Продолжаем лучше узнавать тех, кто наряжал известных актёров и актрис в кадре. В этом выпуске узнаем, как проходила подготовка к «Унесённым ветром», «Поющим под дождём» и почему создатель этих костюмов сначала остался без статуэтки «Оскар».
Уолтер Планкетт родился в 1902 году в Окленде, Калифорния. Его студенческие годы прошли в Калифорнийском университете, где он изучал право и планировал освоить профессию. Но вместе с тем большой интерес вызывала у будущего дизайнера местная театральная группа. Это увлечение со временем стало настолько серьёзным, что в 1923 году Планкетт переехал в Нью-Йорк, где попробовал себя в роли актёра, дизайнера костюмов и художника-постановщика. После некоторого времени, проведённого в Гринвич-Вилледж, Планкетт вернулся обратно в Калифорнию и переехал жить в Голливуд, где подрабатывал актёром массовых сцен.
Благодаря своему старому приятелю, дизайнеру Говарду Гриру, в 1927 году Планкетт получил работу в студии FBO Studios. В 1929 году FBO превратилась в RKO Radio, а Планкетт получил повышение и стал полноценным художником по костюмам.
В 1937 году Планкетт расторг контракт со студией и начал работать на себя. К нему в частном порядке обращались за костюмами знаменитые актёры, кинорежиссёры и продюсеры, среди которых числился самый влиятельный продюсер на тот момент, Дэвид О. Селзник. Именно для Селзника Планкетт создал свой самый знаменитый наряд — зелёное платье Скарлетт О'Хары.
Подготовка к «Унесённым ветром» заняла у Планкетта почти три года. Но все старания того стоили — картина была удостоена 13 номинаций на «Оскар» и завоевала 10 побед, в том числе в категориях «Лучший режиссёр», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучшая женская роль». При этом Уолтер Планкетт не был номинирован, но лишь по той простой причине, что номинации «Лучший дизайн костюмов» ещё не существовало. Продюсер «Унесённых ветром» Дэвид О. Селзник, получая золотую статуэтку за картину в номинации «Лучший фильм», публично признал заслуги художника по костюмам: «Очень жаль, что нет премии Академии за дизайн костюмов, потому что Уолтер Планкетт её достоин!» Номинация появилась только в 1948 году. Сам Планкетт говорил: «Я не думаю, что это была моя лучшая работа в кино или даже самая большая вещь, которую я сделал. Но эта картина, конечно, будет жить вечно, и зелёное платье тоже, потому что оно творит историю, вероятно, это самый известный костюм в истории кино».
В общей сложности Планкетт вместе со своей командой разработал для картины около 400 эскизов костюмов. «Нужно было сделать так много эскизов и в такой спешке, что у меня было около девяти или десяти иллюстраторов, — рассказывал потом дизайнер. — Селзник просил нескольких художников по костюмам предоставить свои эскизы для “Унесённых ветром”, предполагая, что другой дизайнер может сделать их лучше, чем я. После того как каждый художник по костюмам в Голливуде показал ему свою работу, я столкнулся с Селзником и спросил, что именно происходит. Он сказал, что у него никогда не было намерения заменить меня; он только хотел, чтобы я работал больше, и заверил меня, что моя работа великолепна. Я сказал: “Большое спасибо!”»
Хотя у Уолтера Планкетта за его продолжительную карьеру было немало современных картин, тем не менее в Голливуде за художником закрепилась слава любителя исторических проектов. Сам он объяснял это довольно просто: «Каждый хочет сунуть нос в современные вещи — жёны режиссёров, секретарши, актрисы с довольно плохим вкусом. Намного проще сказать им: “Мне нравится ваша идея, но просто это соответствует тому или иному времени!”» При разработке костюмов для «Унесённых ветром» Планкетт стремился к подлинности, он хотел показать зрителям, как в действительности выглядели южане в период Гражданской войны. Для этого дизайнер отправился в исследовательскую экспедицию в Джорджию, где лично встретился с Маргарет Митчелл. Вместе они поехали в небольшой городок Джонсборо, по атмосфере максимально похожий на вымышленное поместье из книги, Тару. В исследовательских целях Планкетт посетил местные плантации и опросил пожилое население, заставшее Гражданскую войну. Его приглашали в дома и с гордостью показывали шёлковые платья, принадлежавшие бабушкам и прабабушкам. «Одна женщина в Чарльстоне даже отправила своих детей собирать для меня коробку с шипами с дерева, растущего в этом районе, потому что во время блокады не было металлических булавок и иголок, и вместо них одежда скреплялась этими шипами», — вспоминал позже Планкетт. С собой в путешествие художник взял книгу образцов тканей 1840-х годов и иллюстрации из модного в XIX веке журнала Godey's Lady's Book. Ему повезло найти фабрику неподалёку от Филадельфии, которая по-прежнему печатала текстильные принты по образцам середины XIX века. Именно там были напечатаны зелёные букеты на отрезе муслина, из которого потом сшили «барбекю-платье» Скарлетт О’Хары.
И хотя в мировую историю кино Уолтер Планкетт вошёл в первую очередь как автор платьев Скарлетт, своей самой любимой работой художник называл костюмы для «Поющих под дождём». Первоначально студия MGM планировала выделить на съёмки «Поющих под дождём» порядка 665 000 долларов, однако только костюмы, изготовленные Планкеттом, обошлись в 157 000. В конечном итоге бюджет картины превысил 2,5 миллиона, но все эти затраты окупились с лихвой — уже в начале проката прибыль составила 7,7 миллионов.
Планкетт признавался, что это была самая большая работа, которую он когда-либо проделывал над фильмом. Хоть «Унесённые ветром» тоже были кино историческим, «Поющие под дождём» всё же требовали гораздо большего количества тщательно продуманных, богато детализированных костюмов. Костюмы должны были быть более точными, поскольку в 1952 году (когда снимался фильм) зрители хорошо помнили Голливуд конца 20-х годов, который воссоздан в картине. В общей сложности Планкетт создал для фильма около 500 костюмов.
Свой единственный «Оскар» (несмотря на многочисленные номинации) Планкетт получил в том же 1952 году, но не за «Поющих под дождём», а за картину «Американец в Париже».