КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры, героев, темы, мифологию японской анимации. Начнём с сёнэна — жанра, в котором удивительным образом уживаются «Наруто», «Тетрадь смерти», «Атака титанов», «Человек-дьявол» и «Блич». Довольно непохожие работы на самом деле легко объединяются в одну тематическую группу. Разбираем, как такое возможно.
Когда человек задумывается об аниме-сериалах, с большой вероятностью в голову приходят истории вроде «Наруто», «Блича» или «Драконьего жемчуга». Более продвинутые зрители также вспомнят «Мою геройскую академию» или «Истребителя демонов». Всё это — примеры сёнэна, одного из самых популярных жанров аниме в мире.
Интересный нюанс сёнэна заключается в том, что формально он не является жанром. Дело в том, что само слово «сёнэн» означает мальчика-подростка, а аниме (и манга) такого типа направлены на чёткую демографическую группу — мальчиков и юношей от 12 до 18 лет. Такой выбор открывает двери для максимально широкого спектра сюжетов: от экшен-ориентированных боевиков (как в примерах выше) до спортивных драм («Слэм-данк» и «Волейбол!!») и мистики («Тетрадь смерти» и «Магическая битва»). Но прежде чем перейти к поджанрам, стоит остановиться на сёнэне как таковом.
Основы жанра: крутость, инаковость и вера в дружбу
Практически каждая сёнэн-история обладает определённым набором ключевых черт, от которых достаточно трудно отделаться. В центре всегда есть герой, мужчина или парень, который стремится стать лучшим в своем деле — будь то спорт, военное дело, магия или что-либо ещё. Чаще всего герой в ходе истории познаёт силу дружбы — иногда на его сторону переходят бывшие противники, иногда судьба просто сталкивает его с теми, кто готов прийти на помощь. В любом случае герой крайне редко остаётся один, а дружба ценится на вес золота.
Не менее важно отметить, что сёнэн не должен быть сугубо про сражения, но просто обязан быть максимально крутым. Даже в истории о готовке или игре в карты герой всё равно будет выделяться — характером ли, безумной прической или стилем одежды, движениями. Ему попросту непростительно быть обычным — как и нельзя терять надежду. Сама история может быть мрачной и тёмной, но персонажи в ней продолжают верить в хорошее, что и позволяет им справляться с невзгодами.
Конечно, с годами сёнэн претерпел изменения, и в некоторых сюжетах может отсутствовать один или несколько из перечисленных выше моментов: например, в «Атаке титанов» светлым будущим и не пахнет, а главный герой «Тетради смерти» максимально далёк от добра как такового.
Немного истории: оккупация, комиксы и «бог манги»
Говоря о сёнэне, стоит начать с манги. Деление изданий на демографические группы появилось в Японии в начале ХХ века: первым журналом для мальчишек считается Shonen Sekai, выходивший с 1895 по 1914 год. Отметим, что с современным сёнэном у него крайне мало общего, поэтому куда интереснее начать уже с послевоенной Японии. В 1950-х из-за оккупации Япония испытала мощнейшее влияние на культурную жизнь: прибывшие американцы продемонстрировали немало новых для Азии вещей, в числе которых оказались и комиксы.
Несмотря на высокую популярность супергероев, в манге они не особо прижились. Их место заняли более стандартные сюжеты, которыми интересовались подростки: научная фантастика про роботов и космические путешествия и более приземлённые приключенческие истории. В центре сюжета традиционно находился герой, который сталкивался со множеством трудностей и неизменно выходил из всех ситуаций победителем, демонстрируя стрессоустойчивость, готовность к самопожертвованию и служению обществу.
Огромный вклад в развитие сёнэна внес «бог манги» Осаму Тэдзука. Вдохновляясь западной анимацией (в частности, работами Уолта Диснея и братьев Флейшер), он создал «фишку», которую нередко художники используют и сегодня в аниме и манге, — огромные глаза. Самой известной его работой смело можно считать «Астробоя» — историю о далёком будущем, в котором андроиды живут вместе с людьми. Главным героем стал робот Атом, наделённый множеством сверхчеловеческих способностей. При этом его отличают добрый и по-детски наивный характер и возможность испытывать целый спектр эмоций. Он всегда готов прийти на помощь окружающим.
Манга начала выходить в 1951 году, а с 1963-го стартовал одноимённый аниме-сериал, над которым работал сам Тэдзука. Шоу по многим параметрам стало революционным: это был первый аниме-сериал с получасовыми сериями, который при этом достаточно смело затрагивал немало сложных тем. По словам Тэдзуки, он хотел создать антивоенное произведение: рана от поражения во Второй мировой войне была как никогда свежа. Кстати, своё имя Атом получил из-за стремления мангаки показать, что атомная энергия может и должна быть направлена в положительное русло.
Продолжая тему научной фантастики, стоит затронуть «Гигантора» — аниме по манге «Железный человек №28» за авторством Мицутуру Ёкоямы. Сегодня «Гигантор», история о подростке, управляющем огромным роботом, считается прародителем поджанра меха — правда, здесь Тэтсуджином №28 управляют дистанционно.
Разумеется, в рамках сёнэна существует немало ключевых поджанров помимо вышеобозначенных экшена, меха и спокона — спортивных историй. В числе наиболее часто встречающихся тем также ожидаемо числятся фэнтези («Атака титанов», «Стальной алхимик», «Семь смертных грехов»), исекай (истории о «попаданцах» — «Без игры нет жизни», Sword Art Online, «О моём перерождении в слизь»), приключения («Покемон», «Большой куш») и «ломтик жизни» — аниме о реалистичных буднях, чаще всего — школьников («Девчонка не промах», «Крутой учитель Онидзука»). При этом важно отметить, что представители поджанров могут с лёгкостью попадать и под другие возрастные группы — как известно, это работает не только в аниме.
