На 46-м ММКФ в Конкурсе документального кино показали фильм «Мэй» (May). Это вторая режиссёрская и первая документальная работа китайского кинематографиста Ло Дуна, который получил за неё «Золотой кубок» как лучший режиссёр на 25-м Шанхайском кинофестивале. Ученица мастерской Сусанны Альпериной Александра Привалова посмотрела картину в рамках «Школы критики» и объясняет, почему «Мэй» — один из самых духоподъемных фильмов этого фестиваля.
Главная героиня Мэй — семидесятилетняя женщина, за плечами у которой два развода. Зритель знакомится с ней не постепенно, а сразу подхватывается ритмом её насыщенной событиями жизни. Мэй прекрасно обращается со смартфоном, ориентируется на запутанном вокзале, в оживлённом Шанхае — то есть она достаточно современный человек. Мэй не лезет за словом в карман, постоянно сыплет остротами: на рынке бойко торгуется, знает цены во всём городе, легко начинает общение с продавцами, рассказывает на всё кафе, что её спутник еле ходит и ему тяжело нести для неё даже небольшие покупки. Днём у неё свидания, игры в маджонг, поиск съёмной квартиры вместе с риелтором, вечером — танцы.
Мэй — самодостаточная женщина, которая всё о себе знает. Кавалер должен ей уж если не соответствовать, то точно не уступать.На танцах героиня оценивает обстановку, рассматривает кандидатов для знакомства, обсуждает мужчин с подругами. Мэй любит танцевать, но её танец — ещё и собеседование с партнёром.
Когда она танцует для себя, то просто закрывает глаза и растворяется в музыке. Оператор снимает это очень необычно: перед зрителем лишь лицо Мэй крупным планом, он не видит, как она танцует физически, но чувствует движения её души, ощущая внутреннюю красоту героини.
Мэй часто знакомится с мужчинами — она ищет спутника жизни. Но найти партнёра непросто. Кто-то плохо одевается, кто-то жаден в оплате счетов, а у кого-то нет своей квартиры. А если квартиры нет, то куда он приведёт свою женщину, что он сможет ей дать? Как они будут вместе гулять и ходить на свидания, если мужчине уже сейчас тяжело передвигаться? Женщина не стесняется проверить, хорошая ли рубашка на мужчине, а если нет, просит его остаться в куртке.
Все действующие лица фильма очень близко и душевно общаются друг с другом, независимо от того, когда они познакомились — только что на танцах, или они — давние закадычные друзья. Шанхай показан большим индустриальным городом, неприветливым и холодным, где все торопятся по своим делам. Поэтому старикам, которым уже некуда спешить, хочется тепла близкого человеческого общения. Мэй позволяет себе быть с ними прямой, она не кокетничает, а задаёт вопросы, которые важны всем, но в более юном возрасте стесняемся их задать.
Парадокс фильма в том, что героиня немолода, её лицо — всё в морщинах, когда она улыбается, видны отсутствующие зубы и неровно лежащая помада. Мэй небогата, поэтому носит простую одежду и ходит по городу с дешёвой, но удобной сумкой-тележкой. При этом Мэй — прекрасна! Режиссёру удалось показать красоту её внутреннего мира. Оператор подмечает бытовые привычки, манеру общения, мимику и жесты, в которых мы видим не только внешнюю — внутреннюю свободу. Мэй совершенно свободна в своих поступках и словах. Она не хочет тратить время на условности — она хочет жить!