В этом выпуске говорим, возможно, про самую именитую (как минимум самую титулованную) художницу по костюмам Эдит Хэд. Соратницу Хичкока, образ которой увековечили в мультфильме про супергероев!
На счету этой именитой художницы по костюмам 1131 картина, 35 номинаций на «Оскар» и восемь побед — больше, чем у любой другой женщины в истории кино. О себе она говорила просто: «Люди спрашивают меня: “Эдит, что отличает тебя от других дизайнеров?” И я говорю им: “Я не отличаюсь, я просто лучшая”. Я ненавижу скромность. А вы разве нет?»
Свой творческий путь Эдит Хэд начала в 1932 году с должности дизайнера-ассистента под руководством художника по костюмам Трэвиса Бэнтона. А уже спустя шесть лет возглавила отдел дизайна костюма в Paramount Studios, где проработала 44 года и стала единственной женщиной, занимавшей в то время столь высокий пост. «Я знаю, что я вовсе не творческий гений, в дипломатии я сильнее, чем в эскизах», — говорила она о себе. Актриса Лоретта Янг отмечала: «Эдит была скорее координатором, чем модельером», — но это не мешало Хэд создавать костюмы для полусотни фильмов в год.
В 1953 году художница получила свой пятый «Оскар» за картину «Римские каникулы», где работала с юной Одри Хепберн. Трансформация главной героини происходит в картине в том числе через костюм. Роскошные наряды сначала сменяются повседневной юбкой и блузкой, а затем видоизменяется и сама блузка — пуговицы расстёгиваются, рукава подкатываются. Из принцессы, зажатой в футляре, героиня Хепберн превращается в открытую девушку. За все эти тонкие нюансы Эдит Хэд и получила свой очередной «Оскар». Кроме того, картина принесла первую золотую статуэтку и юной Одри. Награду актриса принимала в платье, перешитом из финального наряда картины.
Самым интересным и плодотворным союзом для Эдит Хэд стало сотрудничество с Альфредом Хичкоком. Совместно художница и режиссёр создали 11 картин. Именно из-за Хича, как она ласково его называла, Хэд ушла со студии Paramount. Началом тридцатилетнего сотрудничества между Хэд и Хичкоком стала картина 1946 года «Дурная слава». Но первой значимой совместной работой оказалась картина «Окно во двор».
Как вспоминала Эдит Хэд о работе над этим фильмом: «Хичкок подчеркнул, как важно, чтобы одежда Грейс [Келли] помогла выявить конфликт в этой истории. Героиня должна была быть типичной красивой моделью, которая влюбляется в неряшливого фотографа. Он не уверен в себе и думает, что недостаточно хорош для неё. Хич хотел, чтобы Грейс выглядела словно предмет дрезденского фарфора, как что-то хрупкое, к чему страшно прикоснуться. Одежда также помогла продвинуть повествование. Чёрно-белое платье, которое я использовала в первой любовной сцене, имело простой вырез, который обрамлял её лицо на крупном плане. Затем, когда камера отодвинулась назад, бисерная вышивка на шифоновой юбке сразу же сказала зрителям, что она богатая девушка. Грейс появилась в пеньюаре в спальне Джимми Стюарта, но это была очень невинная сцена. Почему? Нога Джимми была в гипсе, и он был практически беспомощен, когда дело дошло до романтики. Грейс демонстрировала то, что ему было недоступно. Это был прекрасный пример необычного чувства юмора Хичкока».
Ещё одной важной совместной работой стала картина «Головокружение». В новом фильме Хичкока Ким Новак играет сразу две роли — приземлённую Джуди и отстранённую Мадлен. По задумке, их сходство и различие должны были быть выстроены в первую очередь через образы. Для таинственной Мадлен режиссёр хотел серый приталенный костюм, в котором актриса «должна выглядеть так, будто она только что вышла из тумана Сан-Франциско». Довольно понятная задача оказалась для Эдит Хэд на деле не такой уж простой. «Чтобы быть успешным дизайнером в Голливуде, нужно обладать комбинацией талантов психиатра, художника, модельера, костюмера, подушки для булавок, историка, медсестры и агента по закупкам. Я обычно не ввязываюсь в битвы, но создание костюмов Ким Новак для её роли в “Головокружении” Хичкока подвергло испытанию всю мою подготовку по психологии», — откровенно делилась впоследствии дизайнер.
Актриса сопротивлялась серому костюму настолько активно, что в итоге Эдит Хэд была вынуждена отправить её к Хичкоку. «Я не думала, что для него будет важно, какие туфли я ношу, — вспоминала Ким Новак. — У меня никогда не было режиссёра, который бы придавал особое значение костюмам, их дизайну, цвету. Две вещи, которые он хотел больше всего, были эти черные туфли и серый костюм. Когда Эдит Хэд показала мне тот костюм, я сказала: “О боже, мне будет очень трудно в нём работать”. Я также подумала, что могу использовать это для роли, — он может помочь мне почувствовать, что я должна быть Мадлен, что я вынуждена быть ею. И это сработало. Костюм и туфли были благословением. Они мне постоянно напоминали, что я не была собой».
Вклад Эдит Хэд в становление киноиндустрии настолько велик, что создатели полнометражного мультфильма «Суперсемейка» решили увековечить её в персонаже под именем Эдна Мод и снабдили таким описанием: «Cверхспособности: супердизайнер костюмов супергероев. Суперпрофессионализм: блистательная и успешная, начинала карьеру как ведущий модельер костюмов для супергероев». В стрижке с чёлкой и круглых очках с лёгкостью угадывается прототип персонажа — Эдит Хэд. Её энергию, талант, работоспособность и именитость до сих пор не смог превзойти ни один дизайнер костюмов.