Премьера фильма «Лапин» режиссёров Аси Олешкевич и Влада Краснослободцева прошла на фестивале дебютного кино «Дух огня» в Ханты-Мансийске полгода назад. На 32-м фестивале «Окно в Европу» в Выборге это кино показали снова, на этот раз уже вне конкурса, и на фоне остальной программы «Лапин» выглядел очень даже достойно. В начале сентября фильм выходит в прокат, и студент «Школы критики» Иван Пуляев рассказывает о том, какой получилась эта картина.
Валя Лапин (первая большая роль Михаила Иванова) — подросток из Москвы, который когда-то учился в элитной английской школе и наслаждался жизнью. Но что-то пошло не так, и однажды ему вместе с матерью (Надежда Лумпова) пришлось переехать из столицы в небольшой замызганный приморский городок, где ни знакомых, ни друзей, ни спокойствия, ни азарта. Как и полагается «настоящему» (читай: стереотипному) москвичу, Валя начнёт воротить нос от всего, что его окружает: герб маленького города у подростка вызывает раздражение, местным жителям он периодически прямо-таки хамит, а с новыми одноклассниками (Чингиз Гараев, Никита Манец и другие) даже не здоровается. А ещё мечтает поскорее отсюда выбраться, причём желательно до окончания школы: где-то на горизонте маячит отец, который живёт в Канаде, звонит редко, но зато зовёт переезжать к себе.
Кроме призрачной надежды на новую жизнь по ту сторону океана, у Лапина есть одно увлечение: он любит бегать. Раньше бегал в Москве, а теперь, когда учитель физкультуры (на редкость адекватный представитель профессии в исполнении Ивана Добронравова) заставит сдавать очередные нормативы, выяснится, что парень выдаёт лучшее время во всей школе. Тогда Лапин откроется зрителю с новой стороны, а на обыкновенный сюжет о взрослении наложится спортивная драма: теперь Валя готовится к городским соревнованиям и только и делает, что наматывает круги по пустому стадиону с огромной надписью «Труд». Для такого героя подобное времяпрепровождение выглядит очень органично, потому что бег, как известно, занятие одиночек. И хотя метафора это, прямо скажем, нехитрая, она отражает психологическое состояние подростка довольно точно: вот уже Валя Лапин превращается то ли в неизвестного миру Форреста Гампа, то ли в персонажа хантовского «Межсезонья», который ещё толком не распробовал вкус жизни.
Постепенно в фильме одна сюжетная линия распадается на три: с одной стороны — Валя готовится к соревнованиям по бегу, с другой — пытается разобраться в отношениях с матерью, которая тоже переживает не лучший период в жизни. Наконец, с определённого момента к действию подключается одноклассница Лиза (Таисья Калинина), явно симпатизирующая молодому человеку и даже, кажется, сумевшая постепенно добиться от него взаимного чувства. Все три линии авторы соединяют довольно умело, так что в итоге получается настоящая целостная драма взросления, неплохо разыгранная молодыми актёрами. Другое дело, что наблюдать здесь за одной частью сюжета интереснее, чем за другой: в частности, любовная линия, без которой история про мальчика-подростка, видимо, обойтись никак не может, прописана в «Лапине» приторно, конвенционально и предсказуемо. Предсказуемость вообще, надо сказать, становится одной из главных проблем фильма, которая выдаёт в авторах недавних выпускников киношкол (попробуйте, например, угадать, что отец из Канады прислал сыну в посылке, — и наверняка не ошибётесь).
Кажется, что кино будто бы разрывается меж двух полюсов: с одной стороны, это камерная инди-драма о мальчике, бегающем по утрам, а с другой — пафосная история про человека, который должен перебороть себя, справиться с ударами судьбы, а в финале ещё и выиграть в спортивном соревновании.
Таким образом, хорошо прописанные персонажи, тёплый цветокор и живая, искренняя интонация здесь соседствуют с предсказуемыми сюжетными ходами и симфонической музыкой, которая больше подошла бы фильму об олимпийских достижениях, а здесь выглядит скорее неуместно. Тем не менее, несмотря на все шероховатости, «Лапин» — это крепкое зрительское кино, которое всё-таки не теряет связи с реальностью, нестыдное кино.
Хочется верить, что «Лапин» своего зрителя найдёт; может быть, даже сумеет удивить. Всё-таки поначалу от истории про мальчика, который переехал в чужой город и не общается с одноклассниками, ждёшь сюжета или про буллинг, как в сериале «Плакса», или про какой-нибудь серьёзный подростковый конфликт. В итоге же всё выходит совсем по-другому, а авторам оказывается намного интереснее снимать про одного конкретного персонажа, точнее — про его переходный возраст. Про время, когда кажется, что все настроены против тебя, но стоит оглядеться — и увидишь, что вокруг не изверги, а просто живые, нормальные люди. Главное — открыться миру и просто идти вперёд. А если есть силы, можно и побежать.
Мастерская Никиты Демченко
Куратор текста — Сусанна Альперина