Ходите ли вы в театр летом? Так театры же ушли на каникулы, скажете вы! Может, и так. Но для ценителей всё ещё остаётся театр на большом экране — например, в рамках проекта Theatre HD. Это возможность увидеть редчайшие постановки со всего мира, в том числе российские спектакли, на которые не так легко попасть вживую.
Что смотреть из Theatre HD в Москве и Санкт-Петербурге этим летом, читайте в гиде Юлии Савиковской
«Аида» — брошенные в бездну среди кошек
Проект «Кино в ТВ», запущенный совсем недавно, представил зрителю и оперу «Пиковая дама» — фильм по одноимённой постановке Дмитрия Бертмана, и оперу из той же «Геликон-оперы» «Аида» с великолепными солистами — Еленой Михайленко в роли Аиды, стремительно набирающим известность тенором Иваном Гынгазовым в роли Радамеса и удивительной, почти мистической Юлией Никаноровой в роли коварной, страдающей и безответно влюблённой в Радамеса Амнерис.
Несомненно, в ряду этих названий великолепна «Аида» (премьера — 2022 год), и если пойти в кинотеатр с акустикой 3D, то вы и правда перенесётесь в мир страстей Древнего Египта, в котором музыка Верди доводит эмоции до высот трагизма и красоты одновременно. Дмитрию Бертману удалось сделать эту постановку невероятно красивой, золото косичек Амнерис перекликается с металлическим блеском страшных и завораживающих фигур дворца фараонов. С другой стороны, это не мумифицированный Египет, а современная (здесь есть и синяя кошка, и статуя с электрогитарой) воронка любви и смерти с чёрными фигурами прислужников фараона, на глубине которой Радамес и Аида остаются одни перед лицом смерти, пропев свою историю так, как это сделали бы древнегреческие герои, если бы умели петь. Режиссёр киноверсии Татьяна Астапова удлиняет и расширяет пространство сцены, одновременно приближая его к нам, делая его бесконечным и обволакивающим. В конце кажется, что Иван Гынгазов умирает в замкнутой пустоте тюремной клетки не в «Геликон-опере» и не на экране кинотеатра, а прямо перед тобой в метафизической тишине, где «гул затих» и «дальше — тишина».
Цыганов говорит голосом великого кукловода
Из драматических спектаклей этим летом в проекте можно увидеть «Женитьбу Фигаро» Бомарше в постановке Евгения Писарева из Московского театра имени Пушкина с Сергеем Лазаревым в роли Фигаро, очень любопытный спектакль-притчу Бориса Юхананова «Безумный ангел Пиноккио» по пьесе Андрея Вишневского, основанный на двух спектаклях Электротеатра Станиславский, а также — и мы рекомендуем его больше всего — удивительный спектакль «Я — Сергей Образцов», телеверсию аншлагового спектакля Центрального театра кукол имени Сергея Образцова с Евгением Цыгановым в главной и единственной роли самого Сергея Владимировича Образцова (если говорить не о куклах, а о присутствующих на сцене людях).
Премьера спектакля «Я — Сергей Образцов» состоялась в театре в 2022 году, это режиссёрская работа внучки великого кукольного волшебника Екатерины Образцовой, в соавторстве с Борисом Голдовским написавшей пьесу для этой постановки. Это по формату не очень длинный, почти камерный спектакль, в котором для нас, как в ореховой скорлупке, раскрывается вся история XX века (и действительно — родился в 1901-м, умер в 1992 году) через восприятие вечного мальчишки Серёжи Образцова. Куклы становятся теми историческими фигурами, кого Образцову удалось встретить, кто олицетворял для него мифы его собственной жизни.
Это «Портрет на фоне эпохи» — так обозначен жанр этого доверительного рассказа-беседы, основанного на автобиографии Образцова, спектакля. Великие артисты эпохи двигаются на сцене руками кукловодов театра (их задействовано более десяти) — и хотя говорит с нами только Образцов-Цыганов, мы видим людей, оживленных его памятью — от Чарли Чаплина до Фёдора Шаляпина, Лидии Руслановой и Любови Орловой.
Это скорее даже портрет личной эпохи, портрет культурных отсылок и референсов, мира, где жил художник — Цыганов, меняя до неузнаваемости свой голос и при этом не изменяясь внешне (хотя в конце зрителей ждёт сюрприз), проводит нас, как опытный экскурсовод, внутрь этого лабиринта — души великого художника, у которого и сны, и воспоминания, и жизнь были особенными.
«Кольцо Нибелунга» из лаборатории и неизвестная опера о Сибири
К сожалению, прямых трансляций с Зальцбургского фестиваля и фестиваля в Экс-ан-Провансе сейчас в проекте не увидеть (для этого рекомендуем заглянуть на платформы Mezzo и Medici TV, а также на канал Arte), однако можно вспомнить предыдущие жемчужины с разных оперных фестивалей и легендарных европейских площадок, где блистали и российские, и зарубежные звёзды.
