В нашей нерегулярной рубрике на этот раз отправимся в Китай, где двое авторов, кажется, решили потягаться в художественной изобретательности с Хаяо Миядзаки.
Мир Юны населён невероятными животными, говорящими статуями, загадочными духами, могущественными волшебниками. Он скрыт в самом сердце океана, там, где души погибших в море людей превращаются в маленьких дельфинов. По традиции каждый житель этого прекрасного места в 14 лет должен пройти опасный, но важный обряд: обернувшись морским жителем, семь дней находиться вблизи земли и человека, внимательно изучая всё, что он увидит. И вот настал черёд Юны. Превратившись в красного дельфина, она отправляется в мир людей и буквально замирает от красоты параллельной вселенной. В последний день, пытаясь спасти из рыболовных сетей дельфинов, Юна сама оказывается в ловушке. Её спасает отважный юноша, но сам парень умирает. Вернувшись к родителям, девушка не может смириться с тем, что из-за неё погиб мужественный человек, она решает во что бы то ни стало вернуть парня к жизни. Для этого она отыскивает его душу среди душ других утопленников, и всё, что нужно, — дождаться, когда этот маленький дельфин подрастёт и сможет преодолеть границу между мирами. Правда, присутствие инородного существа рушит заведённый порядок вещей. И дом Юны начинает постепенно разрушаться.
Мультфильм режиссёров Лян Сюаня и Чжан Чуня — смелый и полномасштабный художественный перфоманс, в котором мифология Китая встречается с бурной и трудно поддающейся описанию фантазией создателей. В целом китайская анимация как будто бы обгоняет японскую в плане сюрреалистичности и крайностей, хотя казалось, что это невозможно. Манера повествования и сюжетные атрибуты в «По ту сторону океана» кому-то могут показаться трудно перевариваемыми. Но в это путешествие просто нужно втянуться.
Размах мира, который создали режиссёры (в общей сложности работа заняла около 12 лет), поражает. В какой-нибудь заносчивой статье можно было бы смело сказать, что пара на тот момент дебютантов умудрилась сразу же заявить о себе как о конкурентах Миядзаки. Последний также активно работает с линией мифологии и раз за разом удивляет причудливыми и запоминающимися персонажами. Проблема только в том, что запомнить чудищ и всех существ Лян Сюаня и Чжан Чуня крайне сложно. Всё, что остаётся в памяти, — ощущения от увиденного. Один из режиссёров признавался, что идея мультфильма появилась у него после весьма странного сна. И иллюзорность, дымчатость всего происходящего ощущается в каждой сцене «Океана».
Красочная и отважная линия Юны и спасения её избранника в какой-то момент может отойти для зрителя на второй план, ведь параллельно с этим захватывающим приключением развивается история безответной и отчаянной любви её давнего друга. Невольно проникаешься неподдельным сочувствием к юноше, наблюдая за тем, с каким скрипом, ужасом и ревностью он переживает то, что его любимая одержима другим.
И авторы мультфильма не пытаются как-то притупить или облегчить эту боль, они, как и зрители, знают, что не все истории любви можно назвать счастливыми.
Мир Юны будет шататься, падать и разваливаться. И корить его жителей, стремящихся сохранить свой дом в целостности, трудно. Поэтому, когда они открывают охоту за дельфином и главной героиней, так трудно выбрать сторону. Юна, уверенная в своей правоте и праве, вынуждена наблюдать, как в страшном катаклизме исчезает всё то, что любит она и её близкие. Но противостоять её отчаянию сложно, так мастерски режиссёры влюбляют зрителя в своих главных героев. Вот и получается, что правды две, а истины и нет.
«По ту сторону океана» — слегка сумбурный, очень красочный, психоделический мультфильм, способный перенести на какое-то время в удивительный мир китайской мифологии. Задерживаться там желания как будто бы и нет, уж слишком ярко, но заглянуть решительно стоит.