Алфавит американского андеграунда: Роберт Нельсон

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Роберт Нельсон (1930–2012)


Художник, фильммейкер, преподаватель, строитель домов, энтузиаст коллективных арт-проектов. Муж и соавтор Гунвор Нельсон. Соучредитель Canyon Cinema (вместе с Брюсом Коннером и Ларри Джорданом) — одной из ключевых компаний-дистрибьюторов американского авангарда. Яркий представитель арт-сцены Сан-Франциско 60-х. Создатель множества фильмов, никогда не выходивших на экраны, и нескольких сумасшедших андеграундных хитов. 

Нельсон родился в Сан-Франциско в семье выходцев из Швеции. Учился живописи в нескольких местах, включая Институт искусств СФ, в то время — Калифорнийская школа изящных искусств. Сан-Франциско середины XX века представлял собой бурлящую богемную среду: Нельсон вспоминал, что студентами они ощущали себя в центре мировых арт-событий. В искусстве доминировал абстрактный экспрессионизм, занесённый из Нью-Йорка ещё в сороковые; широкой известностью пользовались такие художники, как Клиффорд Стилл, Ричард Дибенкорн, Дэвид Парк, Элмер Бишофф. Встречались и те, кто дезертировал в объектную живопись (вспомним внезапное и окончательное «обращение к реальности» того же Парка). Другие очаги интеллектуального притяжения: книжный магазин City Lights, тесно связанный с битниками и поэтом-активистом Лоуренсом Ферлингетти, и «Центр Дзен» с Сюнрю Судзуки Роши в качестве гуру. (На фоне подъёма ориентализма и восхода new age сильно вестернизированная «дзен-культура» в середине XX века стала увлечением многих молодых американцев.) Влившись в эту кипучую среду, которая позже, в 60-е, получит общее название California Funk Art, молодой художник Боб Нельсон сотоварищи создаст эксцентричный кинематограф, впитавший авангардные традиции, политическую сатиру, дзен-парадоксализм и битническое мироощущение.


В середине 50-х Боб знакомится с Гунвор, тоже шведских кровей, его будущей (уже второй) женой. «Мы оба были студентами, когда познакомились. Год прожили в Испании, в небольшом городке под названием Альтеа под Валенсией, где писали картины и наслаждались жизнью. Затем вернулись в Штаты, построили дом и продолжали писать картины. Тогда же мы сняли фильм для родителей Гунвор о строительстве нашего дома (“Building Muir Beach House”). Ещё один мы сделали годом позже (думаю, в 1961-м) — полноценный фильм, по написанному сценарию, снятый и смонтированный. Это была пародия на “В прошлом году в Мариенбаде” под названием “Last Week at Oona’s Bath” (“Прошлая неделя возле ванны Уны”)». В главной роли снялась маленькая дочь Уна, остальные роли исполнили молодые родители. Хотя Нельсон неуверенно датирует «Last Week…» 1961 годом, предположу, что снят он был годом позже, — учитывая, что релиз знаменитого фильма Алена Рене в США состоялся только в марте 1962-го. 

Вскоре молодые разведутся, но кино никто не бросит. Когда в 1965-м Гунвор и Дороти Уайли задумают протофеминистский фильм «Schmeerguntz» (впоследствии он вдохновит «Радикальных женщин Нью-Йорка» на акцию Miss America Protest с сжиганием бюстгальтеров), именно Нельсон подскажет им нюансы работы с портативной кинокамерой. Ко второй половине десятилетия Роберт и Гунвор Нельсоны будут заметными деятелями на сцене независимого кино Сан-Франциско. В 1966 году Нельсон подхватит важное начинание Брюса Бэйли и Чика Стрэнда, став соучредителем Canyon Cinema — этого калифорнийского аналога нью-йоркского Кооператива кинематографистов, действующего и поныне. Директором он пригласит Эдит Крамер, свою бывшую студентку (впоследствии она возглавит Pacific Film Archive). Но вернёмся к режиссуре.


