Разблокируй Азию: «Таксист» Чан Хуна

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Таксист»
Кадр из фильма «Таксист»

Продолжаем рассказывать о приглянувшихся нам азиатских фильмах. В этот раз обласканный критиками и зрителями фильм «Таксист» (2017) (кассовый успех, выдвижение на соискание премии «Оскар»), рассказывающий историю конкретного человека, затянутого волей случая в кровавые и масштабные исторические события.

Немного контекста. 26 октября 1979 года президент Южной Кореи Пак Чжон Хи был застрелен. Его правление отметилось жёсткой диктатурой и централизованностью власти. После смерти лидера страна надеялась на демократические перемены, и ей вновь померещился ветер свободы. Но к власти приходит другой военный диктатор, который также сосредоточит в своих руках власть, оберегая и защищая её не менее жестоко и рьяно. Из страны диктатуры в 1970-х бежали герои фильма «Минари», в этой стране в 1980 году была окроплена кровью одна из самых ужасающих страниц в истории Южной Кореи. По стране начинают формироваться студенческие объединения, требующие демократизации политического курса. Захвативший власть Чон Ду Хван вводит военное положение и приказывает закрыть университеты. 18 мая 200 студентов в городе Кванджу пришли к зданию университета, требуя возобновить его работу. Против них выступили военные. Так началось восстание в Кванджу, продлившееся до 27 мая. Оно было жестоко подавлено правительством; итог — сотни погибших, невозможное количество раненых, информационная изоляция от страны и мира. Эти события и стали основой для фильма «Таксист» (2017) со звездой «Паразитов» Сон Кан-хо в главной роли.

Кадр из фильма «Таксист»

Кадр из фильма «Таксист»
Кадры из фильма «Таксист»

Режиссёр Чан Хун, опираясь на кровавые факты, вынужден всё же добавить в свой фильм череду вымышленных событий и подробностей, зачем и почему — мы узнаём чуть позже. Сюжет базируется на двух китах — доступной хронике и книге немецкого журналиста Юргена Хинцпетера, единственного иностранного представителя СМИ, которому удалось пробраться в Кванджу и заснять ужас в глазах бунтующих и жестокость правительственных сил. Оказаться в залитом кровью городе журналисту помог сеульский таксист. И именно он становится центральной фигурой художественного фильма.

Общение двух мужчин, выполняющих в Кванджу свою работу, напоминает финальный этап строительства Вавилонской башни. Они с трудом понимают друг друга, так как английский таксист знает, но слабо. Но не только языковой барьер разводит героев на протяжении доброй половины фильма. Работяга из Сеула просто хочет завершить заказ, доставить журналиста обратно в точку выезда и не желает погибнуть или же пострадать на поле битвы. Он старается эмоционально и даже физически отстраниться от всего происходящего, дистанцируется от бунтующих и им сочувствующих, даже предпринимает попытку бегства. По сути «Таксист» — это не история про восстание и его жестокое подавление, беспорядки, стоны и смерть — это лишь контур вокруг фигуры конкретного человека, которому предстоит сделать тяжёлый моральный выбор. И этой борьбе с самим собой и посвящена картина Чан Хуна.

Кадр из фильма «Таксист»

Кадр из фильма «Таксист»
Кадры из фильма «Таксист»

При этом режиссёр не стесняется представить и журналиста поначалу не в самом приятном свете, его слом и перемену зритель тоже будет наблюдать во втором отделении. Юрген Хинцпетер предстаёт носителем кода «работник СМИ». Он гонится за сенсацией, за шокирующими новостями. «Журналисту плохо живётся там, где всё спокойно». И в корейский город он едет не для того, чтобы добиться справедливости и явить миру личину диктаторской жестокости. Даже сидя в кругу семьи местного таксиста, помогающего бунтующим, Юрген признаётся, что журналистику выбрал из-за возможности неплохо заработать в этой профессии. Но постепенно надменность, чопорность и дистанцированность немца падёт под угрозой поимки властями, под тяжестью увиденного, под весом завораживающей смелости и взаимовыручки местного населения, под гнётом опустошающей боли из-за потерь. Путь от приехавшего выполнить свою работу журналиста до активного не участника, но сочувствующего они проедут вместе с таксистом, а результатом этой трансформации будет плёнка, вывезенная из Кореи в банке с печеньем и фальшивое имя водителя, написанное в блокноте Юргена на прощание. Он испугался назвать себя. Юрген улетит, выдаст свой репортаж, получит славу и признание, а таксист может лишиться всего, ведь неизвестно, в какой стране он проснётся завтра: такой же жестокой или нет. Именно поэтому вся жизненная линия Ким Са Бока (так он себя назвал) вне Кванджу выдумана. Юрген Хинцпетер вплоть до дня смерти в 2016 году искал встречи со своим таксистом, но так и не смог его разыскать. Получая в Сеуле журналистскую премию много лет спустя, с трибуны он снова обратится к своему попутчику, но этот жест останется без ответа. В финале фильма нам показывают кадры реального Юргена, который, не теряя надежды, просит Ким Са Бока связаться с ним, чтобы они могли снова сесть в его такси и, видимо, совершить своё уже последнее, но захватывающее путешествие.

Личность таксиста, доставившего журналиста из города под аккомпанемент выстрелов военных, раскроется лишь после выхода фильма и его ошеломительного успеха. Младший сын таксиста Ким Сын Пхил свяжется с создателями и расскажет, что его отец умер от рака спустя несколько лет после событий в Кванджу. Но Юрген Хинспетер этого открытия не застал.


Читайте также
Экранизируй это: «Кардиффская команда» Гая Давенпорта (1996)
Алексей Васильев рассказывает об неэкранизируемой книге.
Смотреть аниме: кодомо — истории для самых маленьких
Во всём мире отлично прижились сёнэн и сёдзё, истории дл...
Нетленка: фильм «Долгие проводы» Киры Муратовой
Читаем про удивительный фильм удивительной Киры Муратовой.
Экранизируй это: «Зимняя война в Тибете» Фридриха Дюрренматта (1981)
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.
#комикс-код: Йорик будет жить ещё долго, Человек-паук должен умереть. Финал
Вот и пришло время финальной части неграфического романа...
Смотреть аниме: ломтик жизни — разные грани повседневности
Аниме о повседневности бывает разное. Есть, например, ия...
Также рекомендуем
Как кинематограф показывает дискриминируемые группы и почему фильмы о них важно смотреть.
В нашей нерегулярной рубрике на этот раз отправимся в Китай.
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Как кинематограф показывает дискриминируемые группы и почему фильмы о них важно смотреть.
В нашей нерегулярной рубрике на этот раз отправимся в Китай.
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.

Последние новости

Персонажи «Соника 3» на новых постерах
Соник, Наклз, Шэдоу и Тейлз и многие другие уместились на красочных промо.
00:00