Рассказываем о Уильяме Травилле, благодаря которому появился, пожалуй, самый известный кадр с Мэрилин Монро.
Будущий дизайнер родился 22 марта 1920 года в Лос-Анджелесе. В подростковом возрасте Уильям заинтересовался искусством и решил поступать в Художественный институт Chouinard. Когда Травилле исполнилось шестнадцать, он начал посещать бурлеск-клубы и создавать костюмы для танцоров. Его карандашные эскизы пользовались большой популярностью у танцовщиц и начали приносить дизайнеру первые деньги. Тогда же начинающий модельер получил в наследство от дедушки 5 000 долларов, которые с удовольствием потратил на путешествия. Так он провёл почти год на Таити, что в дальнейшем существенно повлияло на его творчество. Вернувшись в Лос-Анджелес, Травилла поступил в Университет Вудбери и начал серьёзно изучать дизайн одежды. После окончания университета в 1941 году дизайнер получил работу в голливудской компании Western Costume, где его основной задачей было создание скетчей для художников по костюмам.
Вскоре работы Травиллы заметила актриса Энн Шеридан и попросила кинокомпанию Warner Bros. нанять Травиллу в качестве её личного дизайнера костюмов. Первые наряды Шеридан авторства Травиллы появились в нуарной картине 1947 года «Нора Прентисс». Фильм стал хитом, а Травилла был нанят для создания нарядов Шеридан в её следующем фильме «Серебряная река».
После работы над несколькими фильмами категории «B» карьера Травиллы в Голливуде пошла вверх, и в 1950 году он был удостоен премии «Оскар» за костюмы Эррола Флинна в картине «Похождения Дон Жуана». В 1951 году он разработал костюмы для ставшей впоследствии классической научно-фантастической притчи «День, когда Земля остановилась». После чего работал главным образом на киностудии 20th Century Fox, где среди прочего участвовал в создании образа Марлона Брандо в фильме «Вива, Сапата!».
В 1951 году Травилла познакомился с Мэрилин Монро, а к 1952-му не только стал её близким другом, но и создал костюмы для картин с её участием «Можно входить без стука» и «Джентльмены предпочитают блондинок». В последующие годы он разработал ещё несколько костюмов для Монро, а в 1955 году создал одно из самых знаменитых своих творений — плиссированное коктейльное платье цвета слоновой кости для фильма «Зуд седьмого года». Именно в нём Монро стояла на вентиляционной решётке нью-йоркского метро, а ветер развевал её юбку. Этот образ стал самым знаковым в карьере актрисы. При этом сам Травилла называл своё творение «тем самым глупым платьем». На его создание ушло всего два дня, а сшито оно было из вискозно-ацетатного крепа. Обычно Травилла использовал только натуральные материалы, но тут немного отступил от своих правил и выбрал креп, достаточно плотный и лёгкий одновременно — именно то, что было нужно для знаменитой сцены. Рассказывая об идее летящего платья, откровенно обнажающего стройные ноги актрисы, Травилла говорил: «У Монро была очаровательная особенность — зная о своей красоте, она хотела себя показать. Некоторых людей это шокировало, но, конечно же, она делала это умышленно... Она соединяла в себе женщину и дитя, её обожали и мужчины, и женщины». Знаковое платье позже было приобретено актрисой Дебби Рейнолдс, а в 2011 году продано с аукциона за $4 600 000.
К тому моменту, когда Травилла познакомился с Мэрилин, он уже по праву считался одним из самых талантливых художников по костюмам. Однако именно платья, созданные для Монро, возвели его в статус голливудской звезды и увековечили имя дизайнера в истории кино. «Мэрилин была единственной женщиной из всех моих знакомых, рядом с которой мужчина чувствовал себя высоким, красивым, обаятельным, благодаря лишь одному её взгляду, смотрящему прямо вам в душу. Вы, если она так решила, были королём вечера. Рядом с ней возникало чувство, что вы у неё единственный, даже если это было совсем не так», — с любовью рассказывал художник об актрисе. Монро отвечала ему взаимностью, написав однажды: «Дорогой Билли, пожалуйста, одевай меня всегда! Люблю тебя, Мэрилин». Всего Монро и Травилла сотрудничали на восьми картинах, и, как признавалась актриса, ни один дизайнер не выставлял её формы и изгибы в таком выгодном свете, как это делал Уильям.
Например, именно Травилла создал ярко-розовое платье, в котором Монро исполнила композицию Diamonds Are a Girl’s Best Friend в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Этот легендарный наряд был сшит из редкого шёлкового сатина реаu d'ange (фр. — «кожа ангела»), а его конструкция основывалась на «принципе конверта»: Травилла обернул фигуру актрисы тканью, используя всего пару швов и потайную молнию, добавил ремень в тон и огромный бант, набитый страусиными перьями и конским волосом. Чтобы избежать случайного обнажения Монро во время её довольно активного танцевального номера и чтобы актрисе не требовалось всё время поправлять платье, дизайнер применил новаторскую технику — создал корсаж, состоящий из трёх слоев разной высоты: «Я взял зелёный фетр, которым обычно покрывали столы для бильярда, и приклеил сатин прямо на него! С обратной стороны наклеил чёрный шёлк. Теперь платье по плотности напоминало картон и железно держало форму». К наряду прилагались длинные перчатки, которые на первоначальных эскизах были чёрными, но затем поменяли цвет в тон платью. В 1985 году Мадонна в клипе Material Girl скопировала не только это платье Монро, но и целиком всю «бриллиантовую» сцену из фильма. Следом за Мадонной знаменитый образ в разное время примерили Анна Николь Смит, Николь Шерзингер, Кайли Миноуг и Камилла Кабейо. Оригинальное платье было продано на аукционе в 2010 году за $310 000.
За свою карьеру Уильям Травилла «одел» 270 актрис и певиц, среди которых были Джуди Гарленд, Ава Гарднер, Дайонн Уорвик, Уитни Хьюстон и Джейн Рассел. В конце 1970-х дизайнер начал работать на телевидении. Одним из его наиболее широко известных проектов стал мини-сериал «Поющие в терновнике» 1983 года.