В 1963 году Нельсон под влиянием своего друга, художника Билла Уайли (Уильям Т. Уайли), снимает «Plastic Haircut» («Пластическая стрижка», 15 мин.) — как и названия большинства других фильмов Нельсона, оно не имеет описательного смысла, но маркирует некий парадокс, нонсенс или семантический сдвиг. «Некоторые заголовки можно сразу распознать как правильные; это был один из них. Мне всегда это нравилось». Фильм-перформанс с участием странного персонажа в волшебной фуражке, обнажённой женщины и геометрических фигур стал настоящим авторским дебютом Нельсона, содержащим ингредиенты многих будущих картин: участие друзей, коллективное творчество, дух импровизации, абсурдизм, сюрреалистический и дадаистский след. Помимо Уайли, выступившего соавтором, в производстве приняли участие ещё двое друзей Нельсона этого периода — Рон Дэвис с его уличным театром политической сатиры The San Francisco Mime Troupe и композитор Стив Райх, написавший оригинальный саундтрек. Будущая звезда музыкального минимализма, Райх в те годы подрабатывал таксистом и охотно сотрудничал с радикальными художниками. 

По собственному признанию, работая над «Стрижкой», Нельсон впервые постиг кое-какие основы ремесла. «После того как мы закончили съёмки, у меня на руках оказалось 2000 футов плёнки. Выглядел материал очень плохо — сплошные повторения и длинноты. Я сражался с ним несколько недель, но всё казалось скучным. В отчаянии я начал делать кадры всё короче и короче, и когда вдруг увидел на экране энергию, вложенную в фильм, у меня наконец появилось первое настоящее понимание того, что такое монтаж».

Следующий проект Нельсона станет одной из наиболее известных картин американского авангарда 60-х. Сперва немного предыстории: 1954–1968 годы в США — период так называемого Civil Rights Movement, движения против расовой дискриминации. Фильм «Oh Dem Watermelons» (1965, 11 мин.) был первоначально задуман как интерлюдия к «The Minstrel Show: Civil Rights in a Cracker Barrel» («Шоу менестрелей, или Гражданские права в бочке с крекерами») — спектаклю уже знакомой нам SF Mime Troupe, высмеивающему расовые предрассудки. Музыку к спектаклю написал Стив Райх. Оператор Сол Ландау вспоминал: «Мы с Ронни Дэвисом решили, что нам нужен фильм для показа в антракте. Боб [Нельсон] принёс камеру, мы купили штук 25 арбузов (летом они стоили дёшево), и актёры труппы на протяжении двух субботних дней резали их, стреляли в них, гонялись за ними и трахались с ними, пока Нельсон с переменной скоростью их снимал». Ещё два месяца он монтировал, после чего вставил звуковую дорожку с титрами, как в караоке («Следуйте за арбузом и подпевайте!»), песни для которой, в стиле менестрелей, сочинил, опять же, Райх (использовав довоенные песни Стивена Фостера), а исполнили хором актёры. Общий бюджет картины составил 100 долларов. 

Вопрос, возникающий при её просмотре, примерно тот же, что возникает у неподготовленного зрителя и при знакомстве с другими фильмами Нельсона: «Окей, всё это очень живо и весело (особенно после того, как длительный статичный план с лежащим на полу арбузом сменит привычная нельсоновская суматоха), но что всё это значит и значит ли хоть что-нибудь?» Что ж, контекст позволяет предположить, что арбузы исполнили роль угнетаемых чернокожих, меньшинства, «других», и это становится особенно наглядным, когда их раскалывают и из них вываливаются мягкие «висцеральные» внутренности. Пожалуй, этот эпизод ярче всего символизирует максимальную степень «очеловечивания» гигантской ягоды, видимо, впервые сыгравшей столь значительную и драматическую роль на большом экране. Тем не менее из самого фильма его политический message не столь очевиден (что, возможно, к лучшему, поскольку оставляет простор для интерпретаций), и весёлые расправы над арбузами в качестве «других» вызвали воодушевление не у всех чернокожих зрителей (Нельсон рассказывал, что какая-то афроамериканская зрительница сочла фильм оскорбительным). К счастью, до нынешнего подъёма cancel culture во времена активности американских авангардистов было ещё далеко, иначе многие из них, включая самых благонамеренных, могли бы легко поплатиться за слишком смелые полёты своей фантазии. 


