Гении кинокостюма: Уильям Травилла, «одевай меня всегда! Люблю тебя, Мэрилин»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

уильям травилла
КИНОТВ

Рассказываем о Уильяме Травилле, благодаря которому появился, пожалуй, самый известный кадр с Мэрилин Монро.

Будущий дизайнер родился 22 марта 1920 года в Лос-Анджелесе. В подростковом возрасте Уильям заинтересовался искусством и решил поступать в Художественный институт Chouinard. Когда Травилле исполнилось шестнадцать, он начал посещать бурлеск-клубы и создавать костюмы для танцоров. Его карандашные эскизы пользовались большой популярностью у танцовщиц и начали приносить дизайнеру первые деньги. Тогда же начинающий модельер получил в наследство от дедушки 5 000 долларов, которые с удовольствием потратил на путешествия. Так он провёл почти год на Таити, что в дальнейшем существенно повлияло на его творчество. Вернувшись в Лос-Анджелес, Травилла поступил в Университет Вудбери и начал серьёзно изучать дизайн одежды. После окончания университета в 1941 году дизайнер получил работу в голливудской компании Western Costume, где его основной задачей было создание скетчей для художников по костюмам.

Вскоре работы Травиллы заметила актриса Энн Шеридан и попросила кинокомпанию Warner Bros. нанять Травиллу в качестве её личного дизайнера костюмов. Первые наряды Шеридан авторства Травиллы появились в нуарной картине 1947 года «Нора Прентисс». Фильм стал хитом, а Травилла был нанят для создания нарядов Шеридан в её следующем фильме «Серебряная река».

похождения дон жуана
Постер фильма «Похождения Дон Жуана»/Warner Bros.
Постер фильма «Похождения Дон Жуана»/Warner Bros.

После работы над несколькими фильмами категории «B» карьера Травиллы в Голливуде пошла вверх, и в 1950 году он был удостоен премии «Оскар» за костюмы Эррола Флинна в картине «Похождения Дон Жуана». В 1951 году он разработал костюмы для ставшей впоследствии классической научно-фантастической притчи «День, когда Земля остановилась». После чего работал главным образом на киностудии 20th Century Fox, где среди прочего участвовал в создании образа Марлона Брандо в фильме «Вива, Сапата!».

В 1951 году Травилла познакомился с Мэрилин Монро, а к 1952-му не только стал её близким другом, но и создал костюмы для картин с её участием «Можно входить без стука» и «Джентльмены предпочитают блондинок». В последующие годы он разработал ещё несколько костюмов для Монро, а в 1955 году создал одно из самых знаменитых своих творений — плиссированное коктейльное платье цвета слоновой кости для фильма «Зуд седьмого года». Именно в нём Монро стояла на вентиляционной решётке нью-йоркского метро, а ветер развевал её юбку. Этот образ стал самым знаковым в карьере актрисы. При этом сам Травилла называл своё творение «тем самым глупым платьем». На его создание ушло всего два дня, а сшито оно было из вискозно-ацетатного крепа. Обычно Травилла использовал только натуральные материалы, но тут немного отступил от своих правил и выбрал креп, достаточно плотный и лёгкий одновременно — именно то, что было нужно для знаменитой сцены. Рассказывая об идее летящего платья, откровенно обнажающего стройные ноги актрисы, Травилла говорил: «У Монро была очаровательная особенность — зная о своей красоте, она хотела себя показать. Некоторых людей это шокировало, но, конечно же, она делала это умышленно... Она соединяла в себе женщину и дитя, её обожали и мужчины, и женщины». Знаковое платье позже было приобретено актрисой Дебби Рейнолдс, а в 2011 году продано с аукциона за $4 600 000.

зуд седьмого года
Том Юэлл и Мэрилин Монро на съёмках фильма «Зуд седьмого года»/20th Century-Fox (20th Century Studios) 

К тому моменту, когда Травилла познакомился с Мэрилин, он уже по праву считался одним из самых талантливых художников по костюмам. Однако именно платья, созданные для Монро, возвели его в статус голливудской звезды и увековечили имя дизайнера в истории кино. «Мэрилин была единственной женщиной из всех моих знакомых, рядом с которой мужчина чувствовал себя высоким, красивым, обаятельным, благодаря лишь одному её взгляду, смотрящему прямо вам в душу. Вы, если она так решила, были королём вечера. Рядом с ней возникало чувство, что вы у неё единственный, даже если это было совсем не так», — с любовью рассказывал художник об актрисе. Монро отвечала ему взаимностью, написав однажды: «Дорогой Билли, пожалуйста, одевай меня всегда! Люблю тебя, Мэрилин». Всего Монро и Травилла сотрудничали на восьми картинах, и, как признавалась актриса, ни один дизайнер не выставлял её формы и изгибы в таком выгодном свете, как это делал Уильям.

