Берегитесь те, кто ещё не смотрел, — грядут спойлеры! В 4-м сезоне «Очень странных дел» Хоукинс, как всегда, в опасности: новый злодей Векна приходит за душами травмированных подростков. Единственная надежда на спасение — это Оди, но ей необходимо вернуть свои суперспособности, пройдя терзающий путь по тропинкам из страшных воспоминаний. В ходе её погружения вглубь бессознательного мы узнаём, как именно героиня открыла портал в Изнанку. Но что, если этот мир чудовищ раньше не существовал, а был создан на материале её израненного воображения? Карина Назарова разбирается, кто населяет наш и скрытый от глаз людей миры.
Демогоргон
Ноябрь 1983 года. В Национальной научной лаборатории города Хоукинс, штат Индиана, ночью звучит тревога. Учёный бежит по тёмным коридорам, в страхе оглядываясь назад. Едва добравшись до спасительного пункта, он замирает в ожидании, руки монстра дотягиваются до его плеч. На другой стороне городка друзья Уилл, Дастин, Майк и Лукас десятый час играют в Dungeons & Dragons. Мастер игры Майк вводит в сюжет опасного Демогоргона, двуглавого монстра с щупальцами, живущего в Бездне, месте, полном безумия и мрака. Против него у героев остаётся только два оружия — огненный шар или система защиты. Чтобы спасти остальных участников кампании, Уилл выбирает рискованный путь — уничтожить злодея огнём. Бросает кости… ох, хоть бы выпало 13… но кубики разбредаются по полу, складываясь в несчастливое число 7. «Демогоргон настиг меня», — пророчески говорит Уилл. Меньше чем через час на его пути к дому встретится лабораторное чудище и утащит с собой в другое измерение. Майк, Лукас и Дастин именуют монстра в честь Демогоргона, злодея, сразившего Уилла в игре.
Образ Демогоргона в ОСД был вдохновлён ксеноморфами Ридли Скотта — это огромное антропоморфное существо, но с инопланетной мордой в форме морской звезды. Из-за толстой твёрдой кожи его не берёт человеческое оружие, пули его просто щекочут. Единственное, что наносит ему урон, — огонь. Безглазый монстр ориентируется в пространстве по звукам и запахам. Он чует кровь за несколько миль, как акула из «Челюстей». Ученица старшей школы Барбара Холланд на вечеринке у Стива Харрингтона поранила руку. Грустно расположившись у бассейна во дворе, Барб смотрела, как кровь из раны осторожно капает в холодный бассейн. Демогоргон молниеносно пришёл на запах. Старшеклассница очнулась в высохшем бассейне, затянутом лианами и корнями деревьев, в синем-синем мире, где в воздухе парит гниль.
Интересной фишкой Демогоргона становится телекинез, что роднит его с Оди. Он силой мысли открывает двери, притягивает к себе животных. Как и Одиннадцатая, монстр умеет перемещаться между измерениями. Монстр создаёт исчезающие липкие туннели-порталы, на один из которых в одном эпизоде натыкается Нэнси Уилер. Как Алиса за кроликом, она проталкивается к той стороне и встречает пожирающего плоть демона. А Оди обучена проникать в другие пространства силой мысли. В очередном лабораторном эксперименте девочке удаётся прикоснуться к спине Демогоргона, и их столкновение вызывает мощный выброс энергии — стены здания покрываются трещинами, а девочка кричит от боли. Это воспоминание сопряжено с другой сценой — с настоящим героини, в котором она, плача, шепчет Майку: «Я монстр».
Правительственные учёные
Другими антагонистами первого сезона оказываются учёные и работники секретных подразделений государственных служб. В национальных лабораториях исследователи издевательски изучают пределы телекинетических способностей детей, проводят над ними опыты. Когда Оди сбегает из своей темницы, за ней по следу отправляется доктор Мартин Бреннер — сотрудник Департамента энергетики США и директор Национальной научной лаборатории Хоукинса. Его люди не терпят преград и готовы всадить пулю в голову любому, кто посмеет вмешаться в их планы. Чудовищность учёных определена их жестокостью и хладнокровием. Сотрудники и солдаты пачками умирают, пока пытаются составить карту Изнанки, но их смерти ни на что не влияют, изучения портала никто не остановит.
Основой для образа злых учёных служили конспирологические теории, распространившиеся по Америке. Мартин Бреннер — каноничный служащий тайного правительства, с успехом обманывающий граждан Америки и подменяющий правду на ложь. Когда Уилл Байерс пропал в Изнанке, полиция нашла его тело в местном карьере, шеф полиции Джим Хоппер вскрыл труп и обнаружил вместо органов вату, тело — муляж. Точь-в-точь сюжет «Секретных материалов». Этот обман убедил Хоппера, что сын Джойс Байерс в реальной беде и тут замешано правительство. В итоге Бреннер позволяет полицейскому вместе с Джойс отправиться на поиски Уилла в Изнанку, но не упускает возможности злорадно пояснить свою мотивацию — в стенах чужого измерения этих двоих любопытных ждёт смерть.
