секрет, что роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола» (The Exorcist в оригинале), как и впоследствии его успешная экранизация, поставленная Уильямом Фридкином, вдохновлены жутким случаем, произошедшим в 1949 году в Мэриленде. Тогда над якобы одержимым десятью демонами 14-летним мальчиком Роландом Ханкелером священники-иезуиты провели несколько обрядов экзорцизма, прежде чем тёмные сущности покинули тело несчастного ребёнка. В 1950-х об этих паранормальных событиях писали многие крупные американские газеты, благодаря чему мистической историей всерьёз заинтересовался сам Блэтти, в то время учившийся в Джорджтаунском университете и позже посвятивший леденящему душу феномену свой роман, который во многом в точности воспроизводит пугающий опыт подростка.

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.

Роланд Ханкелер, как и главная героиня «Изгоняющего дьявола» Риган МакНил, в одиночку использовал доску Уиджи, но не в качестве развлечения, а для того, чтобы связаться с покойной тётей. В итоге мальчик ненароком вызвал демонические силы, завладевшие его телом и разумом. Прежде чем обратиться за помощью к католическим священнослужителям, якобы диагностировавшим у Роланда одержимость, родители мальчика безрезультатно показывали сына врачам, психиатрам и лютеранскому пастору, но никто из них не мог объяснить, почему подросток вдруг ни с того ни с сего принялся говорить на неизвестном языке, издавать страшный гортанный звук и левитировать, а на его коже сами собой появлялись глубокие царапины и буквы «Х». Примерно то же самое 12-летняя Риган переживает в романе, а затем и в хорроре Уильяма Фридкина. Американский режиссёр признавался, что, снимая «Изгоняющего дьявола» по сценарию Уильяма Питера Блэтти, уверовал в подлинность эпизодов экзорцизма, взятых за основу для книги писателя.

«Когда я начинал работать над картиной, рассказывающей историю Риган, я думал, что снимаю фильм ужасов, а затем священник, который был президентом Джорджтаунского университета, разрешил мне прочесть дневники людей, ставших свидетелями изгнания демонов из 14-летнего мальчика, и я понял, что это не просто страшилка. Это был самый настоящий обряд экзорцизма», — делился Фридкин.

По словам режиссёра, он создавал хоррор прежде всего как «верующий человек», который при этом считает, что сверхъестественные смыслы его картины каждый зритель может толковать по-своему в зависимости от личных убеждений и системы ценностей. Фридкин перенёс на экран подробно описанные в романе Блэтти омерзительные манипуляции демона Пазузу, управляющего Риган. От одного медленного поворота головы девочки на 360 градусов и использования той католического креста в, мягко говоря, провокационной и даже богохульной сцене до сих пор бросает в дрожь, как и от так называемой маски одержимости, вдохновлённой образом из японского мистического фильма «Женщина-демон» 1964 года, которая и по сей день вселяет страх даже в самых отъявленных скептиков.

Триумф ужаса

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.

После выхода «Изгоняющего дьявола» в прокат католическая церковь активно выступала за запрет фильма в США и ряде других стран, ссылаясь на то, что создатели фильма намеренно сеяли панику в обществе, чтобы привлечь к нему внимание, а людям нередко требовалась медицинская помощь прямо во время сеансов. До обмороков и нервных срывов неподготовленных зрителей доводили дотошно натуралистичные сцены одержимости, которые раньше в кино никто не осмеливался демонстрировать, пока за дело не взялся Уильям Фридкин. Таким образом, благодаря стараниям религиозных фанатиков и всех неравнодушных, узревших в «Изгоняющем дьявола» угрозу для психики, в той же Великобритании на большом экране картину увидели только в 1998 году. Целых 25 лет хоррор находился под строжайшим запретом, в том числе на видеокассетах.


Тем не менее ни массовые предупреждения о шокирующем контенте, ни оригинальный трейлер картины, явно рассчитанный не на слабонервных и даже полностью проигнорированный некоторыми кинотеатрами, не помешали «Изгоняющему дьявола» колесить по миру и стать настоящим хитом. Кинозалы, где показывали ужастик, священники часто окропляли святой водой, опасаясь дьявольского влияния ленты на слабых духом, что только повышало и без того высокий интерес к зловещему детищу Фридкина.


