«Верни её из мёртвых»: демоническая ярость как воплощение скорби

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Верни её из мёртвых», кадр: A24

29 мая в российский прокат выйдет хоррор «Верни её из мёртвых». Это второй фильм ютуберов Дэнни и Майкла Филиппу, снявших в 2022 году зрительский хит «Два, три, демон, приди!» — историю про недетские забавы зумеров. Новый фильм выглядит более зрелой и шокирующей работой, но драматургически и концептуально остаётся таким же сырым, как и дебют. Подробнее рассказывает Роман Волынский.

Фильм открывается жуткими VHS-записями: толстый голый мужчина ползает вокруг женщины, бормоча то ли заклинания, то ли бессвязный бред. Затем появляется титр: «Это не культ». Разумеется, зритель в это не поверит.

Главные герои — Энди (Билли Бэррэтт) и Пайпер (Сора Вон), созависимые брат и сестра. Девочка страдает слабовидением, из-за этого над ней смеются одноклассники, а Энди вынужден её защищать, смягчая удары агрессивной среды. Вернувшись из школы, они находят отца мёртвым в душе. Соцслужбы отправляют сирот к приёмной матери — Лоре (Салли Хокинс), но та хочет взять только Пайпер. Возмущённый Энди добивается испытательного срока: через три месяца ему исполнится 18, и он сможет оформить опекунство над сестрой.

Брат и сестра переезжают в загородный дом Лоры, бывшей психологини и детской консультантки. Она сама недавно пережила трагедию — потеряла дочь. Как и многие героини британской актрисы Хокинс («Форма воды», «Беззаботная»), Лора чудаковата: из дома гремит музыка, на кухне выставлено чучело собаки, а её мешковатая одежда дополняет образ «деревенской сумасшедшей». Но главная странность — немой мальчик Оливер, застывший перед новыми членами семьи, словно истукан. Его пугающее, почти инопланетное выражение лица ясно даёт понять — с ним что-то не так. Однако Лора списывает всё на «особенности развития». В такую вот атмосферу попадают Энди и Пайпер.

Джона Рен Филлипс в фильме «Верни её из мёртвых», кадр: A24

Братья Филиппу вновь рассматривают человека в состоянии кризиса, переживающего утрату. Если в «Два, три, демон, приди!» героиня «подсела» на спиритические сеансы, то здесь фокус смещается на само горе — точнее, на неспособность с ним справиться. Скорбь здесь обретает агрессивную, почти демоническую форму. Хотя режиссёры и не анализируют природу этой трансформации, а лишь констатируют её как сюжетную данность.

Точно так же они не углубляются в мифологию мира. Например, что за культ мы видели на VHS-записях? Почему Лора настаивала на том, чтобы Энди поцеловал губы покойного отца? Что связывает героиню Хокинс с потусторонними силами? Придирчивого зрителя такая недосказанность может разочаровать. Однако, в сущности, стоит ли требовать подробных объяснений, если от фильма к фильму они сводятся к одним и тем же шаблонам?

«Верни её из мёртвых» лучше всего работает на сенсорном или телесном уровне. В самых мощных, если не сказать экстремальных, сценах демон в облике ребёнка с остервенением грызёт нож, мебель, даже собственную плоть. Кому-то такая прямолинейность покажется пустым эпатажем, рассчитанным на шоковую реакцию. Но можно увидеть в этом и метафору: ненасытная ярость потустороннего существа становится зримым воплощением скорби, которая без разбора пожирает все эмоции и чувства внутри нас. Поэтому перед нами не столько боди-хоррор, сколько очередной психологический фильм ужасов.

Салли Хонкинс в фильме «Верни её из мёртвых», кадр: A24

Братья Филиппу опять показали, что уверенно владеют кинематографическим инструментарием. Они чувствуют нужную крупность планов, знают, на чём задержать кадр, а где выдать напряжённую монтажную серию. Тем обиднее, что они практически не используют потенциал слабовидящей Пайпер. Лишь в одной короткой сцене мы видим мир её глазами — размытые силуэты и блики света. Создаётся впечатление, что её заболевание нужно исключительно для оправдания некоторых сюжетных ходов и освежения заезженной драматургической схемы. Впрочем, от режиссёрского дуэта, как это стало ясно из их дебюта, не стоит ждать экспериментов — он работает по отработанным формулам, пусть и эффектно.

Ещё один вопрос — как относиться к нарочитой и даже раздражающей попытке сделать антагонистку Лору неоднозначной фигурой. Ведь её злодеяния и прислуживание потусторонним силам мотивированы не безумием или острым психозом, а вполне человеческим чувством — горем. Сперва этот ход работает ненавязчиво, но в финальных сценах режиссёрские попытки вызвать к ней сочувствие становятся слишком манипулятивными. Однако этот промах компенсирует убедительная игра Билли Бэррэтта в роли Энди, любящего брата и жертвы газлайтинга. Его одновременно неуверенный и испуганный вид становится эмоциональным центром картины.

Последние десять лет режиссёры фильмов ужасов заняты тем, что пытаются раскачать жанр, привнести в него темы, которые были закреплены за серьёзным, драматическим кино. Получается не всегда — многие забывают, что зритель в первую очередь ждёт от хоррора, собственно, самого хоррора и напряжения. Но братьям Филиппу, при всех их недостатках, удаётся дать аудитории то, за чем она пришла в кинотеатр.