Ещё одним суровым клеймом на таинственных учёных ложится незаконный сбор информации: Бреннер и его приспешники подслушивают телефонные разговоры жителей города, чтобы выйти на след Демогоргона и Оди, им даже удаётся поставить прослушку у Хоппера под носом. Бреннер и другие учёные своими действиями утверждают двойственность действующей морали: при желании можно найти всё что угодно и напасть на след преступника и похитителя. Это усиливает драматизм сезона и протягивает нить к разгоревшейся в 70–80-х моральной панике, связанной с участившимися случаями пропажи детей. К слову, братья Даффер в интервью Rolling Stone признавались, что первоначально на концепцию их сериала оказал влияние фильм «Пленницы» Дени Вильнёва. Дафферы поместили тревожную линию обезумевшего от горя родителя, потерявшего своего ребёнка, в атмосферу кинговских романов и спилберговских фильмов 80-х, но обратились при этом к детскому опыту переживания потерянности и травмы исчезновения близких.
Д'Артаньян и Демособакены
Во втором сезоне из Изнанки в реальный мир проникают Демособаки — яростные звери, не знающие пощады. От этих чудищ нет спасения, они нападают стаями и рады поживиться плотью. Но до чего они милые, будучи демощенятками! Один такой попался Дастину в мусорке у его дома, зверёныш походил скорее на ящерку или слизня, чем на адского пёсика. Дастин кормил питомца шоколадками и приручил к своей компании, и как-то раз он положил питомца в аналог «ловушки для призраков» из «Охотников за привидениями» и взял с собой в школу. Стоило ящерке вывалиться из коробки, как у неё отросла новая пара лап, на которых она резво сбежала от злых друзей хозяина. Пару серий спустя Д’Артаньян полакомится мистером Мяусом, котом Дастина, и примкнёт к своим родным — Демособакенам из Изнанки.
Малыш Д’Артаньян может ошибочно показаться не самым самостоятельным монстром сериала, но благодаря ему мы узнаём о созданиях Изнанки чуточку больше. Например, об их умении привязываться к людям и быть благодарными. Когда Истязатель Разума даёт своей армии команду напасть, Д’Артаньян помогает Дастину и его друзьям спастись!
Истязатель (Свежеватель) Разума
Октябрь 1984 года. У Уилла вьетнамские флешбэки, он всё чаще погружается в Изнанку и видит, как в ней расцветает новое зло — огромное паукообразное чудовище Истязатель Разума, владыка Изнанки. Но это не просто воспоминание о жизни в тёмном измерении, всё происходит с ним здесь и сейчас. Истязатель хочет завоевать реальный мир. Поэтому хэллоуинские тыквы в Хоукинсе в этом году гниют как проклятые, а деревья в лесах покрываются неестественной слизью. Интересно, что отныне сущности из Изнанки добираются до Уилла, где бы он ни был, им больше не нужно ловить героя в свою пасть: в ходе очередного видения Истязатель распыляет в воздух туман, который заражает Уилла. Мальчик превращается в орудие хищного монстра.
Прототипом Истязателя стал Свежеватель разума из Dungeons & Dragons (обозначения обоих героев в оригинале — Mind Flayer), инопланетная сущность, способная подчинять психику и волю живых существ, используя их в своих целях. В ОСД этот монстр в форме навязчивого видения сводит Уилла с ума и незаметно размыкает границу между мирами. Истязатель Разума также привносит в историю вибрации «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. 6-я и 8-я серии 2-го сезона используют формулы possessed-хоррора, Уилл одержим. Он произносит вслух чужие мысли, через него Истязатель водит за нос вояк и учёных, не допускает их к своим слабым местам. Мальчика даже приходится связать. Однако силы чудовища не хватает на то, чтобы сполна овладеть сознанием Уилла. Байерсу удаётся отстучать спасающее послание азбукой Морзе и подсказать друзьям единственный путь борьбы с чудовищем — пора закрывать врата.
