В поисках истины: «Анатомия падения» — драма, победившая на Каннском кинофестивале

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Анатомия Падения», Про:взгляд

В российский прокат вышла судебная драма Жюстин Трие «Анатомия падения», победившая на Каннском кинофестивале этого года. Рассказываем, какой получилась новая работа многообещающей французской постановщицы, рассматривающая кризис отдельно взятой семьи с общественного и частного ракурсов.

Немецкая писательница Сандра Войтер (Сандра Хюллер) встретила своего будущего мужа, француза Самюэля Малески (Самюэль Тейс), в Лондоне. Они общались на английском, которым женщина владела в совершенстве. Из-за финансовых проблем и внутрисемейного кризиса пара вместе с 11-летним сыном Дэниелом (Мило Машадо Гранер) в итоге вынужденно перебралась на родину Самюэля и поселилась в старом альпийском шале. Сандра, так и не освоившая французский и чувствующая себя чужой в заснеженной глуши, продолжила писать, муж занимался преподаванием, втайне мечтая о собственной книге, а их ребёнок, в результате страшной аварии лишившийся зрения, совершал долгие прогулки с любимым псом Снупом. Однажды писательница давала интервью студентке, но им постоянно мешала громкая музыка, доносившаяся из кабинета Самюэля, — минусовка трека 50 Cent P.I.M.P., который «может быть оскорбительным для женщин». Раздражённая Сандра попросила девушку перенести их беседу и, проводив её, вроде бы поднялась к себе. В то же время Дэниел решил пройтись с собакой, а по возвращении наткнулся на мёртвого отца, выпавшего или выбросившегося из окна, а, может быть, мужчину и вовсе вытолкнули? В обстоятельствах смерти будут разбираться в суде, где Сандра предстанет подозреваемой в убийстве мужа.

Кадр из фильма «Анатомия Падения», Про:взгляд


Французская постановщица Жюстин Трие — лишь третья женщина-режиссёр в истории Каннского кинофестиваля, получившая «Золотую пальмовую ветвь». До неё главной награды самого престижного европейского киносмотра удостоились только Жюлия Дюкурно за боди-хоррор «Титан» и Джейн Кэмпион за драму «Пианино». «Анатомия падения» — настоящий триумф для Трие, уже исследовавшей кризис супружества в предыдущих фильмах — «Возрасте паники» и «Соблазне», но никогда прежде не выстраивавшей сюжет вокруг процесса распада одного брака. Творчество режиссёра так или иначе основывается на женской оптике, и последняя работа — не исключение. Зритель воспринимает трудно выносимые судебные заседания, рассматривающие обстоятельства смерти Самюэля Малески и занимающие почти весь хронометраж картины, с точки зрения Сандры Войтер, несмотря на то что показания её сына в итоге окажутся решающими для запутанного дела.


Жюстин Трие, заинтересованная в разрушении гендерных мифов, представляет женщин интеллектуальных и творческих профессий (героини её фильмов — журналистки, адвокаты, психотерапевты, актрисы и писательницы) сложно устроенными личностями с внутренними конфликтами, страхами, противоречивыми эмоциями и желанием действовать вопреки навязанным социумом ожиданиям как в работе, так и в семейной жизни. В «Соблазне» Сибил, уставшая от роли матери, сбегает в мир кино, рассчитывая побыть кем-то другим, а в «Анатомии падения» Сандра освобождается от груза проблем, выплёскивая их на страницы собственных романов в жанре автофикшн. Правда, из-за своеобразных попыток справиться с выгоранием героини Трие сталкиваются с общественным осуждением. Вот и Сандра во время заседаний стойко выносит порицание со стороны прокурора и психотерапевта покойного мужа, пускающих в ход мизогинные взгляды. Первый упрекает героиню в изменах, о которых она честно рассказывала супругу, давно отказавшемуся от близости, а второй и вовсе обвиняет женщину в плагиате идей и «ментальной кастрации» Самюэля. Однако никто, кроме адвоката писательницы, знающего о браке клиентки больше остальных, не хочет видеть в ней пострадавшую от эмоционального абьюза. Хотя даже запись скандала, проигранная в суде, подтверждает факт продолжительного психологического насилия.