Люди прозябали на улицах в длинных очередях за билетами на самый обсуждаемый фильм зимнего сезона, который в 1974 году получит премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и лучший звук, а со временем обзаведётся званием самого кассового хоррора в истории (мировые сборы составили 441 млн долларов), пока его не сместит дилогия «Оно», снятая Андресом Мускетти.

Адские съёмки и злой рок

Сущий кошмар творился не только в самом «Изгоняющем дьявола», но и на съёмочной площадке. Работая над хоррором, Уильям Фридкин, совершенно не стесняясь, издевался над актёрами, чтобы добиться нужных эмоций на экране: режиссёр специально пугал их и заставлял пребывать в постоянном стрессе. Исполнители центральных ролей не понимали, когда в следующий раз эксцентричный постановщик соизволит довести их до панической атаки или спровоцирует коллективный невроз, поэтому участие в «Изгоняющем дьявола» стало для артистов настоящим психологическим и физическим испытанием. К примеру, Линда Блэр, сыгравшая Риган, получила серьёзную травму позвоночника, многократно репетируя знаковую сцену с «левитацией» над кроватью, пока Фридкин не остался доволен. Реальный священник Уильям О'Мэйли, исполнивший роль отца Дайера, испытал настоящий шок, когда режиссёр внезапно ударил его по лицу, снимая эпизод, где герой актёра посмертно отпускает грехи отцу Каррасу. В результате руки и голос мужчины, провожающего коллегу и друга в последний путь, ужасно дрожали, передавая сильнейший испуг и бессилие перед лицом судьбы, уготованной Господом, но стоил ли такой мощный эффект отвешенной Фридкином оплеухи, нарушившей безопасность артиста, как и выполнение опасного трюка в случае с Линдой Блэр, — всё ещё открытый вопрос.

Кадр со съёмок фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.

Впрочем, съёмки «Изгоняющего дьявола» преследовали не только тревожные и напряжённые моменты, но и несчастные случаи и трагедии, не прекратившиеся и после завершения работы над картиной. На студии в Нью-Йорке произошёл пожар, уничтоживший все декорации, кроме комнаты Риган, а целых девять человек, так или иначе связанных с хоррором Фридкина, странным образом погибли. Макс фон Сюдов, сыгравший отца Меррина, потерял брата, Линда Блэр — дедушку, а актёр Джек МакГоуран, чей герой умирает в «Изгоняющем дьявола», скончался почти сразу после завершения съёмок. Ассистентка режиссёра попала в психиатрическую лечебницу, а сын Мерседес МакКэмбридж, озвучивавшей демона Пазузу, убил жену и дочерей и затем совершил суицид. За «Изгоняющим дьявола» быстро закрепилась слава «проклятого фильма», которым до него по праву считался «Ребёнок Розмари» Романа Полански. Собственно, слухи о чертовщине, ставшей неотъемлемой частью хоррора Фридкина, как и основание его на реальных событиях, обеспечили повальный интерес широкой аудитории к специфическому жанровому продукту.

Наука vs религия

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.

«Изгоняющий дьявола» до поры до времени сталкивает необъяснимое с рациональным, предлагая зрителю самому разобраться в причинах кардинальных изменений, произошедших с Риган за столь короткий срок. С одной стороны, поведение девочки, внезапно заговорившей на разных языках, включая мёртвые, принимающей неестественные позы и проявляющей невиданную ранее физическую силу, легко можно посчитать признаком ментального расстройства или же метафорическим олицетворением неизбежного взросления, когда все чувства обостряются, а формирование собственной сексуальности повергает в ужас как подростка, так и родителей. В хоррорах половое созревание давно сравнивают с одержимостью сверхъестественными силами, приводящей к полной потере контроля над собой, и «Изгоняющий дьявола» — яркий тому пример. С другой стороны, в фильме Фридкина врачи, подозревающие, что причина недуга Риган связана с диссоциативным расстройством личности, после ряда процедур, напоминающих пытки, не находят этому никаких подтверждений. Психиатры и мама девочки Крис МакНил (Эллен Бёрстин) находятся в полной растерянности. Ощущение тотальной беспомощности позже захлестнёт и молодого отца Карраса (Джейсон Миллер), изначально твёрдо убеждённого в том, что пугающие трансформации ребёнка объясняются лишь наличием у него ментальных расстройств, и считающего одержимость пережитком прошлого, пока демон не обратится к священнику голосом покойной матери.