Так, с древней веронской Арены на экранах идёт уже достаточно давний, но легендарный «Трубадур» Франко Дзеффирелли с Анной Нетребко, Юсифом Эйвазовым и более современная (2023 год) «Тоска» аргентинца Уго де Аны с Соней Йончевой в заглавной роли и Витторио Григоло в роли Каварадосси. Из Венской оперы можно посмотреть красочного и комичного «Севильского цирюльника» двухгодичной давности с Василисой Бержанской в роли Розины и Ильдаром Абдразаковым в роли ворчуна и интригана дона Базилио. Смотреть эти оперы стоит, несомненно, ради участвующих в постановках звёзд — бас Абдразаков пару лет назад блистал в «Ла Скала», а в России его можно периодически увидеть на сценах Большого и Мариинского театров. Анна Нетребко в последние годы не выступает в России, так что наслаждаемся её звёздной страстной персоной и могучим голосом на экране. Достойны любования и Соня Йончева и Витторио Григоло — итальянский жгучий тенор недавно посетил Петербург и пел на Дворцовой площади на фестивале «Звёзды белых ночей».
Но самыми интересными, с нашей точки зрения, станут оперы из тетралогии «Кольцо нибелунга» в постановке Дмитрия Чернякова.
Записи нашумевшей постановки тетралогии «Кольца Нибелунга» Дмитрия Чернякова из Берлинской оперы (каждую из четырёх опер можно посмотреть отдельно) можно увидеть и в Москве, и в Петербурге. Действие оперы переносится примерно в 1960–1970-е годы XX века, сюжет Вагнера становится частью непредсказуемого медицинского эксперимента, в котором над «нибелунгом» Альберихом, привязанным к креслу ремнями, проводятся странные манипуляции, в результате которых он и озлобляется на весь человеческий мир — и в итоге в конце, в «Гибели богов», восстаёт против этой репрессивной системы. Боги — это люди с властью, облачённые в белые халаты. Нибелунги — вовсе не злостные карлики. Чем закончится их противоборство, узнаем в кино.
«Сибирь» — Манон Леско становится декабристкой
Также очень любопытным выглядит показ в московской «Формуле Кино Европа» оперы Умберто Джордано «Сибирь» (1903) о любви куртизанки и русского солдата, где «Манон Леско» смешивается с декабристской историей, — эта редчайшая опера, где действие переносится из сановного Петербурга в Забайкалье, была поставлена Василием Бархатовым и продирижирована Валентином Урюпиным на Брегенцском фестивале в 2022 году. Эту оперу ни разу не видели многие музыковеды, и, думается, она понравится любителям западных интерпретаций российской истории.
«Саул» Генделя — ветхозаветная история, рассказанная в жанре красивейшего барокко
Последним артефактом в коллекции опероманов, заглянувших в кинотеатры, или же кинолюбителей, открывающих для себя оперу на экране, станет «Саул» Генделя из венского Театра ан дер Вин, где в 2021 году режиссёр Клаус Гут, дирижёр Кристофер Мулдс, а также звёзды оперной сцены бас-баритон Флориан Бёш (Саул), сопрано Анна Прохазка (Мерова) и великолепный контратенор Джейк Ардитти (Давид) объединились для показа на сцене истории мук утерянной власти и наступления новых времён в Древнем Израиле.
Шекспировские страсти из легендарного «Глобуса»
Также летом можно углубить знания шекспировских пьес и посмотреть уже достаточно давние по времени прямых трансляций, но очень полюбившиеся российским зрителям постановки из английского театра под открытым небом, исторического театра «Глобус» в Лондоне. К нему и его стилю можно относиться по-разному (люди стоят у сцены, нет сложных спецэффектов и театрального освещения), но никогда ещё Шекспир не звучал так аутентично, как здесь. Среди жемчужин показов из «Глобуса» — «Буря» Джереми Херрина с Роджером Алламом в роли Просперо и «Сон в летнюю ночь» бывшего художественного руководителя «Глобуса» Доминика Дромгула с великолепной Мишель Терри, которая сама стала руководителем «Глобуса» в 2018 году, в двойной роли Титании и Ипполиты. Ещё не видели, как директор театра играет в нём ключевые роли? Приходите посмотреть.
Изредка (например, 31 июля в «Формуле Кино Европа») можно насладиться самым большим хитом этого проекта — «Двенадцатой ночью» в постановке Тима Кэрролла с Стивеном Фраем в роли одураченного умника Малволио и Марком Райлэнсом в роли Оливии, — в Лондоне на этот спектакль было не попасть, не пропустите. Не знаю, удастся ли увидеть Стивена Фрая вживую (хотя в Англии я пересекалась с ним несколько раз на лекциях о Вагнере и в Ковент-Гардене на тех же «Валькириях»), а пока остаётся любоваться им и его искромётным юмором, помноженным на текст Шекспира, на экране.