На «Кинотавре» показали фильм «На районе» с Данилой Козловским. Режиссёрский дебют Ольги Зуевой устроен непросто, но интересно. О фильме по просьбе Кино ТВ пишет Егор Москвитин.
Два друга из Владивостока, Вова (Илья Маланин) и Киса (Данила Козловский), очень хотят стать богаче. Киса настроен решительнее и поэтому берётся за любые поручения авторитета Шамиля (рэпер Нигатив), включая избиение женщин. Вова чуточку чистоплотнее: драться за деньги он предпочитает на подпольных боях, а за девушками ухаживает угрюмо, но красиво. Поэтому к нему разом проявляют интерес и начинающая актриса София (начинающая актриса Ангелина Стречина), и чья-то богатая наследница Лида (сама Ольга Зуева).
«На районе» — фильм, который по итогам этого «Кинотавра», вне всяких сомнений, будут энергично пинать: за неуклюжий сценарий, за растрату очевидных талантов, за вторичность сюжета, за Данилу Козловского, в конце концов. И в то же время «На районе» — фильм, который вызовет миллион приятных ассоциаций разной степени неточности: от «Форсажа» до «Города бога» и от «Последнего уикенда» Павла Санаева до «Умницы Уилла Хантинга» Гаса Ван Сента.
Однако в этом году он больше всего созвучен санденсовскому хиту Blindspotting, потому что и там, и там герои время от времени отвлекаются от криминала, чтобы прочитать рэп от лица всего поколения. В американском фильме это происходит немного театрально и сопровождается тыканием в камеру пистолетом, зато накал страстей и социальный подтекст таковы, что чутким рэперам стоит ждать песенных номинаций по итогам года. В русском фильме четвёртую стену никто не ломает. Не глядя на зрителя, герои устраивают между собой что-то вроде рэп-батла, в котором каждый отстаивает свои ценности и представления об успехе и дружбе. И эта ощетинившаяся, но совершенно мальчишеская лирика придаёт в целом неудачному фильму «На районе» харизму какой-нибудь «Восьмой мили».
То, насколько хрестоматийным пацанским кино оказался режиссёрский дебют Ольги Зуевой, кому-то из зрителей наверняка не понравится — и ему в голову без конца будут лезть фильмы, справлявшиеся с теми же задачами и убедительнее, и эффектнее. Но при этом стоит признать, что «На районе» занимает нишу, пустующую в нашем кино со времён «Нулевого километра». Это ниша то ли экстремального романа воспитания, то ли молодёжной криминальной драмы, которая не станет претендовать ни на документальное исследование преступного мира, ни на социальные комментарии, ни на артхаусные регалии — хотя фильм, прежде чем побывать на «Кинотавре», уже бывал на иностранных фестивалях, включая даже смотр в Объединенных Арабских Эмиратах. Это по-хорошему простое кино, которое пытается быть зрительским — как, кстати, и половина дебютов текущего «Кинотавра». И это хороший знак: уж что-что, а доступность нашим фильмам не помешает.
В «Лице со шрамом» Брайана де Пальмы и Оливера Стоуна есть небольшая и не особо заметная сцена, в которой Тони Монтана фантазирует, что бы было, переберись он в Майами на десять лет раньше. «На районе» — история ровно о том же: о выборе городов и точек, о болезненной необходимости сорваться с места, о противоречиях между тем, что на первом плане, и тем что ещё только маячит на горизонте, о борьбе желаний и страхов. Поэтому отождествить себя с гопниками из Владивостока сможет любой зритель младше тридцати — а может, и чуточку старше. Это неровная, но энергичная и пылкая драма для молодых и от молодых. Родившаяся во Владивостоке Зуева, полжизни проработавшая моделью за рубежом, явно знает, о чём говорит, поэтому её криминальной драме веришь — хоть она и не Кэтрин Бигелоу.
И Ольга Зуева, и оператор Федор Лясс провели много времени в Америке, поэтому текстура их Владивостока чем-то напоминает и Нью-Йорк, и Сан-Франциско, и Лос-Анджелес. Актёр Илья Маланин из ГИТИСа играет волевого неудачника с завидным стоицизмом: примерно так и представляешь себе самых юных героев мужских эпосов покойного Тома Вулфа. Оказавшийся на втором плане Данила Козловский с переменным успехом (большинство критиков, впрочем, скажет, что и вовсе безуспешно) изображает то Меркуцио, то Тибальда, но основная сюжетная линия, к счастью, так и не превращается в пересказ «Ромео и Джульетты». Из музыканта Нигатива получился карикатурный гангстер Шамиль, а трём актрисам достались яркие, но скорее функциональные, чем самодостаточные роли.
Все герои фильма — бойцы, так что и сам он напоминает драчуна: с собственными приёмами, без базовой техники, но с колоссальной волей к победе. Проблемы с техникой кроются в сценарии и работе с актёрами. К фирменным приёмам стоит отнести работу оператора, умение насыщать кадр деталями, музыкальный ритм и своеобразные, но цепляющие диалоги. Ну а с волей к победе всё ясно: благодаря «Кинотавру» открылся ещё как минимум один человек, который очень хочет делать крутое кино. И уже умеет вырезать себя, сокращать и рубить собственный текст и смотреть на производство фильма как на систему, а не как на импульс. Следующая работа Зуевой — сериал о фотомоделях для одного из больших телеканалов. Как минимум это будет дерзко и сексуально.