В то же время многие критики сочли иносказательную сатиру Нельсона весьма эффектной и остроумной. В рецензии журнала Film Quarterly Эрл Бодин (Earl Bodien) процитировал Маршалла Макьюэна, как раз в те годы писавшего о «высокообразованной публике» (highly literate people), не способной понимать изобразительное искусство (которое поэтому её чрезвычайно раздражает), притом что «рекламу она никогда не подвергает критике» («Понимание медиа: внешние расширения человека», 1964). Маклюэн заключает, что подобная публика не способна дискутировать о визуальном искусстве. К счастью, добавляет после этой цитаты критик, в Сан-Франциско появился режиссёр Роберт Нельсон, способный убедительно «спорить при помощи визуальных образов». Так или иначе, фильм, задуманный для показа в антракте, сделался знаменит и остался в истории кино независимо от спектакля «Шоу менестрелей», поставленного Роном Дэвисом.

Примерно в то же время Нельсон приступил к работе ещё над тремя проектами (все датируются 1964–1965 годами). «Thick Pucker» содержал откровенные виды Сан-Франциско (звуковой монтаж выполнил Райх). «Confessions of a Black Mother Succuha», котируемый некоторыми специалистами как один из важнейших фильмов Нельсона, предлагал зрителю смесь мягкого порно, телефонной рекламы и насилия (эти темы становятся важными для авангарда шестидесятых — вспомним, например, Джорджа Ландоу или Брюса Коннера). В «Oiley Pelosa the Pumph Man» запечатлена глубокомысленная сцена: человек раскачивается на качелях туда-сюда, пока некое автоматическое устройство стреляет ему в голову из револьвера. Также в фильме можно увидеть двух голых женщин, радостно качающихся на верёвке.

Период с 1966 по 1968 год — наиболее плодотворный в режиссёрской карьере Нельсона (если слово «карьера» подходит для андеграундного художника, не столько зарабатывающего своими фильмами, сколько тратящего на них собственные средства). Перечислю некоторые работы этих лет: «Hot Leatherette» (1967, 6 мин.) — «кинетический эскиз», увековечивший корпус разбитого пикапа, брошенного на скалистом утёсе возле Стинсон-Бич (Калифорния); «Jimmy Witherspoon & Penny Bright» (1967, 4 мин.) — эксперимент в духе Тони Конрада с закольцованным изображением, «повторяющимся до тех пор, пока глаза зрителя не взбунтуются»; «The Off-Handed Jape» (1967, 8 мин.) — наглядное руководство, «как действовать абсурдно»; «Grateful Dead» (1968, 8 мин.) — смонтированный в сверхскоростном режиме оммаж одноимённой рок-группе, тоже, как и Райх, только начавшей славный путь к вершинам мирового признания. 

Даже из этого перечисления ясно, что Нельсон не столько разрабатывал какое-то одно направление, сколько свободно экспериментировал в самых разных. Ещё один необычный фильм этого периода — «Awful Backlash» («Ужасная ответная реакция», 1967, 14 мин.), чей темп гораздо более медитативен по сравнению с мельтешением и беготнёй во многих других. На протяжении четверти часа мы видим один-единственный кадр, в котором мужские руки (принадлежащие мистеру Аллану — художнику, другу Нельсона и заядлому рыбаку) разматывают рыболовную катушку, методично опустошая запасы зрительского терпения.


