Лазерные бластеры, сверкающие космические мечи, имперский гнёт, праведная месть — на Netflix состоялась премьера нового научно-фантастического фильма Зака Снайдера. Долгие годы постановщик вынашивал идею собственной вселенной, вдохновлённой «Звёздными войнами» и хрестоматийным сюжетом «Семи самураев». Рассказываем, каким именно получился футуристический винегрет от визионера, подарившего миру «Хранители» и «300», в рецензии Анастасии Сенченко.
На задворках рушащейся космической империи неспокойно. На луне Велдт с неземной (что логично) красоты пейзажами и плодородными землями община фермеров живёт ручным земледелием и надеется сохранить нейтралитет. Надежды рушатся, когда на горизонте появляется гигантский космический дредноут верного солдата империи, адмирала Аттикуса Нобла (Эд Скрейн). Нобл сообщает, что даёт фермерам 10 недель на сбор урожая, который он намерен изъять на военные нужды, и для пущего эффекта убивает несговорчивого предводителя поселенцев. Единственной надеждой общины становятся фермер Гуннар (Михил Хёйсман), который знает, где искать повстанцев, и дезертирка Кора (София Бутелла), которая знает, как убедить их объединиться и защитить далекий от военных катаклизмов земледельческий рай.
Вышедший в минувшую пятницу на Netflix пышный космический эпос Зака Снайдера ждали с пристрастием. Летом журнал Empire посвятил «Мятежной Луне» целый спецвыпуск, из которого, в частности, стало известно, что библия проекта составляла 450 страниц, а идея фильма возникла у Снайдера ещё в 1980-е, когда он был студентом-киноведом и мечтал о «“Семи самураях” Куросавы в космосе». Снайдер даже пробовал продать проект президенту Lucasfilm Кэтлин Кеннеди, чтобы снять свою историю во вселенной «Звёздных войн». Однако стать частью этой вселенной у Снайдера не получилось. К сожалению, не получилось пока и создать собственную.
В англоязычной прессе «Луну» ругают с каким-то упоением, но такой разгромной критики она всё же не заслуживает. Над Снайдером уже давно витает проклятие мастера авторских и неформатных блокбастеров, которые обречены выпускаться в двух версиях. Плохая новость в том, что не великую, но точно достойную режиссёрскую вновь предваряет недостойная, обточенная под формат. Тем не менее даже в таком виде в блокбастере Снайдера легко опознаётся рука мастера. Он, как всегда, нетороплив, визуально безупречен, мрачен, монументален и небрежен к драматургии — кажется, ровно то, чего и ждешь от режиссёра «Спартанцев» и «Лиги справедливости».
История здесь настолько неоригинальна, что её, пожалуй, невозможно проспойлерить: приёмная дочь тирана, обученная в элитных войсках, восстала против отца и теперь вместе с миролюбивым фермером и охотником за головами путешествует от планеты к планете, собирая воинов, страстно желающих поквитаться с империей. Снайдер делает ставку на простую и ясную структуру: путешествие по неведомым мирам с красочными остановками для осмотра основных достопримечательностей и демонстрации удали и непокорного духа нового героя — этакая смесь «Стражей Галактики» и «Волшебника страны Оз». Но в нынешней кинотеатральной версии аттракцион вышел скомканным: часть остановок и сольных сцен персонажей вновь пали жертвой детского прокатного рейтинга PG-13 и удобного кинотеатрального хронометража. Сам Снайдер обещает поклонникам свою режиссёрскую версию и заверяет, что это будет не дополнение, а «совершенно другой фильм». Не стоит также забывать, что декабрьская премьера — лишь первая часть истории, продолжение которой зрители увидят на Netflix 19 апреля 2024 года.
Простой, схематичный сюжет у Снайдера раньше всегда компенсировался исключительной визуальной выразительностью, магическим умением режиссёра управлять временем, пространством и зрительским взглядом. Если вспомнить режиссёрскую версию «Лиги справедливости», которая стала главной победой автора над империей Warner, станет очевидно, что в его прочтении блокбастер превращается в древнегреческий эпос. Каждого героя режиссёр выводил на сцену неспешно и обстоятельно, как титана, с особой торжественностью и знаменитым слоу-моушеном. Рассматривая произведения этого художника-монументалиста от массового кино, невольно чувствуешь себя Флэшем с непреодолимой потребностью ускорить слишком неторопливую реальность. Сбивчивый, обрывочный сюжет «Луны» в её нынешнем виде превращает её в рядовую, дорогую и нарядную копию «Звёздных войн».
Но есть в «Луне» и удачные заимствования. Немало оживляют это эпическое космическое путешествие свежие для большого кино референсы из хитовых компьютерных игр: корабль адмирала Нобла, кажется, залетел сюда из Homeworld, а тиран обитает где-то во льдах World of Warcraft: Wrath of the Lich King. Куросава и «Волшебник страны Оз» в мире World of Warcraft всё же выглядят освежающе. Кроме того, нужно отдать должное Снайдеру, который на этот раз сам стоял за камерой, ваяя свои идеальные картины.
Дополнительные сцены наверняка добавят истории стройности, масштаба и объёма, но не исправят другую насущную проблему: новая вселенная Зака Снайдера полнится старыми штампами. Даже не видя фильма, нетрудно догадаться, что стало с родителями Коры. Искусно владеющая мечами и сыплющая мудростями воительница обязательно азиатка (Пэ Ду-на), укротитель зверей обязательно Тарзан с голым торсом (Стаз Нэйр). Здесь крестьяне мнут почву в руках и вдыхают её аромат в свете заходящего солнца, а ещё ходят в грязной рабочей одежде даже по праздникам. Ну и куда же без милого робота, робеющего от доброй девичьей улыбки. Возможно, если Netflix продолжит упорно развивать авторскую вселенную Снайдера, расширяясь, она преодолеет границы штампов. Задатки для этого есть, например, светящийся, как лава-лампа, слизень, подключающийся к человеческому телу для общения, или паучиха с лицом Джены Мэлоун. Если бы эти персонажи преобладали над изрядно утомившими восточными мечницами и мятежными сиротками, возможно, это путешествие было бы намного увлекательнее.