Фрагмент из фильма «Джентльмены предпочитают блондинок»/20th Century-Fox (20th Century Studios)

Например, именно Травилла создал ярко-розовое платье, в котором Монро исполнила композицию Diamonds Are a Girl’s Best Friend в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Этот легендарный наряд был сшит из редкого шёлкового сатина реаu d'ange (фр. — «кожа ангела»), а его конструкция основывалась на «принципе конверта»: Травилла обернул фигуру актрисы тканью, используя всего пару швов и потайную молнию, добавил ремень в тон и огромный бант, набитый страусиными перьями и конским волосом. Чтобы избежать случайного обнажения Монро во время её довольно активного танцевального номера и чтобы актрисе не требовалось всё время поправлять платье, дизайнер применил новаторскую технику — создал корсаж, состоящий из трёх слоев разной высоты: «Я взял зелёный фетр, которым обычно покрывали столы для бильярда, и приклеил сатин прямо на него! С обратной стороны наклеил чёрный шёлк. Теперь платье по плотности напоминало картон и железно держало форму». К наряду прилагались длинные перчатки, которые на первоначальных эскизах были чёрными, но затем поменяли цвет в тон платью. В 1985 году Мадонна в клипе Material Girl скопировала не только это платье Монро, но и целиком всю «бриллиантовую» сцену из фильма. Следом за Мадонной знаменитый образ в разное время примерили Анна Николь Смит, Николь Шерзингер, Кайли Миноуг и Камилла Кабейо. Оригинальное платье было продано на аукционе в 2010 году за $310 000.

За свою карьеру Уильям Травилла «одел» 270 актрис и певиц, среди которых были Джуди Гарленд, Ава Гарднер, Дайонн Уорвик, Уитни Хьюстон и Джейн Рассел. В конце 1970-х дизайнер начал работать на телевидении. Одним из его наиболее широко известных проектов стал мини-сериал «Поющие в терновнике» 1983 года.

Читайте также
Экранизируй это: «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» Харуки Мураками (2013)
Алексей Васильев рассказывает про свой идеальный фильм по Мураками.
На книжной полке: книга о грабителе, Джек Николсон и забастовка аниматоров Disney
5 книг о кино, сериалах, вышедших в июле в России и за рубежом.
Гении кинокостюма: Эдит Хэд, та с кем бесполезно тягаться
Говорим про соратницу Хичкока, образ которой увековечен в мультфильме.
Легенды без лица: актёры, которых мы бы не узнали без грима и маски
Влад Шуравин вспоминает звёздных актёров, чьи лица были изменены до неузнаваемости.
Экранизируй это: «Серотонин» Мишеля Уэльбека (2019)
О том, как хорошо смотрелись бы вместе на экране Брэд Питт и Жюли Дельпи.
Фильмы про то, как женщинам мешают распоряжаться своим телом
Про то, что избитую истину «моё тело — моё дело» всё ещё нужно проговаривать.
Также рекомендуем
Анна Баштовая об авторе костюмов к «Унесённым ветром» и «Поющим под дождём».
Илья Верхоглядов рассказывает о лучших картинах с участием легендарной актрисы.
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Анна Баштовая рассказывает про шлейф Марлен Дитрих и платье Мэрилин Монро.
Анна Баштовая об авторе костюмов к «Унесённым ветром» и «Поющим под дождём».
Илья Верхоглядов рассказывает о лучших картинах с участием легендарной актрисы.
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Анна Баштовая рассказывает про шлейф Марлен Дитрих и платье Мэрилин Монро.

Последние новости

Что смотреть в кино с 21 ноября: от «Конклава» до «Зятя»
КИНОТВ составил список главных новинок российского проката, на которые стоит обратить внимание на этой неделе.«Эра», реж. Вениамин ИлясовЗдесь, среди выжженно...
«Вульфмен» от Blumhouse был вдохновлён «Мухой»
О чём рассказал режиссёр Ли Уоннелл.
00:00