Но главный опус этого периода — он же самый длинный, самый знаменитый, самый (рискну предположить) трудоёмкий и, может быть, самый глубокомысленный фильм Нельсона (задуманный и созданный вновь совместно с Биллом Уайли) — «Great Blondino» (1967, 42 мин.). Собственноручно снятый материал Нельсон перемешал с огромным количеством разрозненного found footage таким образом, чтобы все эти разрозненные фрагменты из разных источников не конфликтовали друг с другом, а вписывались в стилистически единое повествование. Главный герой, анахронично и клоунски одетый молодой канатоходец (Чак Уайли), словно прибыл в современный мир из прошлого. С завязанными глазами, толкая перед собой бессмысленную тележку, он неприкаянно бродит по Сан-Франциско, вызывая интерес проститутки и пристальное внимание спецслужбиста в штатском («Когда комитет услышал об этом парне, мы были совершенно уверены, что действует он не в национальных интересах»). Не имея возможности заняться здесь подробным разбором этого opus magnum, отмечу два момента. Во-первых, эти похождения одиночки не от мира сего, перекликаясь с «Цветочным вором» Рона Райса (1960), отсылают к романтической фигуре художника, беззащитного во враждебном мире, символизируемом мегаполисом. Во-вторых, обычная для Нельсона ирония (если не сарказм) — и сопутствующее ей «ниспровержение американского мифа» — в этом фильме явно уступают полноценно драматическому и даже мифопоэтическому регистру, периодически проваливающемуся чуть ли не в транс-кино (эпизоды, когда главный герой засыпает). Со временем «Great Blondino» суждено было стать визитной карточкой режиссёра и одним из по-настоящему знаковых образцов радикального американского кино 60-х. 

В эти годы Нельсон также начинает преподавать. В частности, учит живописи всех желающих в тюрьме Сан-Квентина. Читает лекции в родной Калифорнийской школе искусств. Начиная с семидесятых преподавание становится его основной профессией. Получив в 1979 году постоянное место в Университете Висконсин-Милуоки, Нельсон будет там работать вплоть до выхода на пенсию в середине 90-х. 

Фильмы, выпущенные им в семидесятые и позже, как правило, более неторопливы и менее шуточны. Не теряя в экспериментальном потенциале, они обнаруживают ослабший интерес автора к политике и возросший — к сновидениям, коллажам и всяческому footage, изыскиваемому Нельсоном повсюду, включая работы его учеников. Примером позднего творчества может служить «Hauling Toto Big» (1997) — мечтательный экзерсис, в который вошли и фрагменты, снятые им вместе с собственными студентами.

Вольный дух анархизма и юмора, исходящий от нельсоновской кинематографии, произвёл огромное впечатление на современников и коллег-кинематографистов младшего поколения. Среди тех, кто не скрывает оказанное на них влияние, — Фред Уорден, Крис Лэнгдон, Курт Макдауэлл, Майк Хендерсон. Возможно, в этот список следует включить и участников британской комик-группы «Монти Пайтон», чьи номера имели немало общих мотивов с хитами Нельсона. Были и такие, кто принял решение стать режиссёром непосредственно под воздействием «Арбузов», «Блондина» и прочих «Кожзаменителей», — к их числу относится Питер Хаттон. Единственное, что он смог вымолвить, впервые увидев на экране это хулиганство, был вопрос: «Погодите, а разве так было можно?» Дэвид Уилсон («Музей технологий Юрского периода»), потрясённый фильмом «Ужасная ответная реакция», не раз подчёркивал, что знает и других коллег, испытавших на сеансах Нельсона то же самое. Но гораздо менее известно то, что сам Нельсон совсем не обольщался относительно собственных художественных заслуг.