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола», 1973 года. Warner Bros.


Фридкин гениально перемешивает психоанализ с религиозными мотивами и вавилонской мифологией, вызывая у зрителя противоречивые чувства и сомнения в собственном мировоззрении. «Изгоняющий дьявола» — хоррор, располагающий к бурным дискуссиям и всевозможным интерпретациям сюжета.


Кто-то находит в нём удручающее сплетение человеческих несчастий, страхов и угрызений совести, как раз таки пугающих своей обыденностью. Другие же видят тонкие истории об испытании веры, разладе в отношениях матери и дочери и горьком подростковом одиночестве, вылившемся в одержимость, которая оказалась единственным способом привлечь внимание родителя. Невзирая на то, что сами Фридкин и Блэтти придерживались религиозного толкования «Изгоняющего дьявола», их хоррор — прежде всего внушительное исследование кризиса одной семьи, от которого не застрахован никто, но далеко не все способны его преодолеть.

Переосмысление демонического наследия

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола II: Еретик», 1977 года. Warner Bros.

После колоссального успеха «Изгоняющего дьявола» студия Warner Bros., естественно, захотела снять сиквел, однако Уильям Фридкин и Уильям Питер Блэтти больше не хотели сотрудничать ни с компанией, ни друг с другом, поэтому создание продолжения культового хоррора доверили режиссёру Джону Бурмену. В итоге получился крайне посредственный фильм, в общих чертах освещающий жизнь Риган МакНил много лет спустя после того кошмарного сеанса экзорцизма (к роли вернулась Линда Блэр) и прошлое отца Меррина, погибшего от рук демона в первой части и ранее противостоявшего тёмным сущностям. «Изгоняющего дьявола II: Еретик» ждал полный провал в прокате, поэтому наследие Фридкина не эксплуатировали больше десяти лет. За сиквелом последовали ещё три фильма, самым удачным из которых обычно называют «Изгоняющего дьявола III», поставленного самим Уильямом Питером Блэтти по мотивам его романа «Легион» 1983 года. Действие мистического хоррора опять же разворачивается после событий самой первой картины. История зацепила критиков мрачной детективной линией, сосредоточенной на расследовании ритуальных убийств с ярко выраженным оккультным подтекстом.

Вселенную «Изгоняющего дьявола» расширил и одноимённый сериал канала Fox, насчитывающий целых два достойных сезона. Первый — очередной сиквел классической картины Фридкина, не берущий в расчёт все остальные продолжения. История вращается вокруг семьи взрослой Риган, когда-то давно столкнувшейся с древним злом в лице Пазузу. Теперь же хорошо знакомый женщине демон овладевает одной из её дочерей. Взяв за основу стандартный сюжет о борьбе добра и зла за человеческую душу, авторы сериала превратили первый сезон в оригинальный хоррор о ценном умении видеть свет в кромешной тьме и жизненно необходимом избавлении от грехов. Проект приятно удивлял высоким качеством и детальной проработанностью характеров персонажей. 

Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола: Верующий», 2023 года. Universal Pictures

«Изгоняющий дьявола: Верующий» — официальный сиквел хоррора Уильяма Фридкина, вместивший в себя множество отсылок к бессмертному шедевру. Пронизанная ностальгическим вайбом картина Дэвида Гордона Грина, снявшего трилогию «Хэллоуин», продолжающую оригинальный фильм Джона Карпентера, возвращает на экран маму некогда одержимой девочки Риган — Крис МакНил, прототипом которой была актриса Ширли Маклейн. Героиню вновь сыграла Эллен Бёрстин. По сюжету Крис предстоит помочь родителям двух девочек, в чьих телах поселились тёмные силы, с которыми женщина контактировала много лет назад. Если «Верующий» хорошо покажет себя в мировом прокате, то он станет первой частью нового перезапуска франшизы «Изгоняющий дьявола». Однако критики уже успели разнести сиквел за отсутствие оригинальности и попытку «нажиться» на культовом хорроре 1973 года, но, как известно, надежда умирает последней, и мнение обычных зрителей легко может не совпасть с оценками журналистов.

Подражание хоррор-классике

«Изгоняющий дьявола» предвосхитил популярность фильмов ужасов, основанных на реальных событиях, и послужил главным художественным и смысловым ориентиром для многих из них.