Истерзанные и Монстр-паук
Истязатель добрался не только до Уилла, но и до других жителей Хоукинса — до сводного брата Макс Билли, ставшего полноценной частью мира монстров ОСД. Закрыв портал в последней серии 2-го сезона, Одиннадцатая не уничтожила Изнанку, а лишь перекрыла ей кислород. В финальной сцене камера опускается в преисподнюю, доказывая, что лапы-щупальца главного монстра продолжают со скрипом передвигаться по коридорам своего мира в наш. Что и происходит в продолжении сериала. Когда Билли едет на свидание, в лобовое стекло его машины врезается щупальце, хватает героя за ногу и тащит на заброшенный металлургический завод, кишащий крысами. Выбравшись из здания, Билли мчится к первой телефонной будке, но попадает в Изнанку. Там ему навстречу идёт армия под предводительством его же двойника. Что, кстати, отсылает к первому сезону, ведь Изнанка кишит Демогоргонами, а по сюжету D&D они обладают способностью создавать двойников. Так, «злой» Билли попадает в наш мир и начинает похищать людей, поставляя их Истязателю Разума. Истязатель создаёт себе аватара для уничтожения реального мира — Монстра-паука. Остановить это лютое чудовище удаётся только очередным закрытием портала в Изнанку, но этот манёвр стоил Одиннадцатой суперсил.
Нарратив о Демогоргонах, действующих под руководством монстра-диктатора, хорошо ложится на показанную в сезоне болезненность любой идеологии. По сюжету коммунистов и капиталистов объединяют в одном пространстве торгового центра. В его подвалах спецслужбы СССР пытаются открыть портал в Изнанку, а по этажам здания бродят довольные потребители. Включение «советского» вопроса в контекст истории мотивирован не просто воспоминаниями о холодной войне, а необходимостью сохранить баланс между развлекательным повествованием и производством собственной сериальной идеологии. Из сопоставления двух миров, советского и американского, создатели сериала складывают весьма прямолинейный, но не самый очевидный месседж: у коммунистов диктатор — это партия, а у капиталистов — реклама.
Коллективный разум и растения
Суперсилой сериала оказываются аллюзии и параллели между реальным миром и Изнанкой. И сходств оказывается больше, чем различий. Изнанку пронизывает коллективный разум, объединяющий всех существ в единый организм. Всё живое там действует сообща, поэтому, когда солдаты пытаются огнём испепелить подвижные щупальца, они причиняют боль основному организму — Истязателю Разума. Находясь в его подчинении, Уилл также чувствует физическую боль. Подобным вниманием к особенностям жизни потустороннего мира «Очень странные дела» обращаются к анализу реальных проблем, например, критикуют конформистское мышление.
Всех протагонистов «Очень странных дел» сложно назвать рядовыми людьми. Майк, Дастин, Лукас и Уилл — ботаны, гики, Макс — дерзкая и неординарная бунтарка, Оди вообще словно сошла со страниц комиксов про Людей Икс. Они все противостоят однородной, монотонной массе, не поддаются издевательствам сверстников и сохраняют свою яркую непосредственность. И, если по-честному, Одиннадцатая и Макс едва ли вписываются в декорации торгового центра.
Летучие вампиры
В 4-м сезоне мы знакомимся с ещё одним представителем фауны Изнанки — летучими мышами-вампирами, кусающими и царапающими плоть. Как всегда, меньше всего везёт Стиву. Когда герой проходит через «Уотергейт», два летучих создания начинают кусать его за бока. Хорошо, что его успевают спасти друзья. Когда герои едут по Изнанке на велосипедах к трейлеру Эдди Мэнсона, летучие мыши, сидящие на фонарных столбах, телепатически предупреждают о передвижениях гостей Изнанки главного антагониста сезона — Векну.
Векна и Одиннадцатая
Векна кажется наиболее разработанным монстром «Очень странных дел». Он интертекстуальное создание, собирательный образ злодеев 80-х, он и Фредди Крюгер, охотящийся на своих жертв в их страшных кошмарах, и олицетворение культа сатанистов, которых в 80-х боялись уж точно больше, чем коммунистов. Американцев просто начали тревожить другие проблемы, в стране разгоралась моральная паника!
Опасные комиксы в 50-х, сектантские 60-е с Чарли Мэнсоном и школой Сатаны Антона Лавея, маньячные 70-е с Тедом Банди, Зодиаком и Милуокским монстром — Джеффри Дамером, молодёжная мода на оккультизм, поклонение эзотерике Алистера Кроули, британский рок, заворожённый дьявольской символикой. Короче говоря, к 80-м уровень тревоги у консервативного населения Штатов поднялся до предела. Все вдруг стали бояться сатанистов, заманивающих в свои цепкие объятия несмышлёных школьников-тинейджеров. Страна погрязла в судебных процессах, родители обвиняли дошкольные учреждения в сатанинском насилии и в оккультизме. Неудивительно, что игра Dungeons & Dragons, изобилующая демонами, монстрами и прочей чертовщиной, оказалась в центре внимания.