Широко известно его высказывание о связи искусства и радости: «Художники, которых я знал в молодости, были убеждены, что если творческий процесс становится слишком тягостным, то что-то вы делаете не так. [Помня об этом,] мы в своей работе хотели хорошо провести время». Это высказывание, провозглашающее приоритет процесса над результатом, а также весёлый и иррациональный характер его ранних фильмов чреваты ошибочным выводом о легковесности и легкомыслии подхода Нельсона к кинопроизводству. В действительности же, как показывает более пристальное изучение вопроса, Нельсон всегда был требователен к своим трудам, а нередко — и безжалостен. Считается, что многие фильмы 60-х он уничтожил, а другие — бесконечно переделывал вплоть до самых последних дней. «Гамбургский счёт», по которому Нельсон оценивал собственные ленты, десятилетиями препятствовал их нормальному распространению, что, между прочим, полностью устраивало автора, никогда не стремившегося к широкой известности. Критикуемый со всех сторон за «жестокое обращение» с собственным наследием, Нельсон неизменно настаивал на праве независимого режиссёра бесконечно переделывать свои картины: «Нет никаких правил... Я могу изменить их, я могу уничтожить их, я могу делать с ними всё, что хочу».

Следуя этому глубоко суверенному курсу, Нельсон в какой-то момент закономерно выпал из поля всеобщего внимания и едва не оказался забыт. Новая волна интереса к нему поднялась сравнительно недавно, когда, ещё при жизни художника, благодаря инициативе нескольких кураторов — и американских, и европейских — были организованы долгожданные ретроспективы. Одна из них состоялась в Вене. 76-летний Нельсон, которому оставалось жить около пяти лет, смог прилететь из США и принять в ней участие. Когда его спросили о творческих планах, он ответил, что хотел бы оставить после смерти небольшую стопку фильмов, которые надеется всё-таки завершить до своего ухода. Так он и поступил. Оказывается, так тоже было можно.


Читайте также
Алфавит американского андеграунда: Мари Менкен
Мари Менкен (1909–1970) Художница. Жена и соавтор Уилларда Мааса. Кинематографистка, снимавшая маленькие фильмы для друзей. Хозяйка (вме...
Алфавит американского андеграунда: Уиллард Маас
Уиллард Маас (1906–1971) Фрэнсис Уиллард Маас родился в Линдси, штат Калифорния, в богатой семье немецкого происхождения. Окончил...
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург, писатель, композитор, театральный пос...
Алфавит американского андеграунда: Тони Конрад
Тони Конрад (1940–2016) Математик по диплому, программист по профессии, музыкант по призванию, супрематист по складу ума и кинематографист по иронии...
Алфавит американского андеграунда: Ларри Джордан
Ларри Джордан (1934–) В мире, особенно в США, проживает так много Ларри Джорданов, что среди них найдётся даже несколько режиссёров...
Алфавит американского андеграунда: Майя Дерен
Майя Дерен (1917–1961) Поэтесса, эссеистка, танцовщица, исследовательница гаитянского вудуизма и просто жгучая брюнетка с выразител...
Также рекомендуем
Джеймс Бротон (1913–1999)Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», посвящаем этот выпуск ещё одному е...
Гарри Смит (1923–1991) Антрополог, музыковед, фольклорист, потомственный эзотерик, худ...
Кармен Д’Авино Кармен Д’Авино (1918–2004) — фотограф, живописец, скульптор, экспериментатор,...
Клас Ольденбург (1929–) Героями «Алфавита» до сих пор были только режиссёры (и режиссёрки), однако...
Джеймс Бротон (1913–1999)Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», посвящаем этот выпуск ещё одному е...
Гарри Смит (1923–1991) Антрополог, музыковед, фольклорист, потомственный эзотерик, худ...
Кармен Д’Авино Кармен Д’Авино (1918–2004) — фотограф, живописец, скульптор, экспериментатор,...
Клас Ольденбург (1929–) Героями «Алфавита» до сих пор были только режиссёры (и режиссёрки), однако...

Последние новости

Спасите наши души: пересматриваем дьявольские хорроры прошлых лет
Проверяем на прочность главные религиозные ужастики.
«Конклав» выйдет в цифре 26 ноября
Фильм отлично держится в американском прокате.
00:00