Точка отсчёта
Настоящая слава к сёнэну пришла с появлением легендарного журнала Weekly Shonen Jump, появившегося в 1968 году. Большая часть действительно культовых сёнэн-аниме пришла именно отсюда: в разное время здесь публиковались такие серии, как «Кулак полярной звезды», «Невероятные приключения ДжоДжо», «Наруто», «Блич», «Большой куш», «Охотник на охотника», «Тетрадь смерти»… Список можно продолжать очень долго.
«Золотой век» Shonen Jump пришёлся на 1980-е и 1990-е: в это время рождались самые популярные серии, слава которых не утихает до сих пор, а продажи были выше, чем когда-либо. Конечно, с приходом нового века тираж издания изрядно снизился, но и сегодня журнал продолжает радовать свежими сериями, способными заинтересовать как читателей, так и зрителей. За последние годы вышли такие серии, как «Моя геройская академия», «Клинок, рассекающий демонов» и «Доктор Стоун», уже получившие экранизации, а «Человек-бензопила» только готовится к выходу на экраны.
Конечно, одним Weekly Shonen Jump дело не ограничилось, и у мастодонта есть свои постоянные конкуренты. Одним из самых громких по праву можно считать Weekly Shonen Magazine, дом таких серий, как «Семь смертных грехов», «Токийские мстители» и «Команда мечты». Не меньшей популярностью пользуется и Weekly Shonen Champion (с фантазией у создателей, конечно, не густо): в своё время именно здесь публиковался Осаму Тэдзука, а также не меньший революционер Го Нагаи, создатель одной из ключевых серий в жанре меха «Мазингера Зет» и «Человек-дьявол», брутальной серии о подростке, в чьём теле поселяется демон. Да и Кейсуке Итагаки, автор манги о боевых искусствах «Баки», также трудится именно в Weekly Shonen Champion. Все вышеобозначенные серии, само собой, имеют свои аниме-адаптации.
На сегодняшний день сёнэн по праву считается самым популярным жанром и занимает наибольшую долю рынка японской анимации и манги. Что и неудивительно: истории понятны не только юношам-подросткам, но и далеко за пределами целевой аудитории. Фанатов тех же «Наруто» или «Истребителя демонов» легко найти по всему миру. Полнометражный мультфильм по последней серии, «Истребитель демонов: Поезд “Бесконечный”», и вовсе стал самым кассовым аниме в истории, обойдя культовый «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки. Скоро, кстати, его смогут увидеть и российские зрители: старт проката намечен на 20 мая.
Рекомендации для начинающих: Стоит помнить, что сёнэн — мягко говоря, обширное явление, и выделить в нём фаворитов не так-то просто. И всё же хочется остановиться на некоторых аниме, достойных внимания новичков:
- «Стальной алхимик: Братство» — история про двух одарённых братьев-волшебников нередко всплывает в списках лучших аниме-сериалов всех времён. Что и неудивительно: юношеский максимализм здесь прекрасно уживается с юмором, драмой и философией.
- «Невероятные приключения ДжоДжо» — не столкнуться с мемами про брутальных героев истории сегодня кажется невозможным. Тем не менее мемы в первую очередь говорят о популярности и качестве первоисточника: вот уже пять сезонов сериал представляет всё новых наследников рода Джостар и их приключения, ловко жонглируя жанрами и темами.
- «Атака титанов» — пожалуй, самый громкий сёнэн последних лет. Многослойная история, начинающаяся с простой завязки, постепенно выруливает в эпик уровня «Игры престолов». Впрочем, лучше смотреть самостоятельно, чем читать разборы.
- «Наруто» — сериал, с которого для многих началось серьёзное увлечение аниме. Проверку временем он прошёл не очень хорошо: шоу страдает от регулярных филлерных вставок и слабой анимации, но остаётся одним из самых известных в мире.
- «Истребитель демонов» — современное шоу, демонстрирующее все плюсы классического подхода к сёнэну. В центре внимания — герой, потерявший всю свою семью кроме сестры, ставшей наполовину демоном. Парню на его непростом пути предстоит сражаться с различными монстрами и пытаться найти способ вернуть сестре человеческий облик.
- «Тетрадь смерти» — в момент выхода шоу считалось одним из лучших аниме в истории. Сегодня слава несколько поблекла, а «неоднозначность» главного героя воспринимается скорее в негативном ключе. Тем не менее «Тетрадь смерти» примечательна хотя бы потому, что ломает многие каноны жанра — начиная от резко отрицательного главного героя и заканчивая почти полным отсутствием у него друзей. Зато воли к победе — хоть отбавляй.
- «Кулинарные поединки!» — один из самых популярных сёнэнов о кулинарии рассказывает о парне, чья заветная мечта — превзойти своего отца шеф-повара. Для этого он поступает в кулинарную академию, откуда выпускаются только лучшие из лучших. Смотреть стоит хотя бы для того, чтобы знать: сёнэн — это не только эпичные битвы и спортивные достижения, а готовка может быть не менее захватывающей, чем сражения с демонами.
В следующий раз мы отойдём от глобальных демографических групп в сторону поджанров и начнём с меха — уникального явления, стартовавшего именно в Японии.