С конца 70-х игра стала появляться на местах громких преступлений. Сперва в 1979-м пропал студент Мичиганского университета Джеймс Даллас Эгберт, в его комнате общежития нашли таинственную игру — это была D&D. Ошибочно приняв её за элемент какого-то странного культа, частный сыщик Уильям Дир (возможно, вдохновивший братьев Даффер на создание героя Мюррея Баумана) постарался распространить свои конспирологические догадки в массы. Он искал помешавшегося на игре подростка в паровых туннелях между кампусами, а где же ему ещё быть, как не в подземельях? Дир уверял прессу, что в возможной смерти парня придётся обвинить именно игру! «Игра сводит детей с ума», — гласили заголовки газет тех лет. Студент, кстати, нашёлся, но через год покончил с собой. Подлили масла в огонь другие кровавые истории, например, в 1986-м Дэвид Вантикуатро, 16-летний подросток, зарядил ружьё и застрелил соседского мальчишку прямо в разгар игры в «Подземелья и драконы». А ранее, в 1984-м, двое парней задушили свою подругу, один из них в суде признавался, что думал, что они в игре. D&D живо обвинили в преступном манипулировании неоформившимися сознаниями детей и подростков и в сатанинских обрядах. И братья Даффер в новом сезоне обратились именно к этому историческому сюжету, вводя в повествование нового персонажа со звучным именем — Эдди Мэнсон.
Эдди — мастер Dungeons & Dragons, предводитель фанатского клуба Hellfire. Он иронично читает газеты, в которых популисты предупреждают взрослых о новом опасном увлечении детей — игре, практикующей насилие и фантазии о смерти. Но Эдди становится не до смеха, когда его без суда и следствия начинают обвинять в ужасающем убийстве юной чирлидерши Крисси. Разве не очевидно: он отпетый сатанист, игрок в D&D, какие ещё нужны подтверждения его причастности? Кстати, что на счёт Майка, Лукаса и Дастина? Эта компашка всегда ошивается у мест преступлений, может, и они — сатанисты-убийцы? Но пока полиция и консервативные школьники выясняют, в чём тут дело, реальный злодей Векна продолжает убивать.
Как и в прошлых сезонах, Векна получил имя от персонажа Dungeons & Dragons — бессмертного злодея, одного из самых сильных противников. Векна по сюжету игр могущественный маг и нежить, он манипулирует секретами живых, используя их в своих коварных целях. Он способен контролировать разум, трансформировать реальность, парализовывать одним прикосновением. Векна в ОСД обладает теми же талантами. В отличие от остальных монстров сериала, он — в прошлом человек, мальчик с телекинетическими способностями по имени Генри Крил.
ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕР
Генри Крил убил почти всю свою семью, после чего Мартин Бреннер забрал его в свою лабораторию и нанёс мальчику на запястье татуировку — 001.
Столь могущественное оружие, как Крил, не поддавалось контролю, Генри с детства был слишком жестоким. Чтобы остановить злоупотребление силой, в его шею вживили чип и и поставили Первого на должность смотрителя за остальными детьми лаборатории. Там, ещё до событий 1-го сезона, Крил очень сблизился с Одиннадцатой. Он увидел в ней уязвимость и слабость, которыми можно было легко манипулировать. Он обучил её правильно использовать свои способности, подпитываясь страшными воспоминаниями и гневом. Вследствие череды событий Крилу удаётся избавиться от сдерживающего чипа, и он в ярости убивает всех детей. Чтобы остановить злодея, Оди пользуется его же советом. Она сосредотачивается на всей пережитой боли, обиде и направляет заряд и мощь тяжёлых воспоминаний на Крила, впечатывая его тело в стену. Чем дольше девочка воздействует на Первого силой, тем тоньше становится граница, разделяющая наши миры, Одиннадцатая случайно создаёт брешь между измерениями.
В этом мире теряется Крил, он сливается с его природой. Став Векной, он научился подпитываться энергией тяжёлых воспоминаний жителей Хоукинса. Сперва он мучает своих жертв ночными кошмарами, потом изматывает головной болью, а после посылает им правдоподобные видения с самыми страшными образами из их бессознательного. Высасывая жизненные силы из своих жертв, Векна нетерпеливо готовится нанести ответный удар.
Из-за того, что Одиннадцатая использовала свои самые тёмные воспоминания в момент открытия Изнанки, закрадываются мысли, что Изнанка может быть отпечатком её потерянной в страданиях психики. Эти события заставляют вспомнить сцену из 1-й серии 1-го сезона, в которой Майк, вводя в игру Демогоргона, произносит: «Это создание не из среды троглодитов, Иное породило Его…» Возможно, иное — это Оди, она — главный Монстр саги, но, как нас учит современная сериальная культура, монстр — не всегда злодей.