Первыми наиболее известными подражателями сверхъестественной истории, подаренной нам творческим союзом Фридкина и Блэтти, были «Ужас Амитивилля» 1979 года и «Шесть демонов Эмили Роуз» 2005-го. Оба фильма сняты по мотивам страшных историй, произошедших с самыми обычными людьми. «Ужас Амитивилля» опирался на одноимённую биографическую книгу Джея Энсона, посвящённую опыту столкновения с необъяснимыми явлениями в печально известном особняке, где в 1974 году Рональд Дефео — младший убил свою семью. «Шесть демонов Эмили Роуз» же искали доказательства, подтверждавшие одержимость девушки Аннелизы Михель, в 1976 году погибшей в результате затянувшегося обряда экзорцизма.

Один из главных хоррор-мейкеров современности Джеймс Ван, создавший долгоиграющую франшизу «Заклятие», работая над первыми двумя картинами о громких делах знаменитых исследователей паранормального Эда и Лоррейн Уоррен, опирался на зловещую атмосферу кино Фридкина.

Режиссёр не только позволяет зрителю вдоволь насладиться таинственным осенним духом, чтобы в итоге запереть того наедине с демонической силой, но и точь-в-точь копирует сцены с продолжительным экзорцизмом из «Изгоняющего дьявола». В «Заклятии» Кэролин Перрон, одержимая духом ведьмы Батшебы, переживает чудовищную внешнюю трансформацию, подобно Риган МакНил, а в «Заклятии 2», разбирающемся в феномене «энфилдского полтергейста», девочка-подросток Джанет тоже играется со спиритической доской и, сама того не ведая, призывает демона Валака, покушающегося на её душу. «Заклятие 3: По воле дьявола» воссоздаёт ту самую легендарную сцену с появлением отца Меррина на пороге дома Крис МакНил. Испанские хорроры «Уиджи: Проклятие Вероники» и «13 изгнаний дьявола» изучают два шокирующих случая одержимости школьниц, опять же связанных с экспериментами со спиритической доской и вызвавших широкий общественный резонанс. Последний фильм обличает религиозный фанатизм и антигуманность экзорцизма, к которому всё ещё прибегают в разных странах вместо своевременного оказания психологической поддержки людям, особенно остро нуждающимся во врачебной помощи.

Влияние «Изгоняющего дьявола» на хоррор сложно переоценить. Культовая работа Уильяма Фридкина и сейчас воодушевляет режиссёров на создание пробирающих до костей историй о воздействии демонов и злых духов на человека, вот только у них нет никаких шансов стать общепризнанной классикой, ведь они всего лишь повторяют проверенные годами идеи, однажды выстрелившие в великой киноадаптации не менее великого романа Уильяма Питера Блэтти.

Читайте также
Дени Вильнёв: долгая дорога к «Дюне»
Говорящие рыбы, пустыни и мрачные тени.
My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?
Франшиза, взрослеющая вместе со зрителем.
Полёты во сне и наяву: как пытались экранизировать «Песочного человека» Нила Геймана
Изнурительная одиссея на пути к идеальной адаптации.
Больше, чем просто красив: век Тимоти Шаламе
Творческий путь нового секс-символа Голливуда.
Почему Стивен Кинг — самый экранизируемый автор в мире?
Мультивселенная Короля ужасов.
«Олдбой»: сочувствие мстящим
В российских кинотеатрах состоялась повторная премьера самого значимого фильма в карьере корейского режиссёра Пак Чхан-ука. В честь 20-летия картины «Олдбой»...
Также рекомендуем
Подборку лучших убийц в исполнении первых лиц зарубежного кино.
В российском прокате уже идёт фильм «Заклятие 3: По воле дьявола». По этому поводу Наталья Серебрякова попыталас...
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на Вен...
ПсихоСтрана: СШАЖанр: Триллер, детектив, ужасыГод производства: 1960Длительность: 109 минутОценки: 8.1 Кинопоиск | 8.5 I...
Подборку лучших убийц в исполнении первых лиц зарубежного кино.
В российском прокате уже идёт фильм «Заклятие 3: По воле дьявола». По этому поводу Наталья Серебрякова попыталас...
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на Вен...
ПсихоСтрана: СШАЖанр: Триллер, детектив, ужасыГод производства: 1960Длительность: 109 минутОценки: 8.1 Кинопоиск | 8.5 I...

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00