
Второй год подряд хитом международного проката становится экранизация бродвейского мюзикла «Злая». В начале этого года первая часть получила десять номинаций на премию «Оскар» и забрала две статуэтки в технических категориях (за лучший дизайн костюмов и работу художника-постановщика). Продолжение, экранизация второго акта театральной постановки вышло в кино аккурат под День благодарения в Америке, но, несмотря на успех первого фильма, сиквел собрал в прокате в три раза меньше.
О том, как мюзикл «Злая» стал национальным достоянием США и чем его история напоминает франшизу «Шрек», рассказывает Дима Елагин.
В стране Оз происходят большие изменения с того момента, как Эльфаба (Синтия Эриво) раскрыла лживый образ Волшебника и покинула город: девушка стала символом общей ненависти, а говорящих разумных животных обратили в рабство. Цель ведьмы — свержение Волшебника (Джефф Голдблюм) и колдуньи мадам Моррибль (Мишель Йео), настроившей всех людей против Эльфабы с помощью пропаганды. Пока она совершает диверсии и кратковременные вылазки из своего леса, её бывшая подруга Глинда (Ариана Гранде) стала новым символом страны и готовится к свадьбе с принцем Фиеро (Джонатан Бейли). Вот только мужчина влюблён в Эльфабу и всё ещё умеет отличать правду от лжи.

Для российского и европейского зрителя успех дилогии «Злая» может показаться натужным: хотя книга «Удивительный волшебник из страны Оз» знакома почти всем, основанный на ней бродвейский мюзикл стал американским феноменом благодаря колоссально плохой прессе. Двадцать два года назад кинокритики разгромили постановку, осудив второй акт и дыры в сюжете, но в кратчайшие сроки «Злая» отбила свой бюджет и до сих пор ставится в театрах. Конечно, триумф проекта можно объяснить тем, что за его производством стояла корпорация Universal Pictures и несколько матерых профессионалов (например, композитор «Злой» Стивен Шварц работал с самим Бобом Фосси), но гарантию успеха не способен дать никто.
В отличие от театральной постановки, киноадаптация имела подушку безопасности: её создатели не придумывали новый бренд, а развивали уже известный огромной аудитории. Пиар-кампания «Злой» — одна из самых запоминающихся за последние годы. Тут и огромное количество появлений актёров на телевидении (от классических музыкальных выступлений до кулинарных шоу), и «мемность» исполнительницы главной роли Синтии Эриво, образовавшей удачный тандем с певицей Арианой Гранде, напарницей по большинству сцен. Вместе они смешно взаимодействовали с интервьюерами, заливая их волнами заботливых комментариев. Во многом благодаря синергии их характеров дилогия «Злая» и преуспела, потому что экранные отношения героинь будто бы стали частью реальности.

Основной эмоциональный двигатель «Злой» — это любовный пятиугольник. Несса, сестра Эльфабы, влюблена в одноклассника Бока, он — в Глинду, Глинда — в Фиеро, а Фиеро — обоюдно, в Эльфабу. За этим круговоротом страстей кроется любопытный сюжет об изгое, который борется с агрессивным окружающим миром. Эльфаба отличается от остальных людей только зелёным цветом кожи (важный социальный аспект для США), но этого достаточно, чтобы все к ней относились подозрительно и предосудительно. Для «Злой» очень важна иная идентичность героини — сиквел начинается с кадров, где, кроме одежды Эльфабы, сначала видны оголённые части её тела, а затем волосы, заплетённые в тонкие косы. Никто не похож на неё, она представитель чёрной культуры в мире, где все похожи друг на друга, а власть находится в руках белых людей (исключение — глава школы магии мадам Моррибль, которую сыграла Мишель Йео). Кроме Эльфабы, с угнетением также сталкиваются животные и народ манчкинов, которых лишают прав. Магический мир быстро превращается в фашистский ад, где насилие почти всегда остаётся за кадром.
Конфликт между «нормальными» и «иными», а также цвет кожи главного героя может напомнить о франшизе «Шрек», изменившей правила игры в начале 2000-х. Уродливый и грубый злой огр оказался чувствительной личностью, которая в первой части тетралогии борется за свободу магических существ и на протяжении всех фильмов учится принимать себя таким, какой он есть. Шрек — квирный персонаж с уникальным образом жизни, не желающий встраиваться в мир людей и наслаждающийся своим одиночеством-изгнанием. Эльфаба во многом на него похожа: она так же стеснительна, одевается в стандартную человеческую одежду (правда, чёрного цвета) ради того, чтобы влиться в общество, и постепенно принимает свой «злой» образ.

Главное отличие между «Шреком» и «Злой» — в динамике отношений между героями. Если создатели фильмов о большом и ужасном огре почти всё время показывали мир с точки зрения магических существ, то в картине о ведьме она постоянно коммуницирует с людьми и состоит в тесной связи со своей подругой Глиндой. «Злая» — это не столько кино о принятии «другого» и иного себя, а о флюидности человеческой личности. Всё благодаря персонажу Глинды.
Обеим героиням отдаётся примерно одинаковое количество экранного времени, сначала они кажутся совершенно разными. Эльфаба талантлива в магии, но закомплексованна — а Глинда не умеет колдовать, зато понимает правила игры и легко очаровывает всех людей вокруг себя. Хотя вначале Глинда пытается изменить Эльфабу, переодеть её по всем законам жанра makeover movie (яркий пример поджанра — «Красотка»), их отношения не укладываются в динамику «учитель — ученик», они равноценны друг другу. Девушки по разным причинам, но в одинаковой степени неуверенны в себе и по-своему справляются с негативными эмоциями: Эльфаба (как и Шрек) закрывается от всего мира, а Глинда старательно пытается всем понравиться и оправдать чужие ожидания. Если в «Шреке» всегда ставились акценты на особенности героя и его постоянной борьбе за самобытность, то в «Злой» — на возможности изменить себя и общество вокруг к лучшему. Эльфаба, как и Шрек, исключительна и будет вечно «выделяться», а вот Глинда — типичный представитель мира людей. Абсолютная посредственность, которая принимает свои недостатки и тем самым освобождает себя. Абсолютная посредственность, сделавшая неоценимо смелый шаг любви к себе.