Кадр из фильма «Анатомия Падения», Про:взгляд

На Сандру, не растворившуюся в заботе о близких и сделавшую успешную карьеру, как будто ополчился весь мир, и от его бессердечности женщине ещё долго придётся обороняться, стиснув зубы. Бесконечные следственные эксперименты, опрос свидетелей и публичное препарирование разногласий супругов станут новой реальностью для героини, но она сильная и сможет выдержать всё. Лишь однажды Сандра разрыдается вдали от осуждающих взглядов — в машине адвоката, с которым её связывает нечто большее, чем тесное сотрудничество. Жюстин Трие убедительно рассказывает историю женщины, которая борется за право быть собой. Несовершенной, в чём-то эгоистичной и тщеславной, но точно не готовой расплачиваться за чувство собственного достоинства. «Анатомия падения» скорее оглядывается на «Истину» Анри-Жоржа Клузо, чем на бергмановские «Сцены из супружеской жизни». В драме 1960 года героиню Брижит Бардо хотели признать виновной в убийстве бывшего возлюбленного только за её «распущенность» и свободомыслие, не соответствующие нормам патриархального общества. Трие смело уверяет нас, что с тех пор мало что изменилось. Постановщица также заимствует идею Клузо о том, что «истинная истина» — это та, которую выбирает для себя каждый зритель, ставший свидетелем романа, в данном случае — обречённого брака. В суде сыну Сандры и Самюэля открывается неприглядная суть частых ссор родителей, украдкой не увиденных, но услышанных мальчиком. Дэниел отчаянно хочет докопаться до правды и определиться, на чьей он всё-таки стороне. Но из обрывочных ощущений, связанных с запахами, звуками и прикосновениями, невозможно собрать точную картину трагедии. В стрессовой ситуации воспоминания нередко искажаются или вовсе подменяются ложными. Правды не существует, возможна лишь её интерпретация. Соцработница, приставленная к Дэниелу на время судебного разбирательства, предлагает ему «поверить в то, во что он сам решит поверить». Фемида, предстающая в обличии незрячего ребёнка, отнюдь не беспристрастно выносит свой вердикт. То же самое предстоит сделать и зрителю.

Кадр из фильма «Анатомия Падения», Про:взгляд

«Анатомия падения», изредка смещающая фокус с душного зала суда на заснеженные пейзажи французских Альп, длится два с половиной часа, но пролетает за один миг во многом благодаря высококлассной игре немецкой актрисы Сандры Хюллер. Она уже снималась у Жюстин Трие — играла амбициозную и бескомпромиссную женщину-режиссёра в «Соблазне». Здесь же актриса талантливо сменяет одно амплуа за другим в зависимости от предлагаемых её героине обстоятельств. Сандру постановщица писала специально под Хюллер, вероятно, поэтому у той сложился полный мэтч с персонажем. Давая интервью студентке, героиня кажется уютной и добродушной, пока муж не выводит её из себя, в суде она непоколебимо настаивает на своей невиновности и хладнокровно отвечает на оскорбительные вопросы, на записи скандала срывается на крик, обозначая собственные границы, и высокомерно ставит супруга на место, уличая его в банальной зависти, в общении с сыном проявляет безмерную нежность, а в глазах журналистов выглядит чуть ли не Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта» (та тоже «написала убийство»). Актёрская пластичность Хюллер удивляет на протяжении всего фильма — она почти дотягивает до драматического уровня Кейт Бланшетт.

«Анатомия падения» — пристальное и в то же время довольно размытое судебное и частное наблюдение за падением одного брака, где язык компромисса, английский, так и не стал ключом к взаимопониманию. Новая работа Жюстин Трие, питающей слабость к тру-крайму, — не только захватывающий процедурал с детально продуманными диалогами и плавными переходами от публичного к личному, но и крепкая драма о женщине, достойно справляющейся с выпавшими на её долю испытаниями. Верить или нет словам Сандры «Я его не убивала» — дело ваше. Трие и не стремится сделать из героини святую. Режиссёр только осторожно напоминает: женщине, которая хочет защитить свои интересы, иногда приходится быть хищницей, что бы это ни значило.

Читайте также
«Байки на Хэллоуин»: я расскажу тебе историю
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.
«Подменыш»: мрачное городское фэнтези об утрате по роману Виктора Лаваля
Пугающая одиссея по неожиданным уголкам Нью-Йорка.
«Клетка ищет птицу»: горизонт покоя
Тихая драма о взрослении, снятая на Кавказе.
Бунтарь поневоле: рецензия на фильм «Рыжий» про поэта Бориса Рыжего и трагический голос эпохи
Кинокритик Елена Зархина о новом фильме актёра и режиссёра Семёна Серзина.
«Дурные деньги»: бунтари из интернета против богачей с Уолл-стрит
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
Также рекомендуем
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...
Главный киносмотр Европы открылся семейной драмой иранского режиссёра Асгара Фархади, двукратного обладателя «Оскара» и...
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Ме...
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнус...

Последние новости

«Пацаны» официально продлены на пятый сезон
Премьера четвёртого состоится уже 13 июня.
Проходим за кулисы «Новой империи» с видео о Годзилле
Блокбастер уже доступен в цифровом формате.
Гай Ричи работает над новый фильмом под названием «Жена и собака»
Который будет представлен на Каннском кинофестивале.
Кевин Костнер раскрыл детали своего ухода из «Йеллоустоун»
Проблемой стали продюсеры, менявшие график съёмок сериала.
Крис Хемсворт встал на защиту супергероики
Актёр выступил против Мартина Скорсезе и Фрэнсиса Форда Копполы.
00:00