Смотреть аниме: спокон — быстрее, выше, сильнее!

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Невероятная воля к победе, командный дух и бесконечные тренировки: всё это — неотъемлемая часть почти любого вида спорта. На этот раз именно о нём и поговорим, точнее, о спорте в аниме. Сергей Сергиенко рассказывает об очередном жанре, который способен вдохновить на победы и рекорды. 

Основы



Спокон (яп. スポ根) — поджанр, специализирующийся на историях о спорте. Название — сокращение от スポーツ («спорт») и 根性 («сила воли»). Переводить на русский спокон как «спортивное аниме» будет несколько некорректно: значение оригинального названия поджанра — скорее «аниме со спортивным духом».

Главное, что стоит отметить сразу: далеко не всё аниме про спорт — спокон: если сюжет сосредоточен, например, на отношениях героев друг с другом или же создатели переборщили с фан-сервисом, то традиционно подобные аниме стараются относить уже к другим жанрам. Причина кроется в иероглифе 根, который можно перевести как «одержимость»: в споконе первостепенны соревновательный дух и стремление к победе.

Правила игры

Говоря о споконе, стоит обозначить ключевые моменты, чаще всего по ним можно отличить спокон от аниме, в котором просто присутствует спорт. Совершенно не обязательно, что в спокон-аниме найдутся все нижеперечисленные пункты, но точно будет хотя бы несколько из них.

Стремление к высоким целям: нередко в начале историй главные герои спокона не особо заинтересованы в выбранном виде соревнований, но со временем входят во вкус. Ставки постоянно растут: в конечном счёте игрок или команда стремятся, например, выиграть какой-то действительно важный турнир — вплоть до чемпионата мира в выбранной дисциплине.

Тяжёлые тренировки: на своём пути к совершенству герои вновь и вновь упорно тренируются, и чем выше поставленная цель, тем сложнее будет нагрузка. Причём речь может идти не только о физических упражнениях: важны вещи вроде режима питания, правильного отдыха до и после соревнований и эмоционального настроя.

Вместе с тренировками растут и навыки: этот пункт напрямую вытекает из двух предыдущих. Саморазвитие — один из столпов спортивного мастерства, поэтому герои спокона регулярно изучают новые техники и получают различные навыки, которые могут пригодиться в будущих соревнованиях. Нередко откровения могут приходить прямо посреди матчей и менять положение вещей: катастрофа оборачивается победой.

Крепкая дружба и не менее серьёзное соперничество: как и в любом сёнене, о чём уже говорилось в предыдущем тексте, важное место занимает дружба. Особенно хорошо это чувствуется в историях о командном спорте: игроки постоянно поддерживают друг друга и живут как одно целое. Если плачет один — плачут все, если кто-то засмеялся — смех подхватит вся команда. С другой стороны, соперничество — то, что даёт героям стимул. При этом речь не идёт о ненависти — скорее о честной борьбе с уважением противника.

Противник кажется непобедимым: и снова продолжение предыдущего пункта. Редко какой противник в споконе — лёгкое препятствие: героям приходится снова и снова сталкиваться со стеной. Нередко оппонент выглядит до того грозно, что просто выйти на поединок — уже большое достижение. Тем не менее именно преодоление подобных страхов — ключевой момент в любой спокон-истории.

Готовность пойти на любые риски: нередко герои спокона готовы биться до смерти или тяжёлых травм, не останавливаясь ни перед чем. Таким образом показано их мужество и одержимость спортом, а большие амбиции — обязательный компонент этого жанра.

Победы и поражения оказывают огромное влияние: да, герои спокона чаще всего побеждают в соревнованиях, что вовсе не означает, что это даётся им легко. Тяжело заработанная победа всегда сильно влияет на сюжет — на этом фоне громкое поражение зачастую выглядит совсем чудовищно и способно буквально переломить хребет персонажей.

