Гай Ричи на пике формы. Всем нравятся «Джентльмены», которых уже всерьёз сравнивают с «Карты, деньги, два ствола». КИНОТВ публикует первый (но не последний) текст о фильме — рецензию Анастасии Сенченко.
Гай Ричи под безупречный саундтрек возвращается к своей любимой теме. Он красиво и без спешки представляет всех действующих лиц. Здесь он — король зверей на давно освоенной территории. Повторяя свой коронный рассказ сквозь года, Гай Ричи разворачивает не гангстерскую, а стилистическую войну. Между пивом в слоу-мо и рваным монтажом своих первых фильмов. Между джентльменами с именем и авторитетами с кличками. Рассказчик с виски за полторы тысячи фунтов уже никуда не торопится.
Но азарт рассказчика — всё ещё самое главное в его историях. Ричи — самый крутой парень на этой вечеринке, которого слушаешь, открыв рот, но пересказать это уже не сможешь. Главное — не событие, а упоение от собственного (кино)красноречия, способности удерживать внимание сущей безделицей. В «Джентльменах» рассказчик самодовольно красуется на экране со своим готовым сценарием большую часть фильма, а после его герои вносят необходимые правки. Но обо всём по порядку.
Однажды вечером Рей (Чарли Ханнем) возвращается в свой роскошный дом, а там его уже поджидает Флетчер (Хью Грант) и жаждет продать ему историю. Рей — правая рука очень влиятельного бизнесмена Микки Пирсона (Мэттью МакКонахи), владельца 12 подпольных конопляных ферм на землях обнищавших аристократов. Флетчер — журналист с амбициями частного детектива и сценариста, который уверен, что раскопал сенсацию или по крайней мере сюжет на миллион. В главной роли его будущего хита — босс Рея Пирсон. Так что двое устраиваются поудобнее, и Флетчер начинает свою презентацию.
В ней речь пойдёт о том, как жадный еврей и алчущий власти китаец хотят купить у Пирсона его высокотехнологичный стартап. Пирсон подумывает о продаже, потому что уже заслужил себе место в аристократических кругах и такой бизнес ему не к лицу. Но цивилизованной сделке не бывать — то Флетчеру уж больно хочется оживить свой рассказ, то мелкое хулиганьё вынуждает марать руки. Шпаны в истории и правда много. Для того, чтобы джентльменам было кого воспитывать рассказами про Барри Уайта и политкорректность. Здесь Гай Ричи даёт немного Клинта Иствуда, который, разъезжая в образе наркокурьера, шутил как ему вздумается и глумился над подростками, беспомощными без ютуба.
Да, джентльмены много и зло шутят («китайцы обновляются быстрее, чем айфоны»), но никогда без надобности не переходят к действию. Подрастающее поколение, напротив, толерантно, в том смысле, что готово урвать свой кусок у любого вне зависимости от расы и статуса. И не только грустному Колину Фарреллу в роли Тренера, покровителя и наставника трудных подростков, приходится учить их хорошим манерам. Столкновение поколений в «Джентльменах» — самая задорная часть: серьёзным людям неуютно и не по себе только среди молодых, плюющих на иерархии и правила хорошего тона.
Сквозь года его заматеревшие герои, облачившись в дорогие костюмы, начинают борьбу со свинством и плохими манерами в криминальной среде. А это значит не только не заключать сделок с неподобающими по статусу, но и в целом — не мараться. В этом плане фильм занятно перекликается с финалом «Жмурок» Алексея Балабанова, когда все братки сменили кожаные куртки на костюмы и пересели в офисы. Перед джентльменами Ричи та же задача — не потерять лицо, потому что это единственное, что отличает их от прочего криминалитета. На экране набор сцен-испытаний их нового статуса: так джентльмены ведут себя с уличной шпаной, так — со сторчавшимися детишками аристократов, так — с наглецами и вымогателями, так защищают своих женщин (впрочем, в этом месте исключительно разгулявшаяся фантазия Флетчера).
На первый взгляд может показаться, что в фильме стильные англосаксы средних лет одерживают вызывающую победу над стереотипно жадным евреем, злым и рвущимся к власти китайцем и в основном темнокожими, карикатурно простодушными «Карапузами». Но это на первый. Выигрывает не белый мужчина, выигрывает большой капитал, надёжно увязанный с аристократическими традициями, которые давно поддерживает своим фунтом на благотворительных началах. Другими словами, джентльмены знают, как пристроить старинный комод в свой модный стартап. Они особый класс в иерархии, которая в Англии всё ещё любимая декорация и надёжная ширма.