«Завещание Анны Ли» Моны Фаствольд: эмансипация через религию в историческом мюзикле сценаристки «Бруталиста»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Завещание Анны Ли», кадр: William Rexer

Одним из главных претендентов на «Золотого льва» Венецианского смотра вскоре после премьеры стало «Завещание Анны Ли» Моны Фаствольд — напоминающая «Бруталиста» история неоднозначной религиозной деятельницы, основавшей своё движение. Кинокритик Дарья Тарасова рассказывает, чем так цепляет этот проект и почему о нём ещё точно будут говорить.

XVIII век, Великобритания. Всё, о чем мечтает манчестерская квакерша Анна Ли (Аманда Сайфред), — жить в гармонии с Богом, уважать мужа (Кристофер Эбботт) и вносить любой посильный вклад в жизнь местного религиозного сообщества. Когда в возрасте до года умирает уже четвёртый её ребёнок (неубедительная для супруга причина не пробовать зачать снова), женщина впадает в тяжёлую депрессию. Сомневаясь в собственной вере, она ищет ответ в коллективных кваркерских песнопениях и попадает из-за этого в тюрьму. Там Ли получает знак свыше: она — Христос во втором пришествии, её судьба — явить миру новый завет. Так рождается шейкеризм — от английского shake, поскольку во время песен-молитв адепты движения по стопам квакеров экстатически трясутся в такт. Анна находит последователей (Льюис Пуллман, Стэйси Мартин, Томасин Маккензи, Тим Блейк Нельсон) среди близких прихожан и устремляется вместе с ними в Новый Свет нести благую весть.

«Завещание Анны Ли», кадр: William Rexer/Vanity Fair

Тандем Моны Фаствольд и Брэйди Корбета (пара в жизни, кинематографисты поработали вместе уже над несколькими проектами) в очередной раз приковал к себе внимание на венецианской Мостре в 2024 году — масштабным «Бруталистом», где Эдриан Броуди предстал в роли талантливого архитектора с непростой судьбой. Корбет режиссировал, Мона выступила косценаристкой. Спустя ровно год итальянский смотр принял «Завещание Анны Ли» — срежиссированную Фаствольд ленту об эксцентричной религиозной деятельнице, где над скриптом, в свою очередь, трудился и Корбет.

Сравнивать картины неизбежно будут — дело и в схожей стилистике, и в похожем подходе к производственному процессу, и, скажем, в плёночном физическом медиа. Сами кинематографисты это понимают и даже ждут. Однако правильнее будет всё-таки назвать эти проекты антиподами: на пресс-конференции Фаствольд заявила, что устала от байопиков про известных исторических личностей-мужчин (отчасти камешек и в огород «Бруталиста», хоть это и фикшен) и наконец решила исправить ситуацию.

Мона Фаствольд и Брэйди Корбет с дочерью Адой и «Золотым глобусом» за лучший драматический фильм («Бруталист»), фото: Amy Sussman/Getty Images

Читайте также: Интервью с Брэйди Корбетом о «Бруталисте»

По большому счёту, причислить «Завещание Анны Ли» к байопикам нельзя — не потому, что фильм слишком отходит от деталей жизни титульной героини, но потому, что фактов о ней сохранилось слишком мало. Особое внимание в картине уделено музыке, ведь совместные песнопения были важной практикой шейкеров. Работая над ней, композитор Дэниэл Блумберг («Оскар» за «Бруталиста») изучил и интерпретировал множество религиозных гимнов. Поэтому с точки зрения жанра определить «Завещание» хочется в размытые рамки исторического мюзикла — о жизни Ли.

Рассказ о её судьбе поделён на главы, размежёванные стилизованными карточками с иллюстрациями и вычурными шрифтами. Поверх — голос рассказчицы, отсылающий к жанру Евангелия или, напротив, к фольклорной форме повествования. Фаствольд отмечала, что не хотела давать какую-либо оценку личности или деятельности Ли, а просто хотела рассказать её историю. Тогда и в самом деле хочется отклеить от проекта ярлык байопика и воспринимать его шире — как мощную историю эмансипации женщины в XVIII веке.

В то время у женщины было два пути — или служить Богу, или служить мужу. Ли, пережившая и смерти детей, и диктатуру супруга, определила для себя третий: осмелилась приравнять себя к Христу и, отказавшись от плотских удовольствий, отказала мужу. Для той эпохи этот выбор не то что экстраординарный — невозможный, чем и объясняется как её значимость для религиозных коммьюнити, так и исход её судьбы.

Аманда Сайфред на съёмках «Завещания Анны Ли», фото: Annapurna Pictures

Играть такого персонажа — задача для актрисы интересная, но крайне сложная. Сайфред удалось со всеми нюансами передать трансформацию героини на пути от скованной патриархальными узами женщины до харизматичной проповедницы и основательницы собственного прихода. Контекстуализировать путь помогают второстепенные герои — второплановый актёрский ансамбль делает это в первую очередь на уровне песен, погружающих в транс и зрителя, и хореографии (её ставила Селия Роулсон-Холл из фильма «Солнце моё»).

При смехотворном для проекта такого размаха бюджете (как и в случае с «Бруталистом», Фаствольд удалось уложиться в $10 миллионов) команда художников-постановщиков создала в ленте по-настоящему самобытный мир, который одновременно и пугает, и отталкивает. Пусть о Ли сохранилось не так много информации, дополнить её размашистый портрет удаётся за счёт скрупулёзной работы с деталями быта. Фасоны костюмов, ткани, предметы интерьера, архитектура — оператор Уильям Рексер (Сайфред он уже снимал в «Переполненной комнате») уделяет им столько же внимания, сколько экспрессивному языку тела фанатичных шейкеров.

«Завещание Анны Ли» уже сейчас можно называть одним из самых амбициозных и самобытных проектов года. Фильм возвращает неоднозначной и нечасто упоминаемой исторической фигуре справедливый масштаб и женскую агентность. Фаствольд не претендует на объективность, наоборот — она нарочно работает со стилизацией, хореографией, музыкой, чтобы превратить «Завещание» в гимн освобождению. Практика шейкеров перенимается: опыт просмотра хочется назвать экстатическим.