Все любят то, что делают: герои спокона тренируются до кровавого пота, сутками ничего не едят и готовы до смерти бороться за своё дело. Тем не менее все они искренне любят свой вид спорта и готовы потратить на него всю жизнь без остатка. И чем лучше им удаётся добиваться успеха, тем сильнее они будут любить своё дело.

Выход на поле

Интересно, что, в отличие от большинства подобных историй, спокон начался не с манги. Исторически первым считается именно аниме Ясудзи Мураты «Животные Олимпийские игры» 1928 года. Сюжет незамысловат: животные, в числе которых обезьяна, слон, медведь и жираф, сражаются друг с другом в различных дисциплинах. Конечно, «Животные Олимпийские игры» не очень хорошо сочетаются с современным пониманием спокона и куда сильнее сосредоточены на юморе, но соревновательный элемент всё же присутствует. За основу были взяты летние Олимпийские игры 1928 года в Амстердаме. Двумя годами позже тот же автор снял мультфильм о бейсбольном турнире между зайцами и тануки, «Наша игра в бейсбол», и на долгое время задал стандарты изображения спорта в японской анимации.

Огромное влияние на жанр оказала американская оккупация: традиционные для Японии виды спорта вроде кендо, дзюдо и карате попали под запрет в школах в рамках подавления агрессивности населения, но уже в 1950 году генерал Дуглас МакАртур снял все ограничения. Вместе с этим начала расти популярность спортивной манги, через которую в том числе продвигали отдельные виды спорта вроде бейсбола, бокса, сёги и плавания, часть из которых как раз привезли американцы.

Исторически первой спокон-мангой считается «Игагуруи-кун» за авторством мангаки Эичи Фукуи, которая рассказывала историю Игагуруи — юноши со взрывным характером, который решил посвятить жизнь дзюдо. «Игагуруи-кун» изначально выходил с 1952 по 1954 год и стал первым шагом на пути растущей популярности спорта в манге.

Первые чемпионы

Окончательно популярность спокона закрепилась в 1964 году после того, как в Токио прошли летние Олимпийские игры. На волне интереса к спорту в Японии начало выходить всё больше манги, связанной со спортом. Стоит отметить, что в тот год золото досталось японской женской сборной по волейболу, что расширило демографию: к традиционным историям для мальчиков-подростков добавились сюжеты, ориентированные и на девушек. На этом фоне стали появляться и новые виды спорта в манге: например, в 1968 году начала выходить манга «Лучшая подача» о женском волейболе, которая пользовалась большой популярностью в своё время.


Свой путь начал и «Спиди-гонщик», знакомый многим российским зрителям по аниме-адаптации 1967 года. Манга начала выходить в 1966-м и рассказывала о Го Мифунэ (в американской локализации, разошедшейся по всему миру, его переименовали в Спиди-гонщика), юноше, мечтающем о карьере профессионального гонщика. Его верный товарищ — автомобиль Mach 5, сконструированный отцом Мифунэ. Уникальный транспорт обладает рядом не менее уникальных функций, помогающих юноше выйти из любой непростой ситуации.

В 1967-м выходит манга о бейсболе «Звезда “гигантов”», написанная Икки Кидзиварой и проиллюстрированная Нобору Кавасаки. Это история о реально существующей команде «Гиганты Ёмиури», только все игроки в манге были выдуманными. В центре внимания — Хоси Юма, молодой питчер, чей отец некогда был профессиональным игроком в бейсбол. Хоси-старший получил на войне тяжёлое ранение, из-за чего ушёл в отставку и крепко запил, но, увидев интерес сына к спорту, занялся его тренировками. В итоге парень попадает в «Гигантов Ёмиури», где обретает широкую известность благодаря уникальной подаче. Манга быстро была адаптирована для ТВ: в 1968-м начал выходить одноимённый сериал, продержавшийся до 1971-го и насчитывающий 182 серии.


