В нашей рубрике про азиатский кинематограф наконец-то аниме — рассказываем про «На твоей волне» — картину, в которой нашлось место и сёрфингу, и фантастике, и теме проживания травмы.
В прибрежном городе девушка встречает юношу, они влюбляются и готовы провести всю жизнь вместе, но он погибает, а ей необходимо как-то справиться с тем, что человек, появившийся в её мире, как недостающий элемент, исчез, оставив кричащую дыру, заштопать которую нет ни сил, ни нитей. В своём аниме «На твоей волне» Масааки Юаса драматично и настойчиво использует метафору про жизнь как открытый океан, в котором ты можешь встретить человека, способного тебя поддержать или даже спасти, но главная цель — найти собственную волну и покорить её.
Хинако возвращается в город своего детства, чтобы изучать подводным мир, но главное — вновь и вновь вставать на сёрф-доску, поражая своей лёгкостью и отвагой местных пожарных, наблюдающих за девушкой с крыши станции. Когда одним вечером огонь охватывает многоэтажку, где живёт девушка, с крыши её спасает удивительный Минато. Парень — гордость спасателей: упорный, сильный, добрый.
У ребят завязываются отношения. Хинако, как нерешительный пловец, который разбежался, чтобы нырнуть в открытый океан, замирает на секунду возле линии, где песок уходит под воду, а в голове в это время ураган мыслей, в теле — миллион ощущений.
Но, преодолев эту секундную заминку, девушка бросает своё тело и сердце в океан Минато, растворяясь в любви. В отношениях героев есть место и трогательным замочкам-сердцам на решётке, одинаковым чехлам для телефона, соединяющимся в единое изображение, общей песне, увлечению сёрфингом, шуткам про «как ты будешь жить с моей фамилией, если не можешь её написать». И в это же время тревожным и едва слышным гулом звучит предупреждение о том, что Хинако не стоит так отчаянно погружаться с головой в мир другого человека. Сёрфер ныряет под воду, пропуская одну волну за другой в ожидании той самой. И, не вынырнув вовремя, ты рискуешь не увидеть то, что надвигается к тебе на горизонте. Хинако тоже не следует слепо следовать за Минато, игнорируя собственную жизнь. У него своя волна, а ей нужно найти свою, и он готов её поддержать в этом поиске.
Неизвестно, как закончился бы конфетно-букетный период героев, продлившийся год, если бы Минато трагически не погиб, спасая из воды человека. И Хинако остаётся дрейфовать на доске одна. Вернее, с этого момента она ожидаемо начинает избегать большой воды. В попытках проработать и справиться с этой травмой, девушка внезапно начинает видеть своего возлюбленного в различных жидкостях. Стоит лишь спеть «ту самую песню», и Минато возвращается к ней, как джинн, запертый в сосуде с водой. И вот уже девушка разговаривает с бутылкой, разгуливает по городу с огромной фигурой кита, в которой плещется вода, или же ошарашенно рассказывает унитазу, что друг Минато только что признался ей в любви. Близкие напуганы, а Хинако переживает лишь о том, что с каждым появлением образ Минато становится всё слабее. И парень, в свою очередь, уже не в силах сдерживать обиду и грусть из-за того, что не может взять за руку любимую девушку, поцеловать её и сделать по-настоящему счастливой.
Появление его призрака, духа, фантома лишь оттягивает страшную секунду, когда и этой частичке Минато придётся исчезнуть из жизни Хинако, навсегда поселившись лишь в воспоминаниях родных и близких. Но героиня не готова отпустить и не готова расстаться со своим маяком. У неё так и не получается найти волну, о чём настойчиво её просит возлюбленный.
«На твоей волне» — история многослойная. Одну и ту же потерю разные герои проживают, конечно, по-разному. Но гибель героя хоть и становится важным событием, но точно не возводится автором в ранг «ключевых». Как бы избито это ни звучало, но смерть — только начало. Начало для Хинако, которой предстоит совершить масштабное путешествие, в конце которого она снова должна встать и поплыть на доске навстречу волне. Начало — для сестры Минато, решившейся на большие перемены. Начало — для его друга, привыкшего жить в тени успехов блестящего товарища.
Им всем больно и страшно, но так и должно быть, когда из твоей жизни уходит близкий человек. Но главное — не пропустить то мгновение, когда уже пора будет отпустить. Так и Хинако до последнего будет отгораживаться от секунды прощания, осознав, что, спасая себя от тоски, в это же время мучает Минато, заточённого в бутылке, чашке, луже.
И дальше, как бы она ни боялась, ей предстоит, не зажмурившись, покорять волны самостоятельно. Но, как не раз в аниме пели Минато и Хинако, лишь открыв глаза, ты сможешь увидеть огромное море.
Подробно про ключевых авторов японской анимации читайте в нашей рубрике.