Стоит вспомнить и о «Завтрашнем Джо» — манге за авторством Тэцуи Тибы и Асао Такамори. История рассказывала о непростом пути Джо Ябуки — беспризорника, который в колонии для подростков открывает в себе любовь к боксу. Выйдя на свободу, он продолжает оттачивать свои навыки и в итоге становится чемпионом в легчайшем весе. «Завтрашний Джо» оказал огромное влияние на жанр спокон и японскую культуру в целом: многие авторы манги и аниме не скрывают свою любовь к истории Джо Ябуки. Аниме-адаптация начала выходить в 1970-м и с тех пор была неоднократно перезапущена. В 2018 году, например, в честь 50-летия оригинала вышла футуристическая версия сюжета под названием «Мегалобокс».

Стремление к победе

В 1980-х спокон испытал небольшой спад: куда большей популярностью начали пользоваться истории в жанрах научной фантастики и фэнтези. Тем не менее многие авторы продолжали развивать спортивную тематику, нередко затрагивая не самые популярные в Японии виды спорта. Так, в 1981 году начала выходить манга «Капитан Цубаса», она пусть и с перерывами, но дожила до сегодняшних дней. Это первая история о футболе, которую автор, Ёичи Такахаси, придумал, вдохновившись Чемпионатом мира по футболу 1978 года в Аргентине. Примечательно, что за футболом на тот момент следило всего 4% населения Японии, а профессиональные команды и вовсе появятся только через 12 лет после выхода манги.


Большая часть спортивной манги тем не менее начала заигрывать с другими поджанрами, добавляя в историю элементы романтики или, например, фэнтези. К 1990-м список видов соревновательной деятельности изрядно расширился: к чистому спорту добавились, например, рыбалка («Великий Мусаси») и йо-йо («Супер йо-йо»). В отдельных случаях манга могла сосредоточиться на более «мыслительных» играх вроде го («Хикару и го») или японских шахматах сёги («Сион но О»).

Исторически сложилось, что спокон не пользуется широкой популярностью за пределами Японии, но на родине остаётся одним из самых востребованных жанров. В большинстве случаев истории выходят в мейнстримных изданиях — в Weekly Shonen Magazine, к примеру, около трети опубликованных материалов — спортивные сюжеты. Нередко манга и аниме помогают в популяризации того или иного вида спорта: в 2017 году, например, японский канал NHK выпустил документальный фильм «Мы становимся сильнее благодаря манге», в котором известные атлеты рассказывали об эпизодах из жизни, когда спокон-истории вдохновляли их на борьбу, помогая справиться с трудностями в спортивной карьере. 

Как уже отмечалось выше, некоторые из спокон-сюжетов нацелены не на юношей, а на девушек. О них и поговорим в следующий раз: вместо поджанра вернёмся к демографической группе сёдзё и разберёмся с её особенностями.


Читайте также
История одного саундтрека: «Танцор диско»
Артём Макарский рассуждает о том, как западное восприятие может помешать просмотру.
Смотреть аниме: меха — приход боевых человекоподобных роботов
Сражения огромных роботов друг с другом или с не менее масштабными монстрами всегда привлекают внимание зрителей. Такие истории можно обозначить терми...
Картина в картине: «Джокер» и Эгон Шиле — кто скрывается под маской? 
Екатерина Кузнецова рассказывает, какую роль в фильме «Джокер» сыграл провокационны...
Смотреть аниме: сёнэн — истории про одарённых подростков, лидеров и дружбу 
КИНОТВ запускает серию материалов, посвящённых аниме. В этих статьях Сергей Сергиенко разберёт жанры, поджанры, героев, темы, мифологию японской анима...
История одного саундтрека: «Белорусский вокзал»
О том, как Альфред Шнитке отказался от создания музыки.
История одного саундтрека: «Вечное сияние чистого разума»
Как композитор Джон Брайон смог найти нужную атмосферу.
Также рекомендуем
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это прав...
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.
Фэнтези, фантастика и мистика — давние гости в аниме, но всё чаще подобные истории существуют в эдаком вакууме. Это прав...
Сергей Сергиенко о создательнице аниме «Юри на льду».
Если «Гарри Поттер», «Один дома» и советская классика совсем приелись.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00